Очень часто посетителей кинотеатров беспокоит вопрос цены. Многие зрители недовольны высокими ценами на кинопоказы в городах нашей страны. Объективны ли эти недовольства? Как дело обстоит в районах области, где платежеспособность населения все же ниже, чем в областном центре. На вопрос о ценовой политике кинозалов областной киносети корреспонденту ПЛН ответил заведующий отделом проката кино и видеофильмов ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция» Евгений Левкович.
- Каковы главные ценовые тенденции в области кинопоказа у нас в области?
- Кинотеатры областной киносети работают по оптимальной ценовой политике, не завышая цены на билеты. Средняя стоимость посещения кинозала – 150 руб. На сегодняшний день, объективно, это совершенно нормальная цена, и я пока не вижу предпосылок для ее роста. Возможно, цены на билеты будут возрастать, могут иметь место инициативы, пожелания, вынужденные меры руководства районных кинозалов, но в целом в краткосрочной перспективе тенденции к повышению цены нет. Дистрибьютором обозначается минимальная стоимость билета на тот или иной билет, она закрепляется в договоре на право использования кинофильма, а затем уже из анализа своих затрат, кинотеатр делает свою наценку. Цены, которые сейчас существуют в районных кинозалах областной киносети, отвечают пользовательским возможностям. К данному выводу мы приходим, основываясь на отчетах о посещаемости, а также на отзывах зрителей.
- Многие кинотеатры каждый месяц или даже неделю объявляют акции для клиентов (скидки, «легкие» дни, два по цене одного и т. п.). Оправдана ли подобная стратегия? Как часто стоит кинотеатру устраивать акции для клиентов?
- Конечно, оправдана, иначе это бы не внедрялось. Однако, скидки в основном делаются на те проекты, которые уже идут не первую неделю, или даже в скором времени уйдут из проката. На этих проектах в первые недели кинотеатр уже «собрал сливки», и он хочет напоследок завлечь зрителя минимально возможной ценой. Но есть и другие случаи. Повторюсь, дистрибьюторы в договоре часто указывают нижнюю планку цены за билет, ниже которой кинотеатр опускать не должен. Дальнейшая наценка это дело кинотеатра. Поэтому цены различаются. Например, в Пскове есть два вам хорошо известных кинотеатра, многозальный и однозальный, отличающиеся не только количеством залов, но и ценами. Конкуренцию никто не отменял. Однако, мое, чисто субъективное мнение, что если в вашем кинотеатре цена на премьерные фильмы в два раза ниже, чем у соседа, то это не хорошо. Это уже демпинг, продажа билетов по искусственно заниженным ценам, и менеджмент кинотеатра, по сути, расписывается в том, что не умеет выстраивать работу по привлечению зрителя, чтобы оказываемая услуга стоила вровень с конкурентами. Привлекать зрителя дополнительными услугами и преференциями, конечно, гораздо сложнее, чем уронить цену. И не совсем понятно для чего ее ронять? Ведь это делается обычно для того, чтобы проникнуть на рынок киноуслуг, здесь случай не тот, его знают все, рынок для него не новый, а вытеснить многозального конкурента вряд ли получится. Отсюда вывод – всегда нужно находить что-то новое для привлечения зрителя. И мы этому следуем.
- И какой маркетинг оправдан для учреждений кинопоказа?
- Районные кинозалы областной киносети существуют относительно в условиях монополии, однако ни в коей мере не пользуются этим преимуществом, не завышают цены, а работают по социальноориентированному ценнику. Районные кинозалы – однозальники единой ценовой категории, ценовое зонирование зала у нас отсутствует. Однако, кинозалы используют определенные программы лояльности. Районники стараются «брать» зрителя разносторонним, широким репертуаром, а также рядом сопутствующих услуг, в частности работой детских киноклубов, работу которых они запустили совместно с «Театрально-концертной дирекцией» и проектом «Кинодетство. Платформа равных возможностей».
- Чем в плане ценовой политики однозальники областной киносети отличаются от других кинотеатров? Цены все же ниже? А качество?
- С качеством все в порядке. Стоит новое высококачественное оборудование. Хорошая картинка, неплохой звук. Нужно понимать, что цена билета в кино берется не с потолка, а складывается из многих аспектов. Частник, который вложил деньги в строительство, в закупку оборудования, не будет работать по мизерным ценам, надеясь на неиссякаемый зрительский поток. Потому что рано или поздно, в соответствии с инфляцией и различными ситуациями в сфере законодательства, в первую очередь налогового, и так далее, цену на билет поднимать придется, а это уже проблема отсутствия зрителей в кинотеатре, и за ней последуют все остальные.
- А у районных кинозалов какая ситуация?
- У районных кинозалов - немного другая, они не понесли издержки на оборудование, им оно было поставлено в рамках программы Фонда кино по кинофикации малых городов. Конечно, они нацелены на то, чтобы зарабатывать, поддерживать свой зал, текущие затраты никто не отменял, деньги нужны. Однако вместе с тем, районные кинозалы несут и социальноориентированную миссию. У них не настолько развязаны руки, как у частного кинозала, например по формированию репертуара. Они ограниченны рамками 50% доли отечественного кино и еще рядом условий, в этом плане сложнее. Районные кинозалы все же стараются покрывать свои текущие затраты и зарабатывать на кинопоказе. Но, реализация программ кинофикации в малых и средних городах - в большей степени это не вопрос бизнеса и коммерческих проектов, это реализация социальной функции государства.