Общество

Акценты Донецкого: Бюджетный армагедец, каминг-аут Чаплина и дело-труба

25.12.2015 19:40|ПсковКомментариев: 32

Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.

Заголовки выпуска.

Бюджетный армагедец. Принятый бюджет региона внушает исключительно пессимизм.

Чаплину сделали «монтаж». Священный синод РПЦ уволил одного из самых известных своих спикеров.

Дело — труба. Во что превратится памятник конструктивизма на набережной реки Великой?

Традиционно календарный конец года — время страданий по бюджету. Причем страданий публичных, как и пристало это депутатам. Сценарий почти всегда один и проверен временем. Фракции местного парламента лихорадит. «Единая Россия» предлагает свой вариант законопроекта из недр областной администрации, а филиалы партии власти, здешние отделения ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России», интенсивно проект бюджета критикуют. В последние годы большой и яркий вклад в критику бюджетов вносил человек-фракция «яблочник» Лев Шлосберг, который лучше всех знал, куда потратить деньги. Финал у этих страданий всегда был один — закон о бюджете непременно принимался, причем в версии «партии власти», и регион продолжал жить со всеми тяжкими: дефицитом, секвестированиями, обслуживанием долга и прочими проблемами.

Независимо от того, тучные годы были на дворе, или хилые, главный финансовый документ региона служил отличной PR-площадкой для местных партий. В этом году не совсем так. Нет, необходимость пиара у псковских партийцев вроде бы не отпала, как раз, наоборот, в виду близости очередных выборов стала острей и насущней. Но это почти не отразилось на бюджетных страданиях образца 2015 года. Да, критика звучала, куда ж без нее? Но в основном как-то вяло и без особого энтузиазма.

Видно, депутатам «не до пустяков». Видные спикеры весьма сдержанно, как бы вполголоса покритиковали бюджет. Партия власти молча проглотила упреки. Главный спикер собрания Александр Котов назвал проект бюджета «сбалансированным». На том и порешили. Вторая редакция прошла без шума и пыли. На заседание не удосужился явиться даже губернатор, справедливо, видимо, полагая, что вопрос принципиально решен.

Между тем, люди, которые что-то понимают в экономике, иначе как «финансовым Армагедоном» бюджет будущего года не называют. У Псковской области уже 15 миллиардов долга, только на обслуживание которого в будущем году должен уйти миллиард рублей. Откуда власти собираются изыскивать ресурсы?

Вот тут, кстати, и о критике. Депутат от ЛДПР Сергей Макарченко «наехал» на расходную часть бюджета, и в качестве главной цели своего наезда выбрал ведомство Александра Машкарина - управление по связи и массовым коммуникациям. Мол, вот откуда ресурсы! Сославшись на опыт соседней Новгородской области, где губернатор Сергей Митин сократил свою пресс-службу, а комитет по связям со СМИ якобы разогнал, депутат Макарченко обратился к цифрам затрат на вышеупомянутый комитет, где и обнаружил деньги.

Депутат выяснил и озвучил для коллег информацию, согласно которой в управлении трудится 25 сотрудников, при этом 5 заместителей, из которых аж два — первых! «Не знаю, как такое бывает - два первых, - заявил Сергей Макарченко. - В управлении соцзащиты три, а в этом управлении, непонятно чем занимающемся, - пять». На дрова, мол, для котельных не можем денег по сусекам наскрести, а тут такое расточительство. Губернатору, де, и одного пресс-секретаря достаточно. Всякие «бесполезные» управления, мол, должны быть сокращены как минимум на два-три человека.

Подчеркну, это точка зрения депутата Макарченко. На счет «бесполезности» самих депутатов ведь тоже можно поспорить. Что думают сейчас в связи с репликой Макарченко в комитете по связи и массовым коммуникациям, мы не знаем, официальных пресс-релизов к нам не поступало, но лично я почему-то подозреваю, что кроют депутата ядреным матом, причем вслух и не стесняясь.

Понятно, что всяких критиков на общественных началах у нас всегда предостаточно, но меня всегда удивляла легкость, с которой чиновники тире депутаты жонглируют цифрами. Премьер Медведев, например, говорит о 10% госслужащих, которых нужно сократить в 2016-м году. Депутат Макарченко ведет речь о минимум двух-трех единицах. Словно это все какие-то абстракции, а не живые люди, которые завтра окажутся на улице. Хорошо, если с выходным пособием.

А я напомню господину Макарченко и другим, что буквально полгода назад именно администрация области, не без участия того же самого ведомства Александра Машкарина, железной рукой взяла и ликвидировал местный телеканал «Телеком». Отказав телеканалу не только в финансировании, но и в самом существовании, по принципу: «И самим не надо, и другим не дадим». Была ли такая необходимость? Вот в чем вопрос. И никому почему-то не было особо жалко людей, коллектив профессионалов, который ежедневно выдавал в эфир два часа контента, и не было жалко сам информационный ресурс с более чем двадцатилетней историей. И даже нашлось немало критиков, между прочим, тех же журналистов (вроде как коллег телевизионщиков, пострадавших от секвестра), которые позволили себе этак слегка «постебаться» над «Телекомом» и его незавидной судьбой. Если учитывать тот факт, что «Телеком» по факту был медиа-активом областной администрации, то сокращение в их ведомстве уже произошло, да еще какое! Я, разумеется, сейчас не о железках, а о людях, которых «изыскивателям ресурсов» почему-то никогда не жаль.

Другое дело, что людям со стороны не очень понятно, а чем они там все занимаются в управлении связи и массовых коммуникаций? - этом комитете третьего уровня секретности. Что это за ведомство избранных халдеев? Шаманов и оракулов? Какие-такие «коммуникации» имеются в виду? Можно ли увидеть глазами и пощупать руками результаты их работы? Или весь «результат» умещается в новостную ленту Фейсбука?

Новость, которую без всяких натяжек можно назвать сенсацией. Признанный спикер Русской православной церкви, можно сказать, лицо, а точнее — «лик РПЦ», протоиерей Всеволод Чаплин, в последние годы самый авторитетный и раскрученный ретранслятор позиции Московского Патриархата «городу и миру», отправлен в отставку.

Как выяснилось, глава синодального отдела РПЦ по взаимодействию церкви и общества уволен из-за разногласий с патриархом Кириллом, цитирую: «Мы достаточно серьезно разошлись с Его Святейшеством в понимании того, какова должна быть роль церкви в государстве и обществе. Я считаю, что мы должны быть независимы, мы должны критически вести диалог с властью, не поддакивать ей, спорить с ней, спорить с обществом, даже если кто-то не соглашается с тем, что верующие люди говорят», – рассказал Чаплин.

Вот это да! Вот так поворот! Ведь еще вчера более правоверный рупор, чем Чаплин, трудно было себе даже представить. Именно Чаплин транслировал в СМИ мнения якобы от имени РПЦ, что создавалось полное впечатление: мы движемся в направлении полного слияния церкви и государства. Завтра без согласия РПЦ и шагу нельзя будет ступить, - ни на художественную выставку, ни на рок-концерт. Так называемая «православная общественность» превратилась в настоящий жупел и удобный механизм расправы с неугодными, будь то постановка «Тангейзера» Вагнера или концерт Мэрилина Мэнсона.

И Чаплин судил и рядил, осуждал и корил, и проповедовал во всех возможных СМИ. Проповедовал прежде всего эту «спайку» государства и церкви. Когда другой известный православный ретранслятор, «пиарщик энд ньюсмейкер» дьякон Андрей Кураев, внезапно и бесповоротно впал в опалу, именно Чаплин пригвоздил его к позорному столбу. Словом, ничто не предвещало. В правоверности Чаплина, несмотря на его космополитичную фамилию, никто не сомневался.

За две недели до отставки, впрочем, - напомню, - Всеволод Чаплин был замечен в «Макдональдсе», из-за чего в либеральных СМИ разразилась комичная полемика: имел или не имел право Чаплин в рождественский пост питаться в ресторане фастфуда? Либералы язвили и глумились, а защитники Чаплина говорили, что в «Макдональдсе» можно и постной картошки поесть. Не только гамбургерами закусывать. И вообще, с чего вы взяли, что пост — это какая-то обязательная аскеза? Христианство — религия свободы, что хочешь, то и делаешь. В смысле: сам выбираешь — поститься или нет? В любом случае оказалось, что посещение «Макдональдса» Всеволодом Чаплиным было «знаком свыше». Не все так просто на земле.

Ну, хорошо! В современном мире PR это то, без чего никуда не денешься, и даже церковь обойтись не может. У церкви давно есть свои православные телеканалы, свои интернет-сайты, и Божественный провайдер это вроде бы как одобряет. И Чаплин на этом поприще православного пиара служил верой и правдой. Но вот вопрос: когда он врал, вчера, когда защищал ценностные позиции Московского Патриархата? Или врет сегодня, когда заявляет, что не согласен с патриархом?

В то, что Чаплина вдруг ударил по голове явившийся к нему Ангел, я не верю. Значит, он лукавил все эти годы? Думал одно, а на публике, тряся жидкой бороденкой, доказывал совершенно другое? Это же колоссальный удар по репутации, по имиджу РПЦ! Извините за сравнение, но это все равно, что Гитлер взял бы и оптимизировал вдруг Геббельса и весь его отдел пропаганды. А Геббельс вдруг стал бы раздавать направо и налево интервью, рассказывая, что он принципиально не согласен с Гитлером по вопросам нацполитики, что еврейский вопрос следует решать иначе.

Я ни в коем случае не сравниваю НСДАП с отделом РПЦ, но выглядит это именно так. Ладно бы, уволили Чаплина, и он ушел бы тихо, уткнувшись в свой фиолетовый клобук, так нет - он же пустился в объяснения, стал доказывать свою позицию, как и ошельмованный когда-то дьякон Кураев. Мы, конечно, понимаем, что церковь — это тоже люди, и под рясами у них такие же человеческие органы, как и у всех смертных, но хотя бы какой-то ореол сакральности церковь должна создавать? Не в этом ли сверхзадача православного пиара? Коль уж он существует.

А так получается жутко некрасиво. Тряся рясами, православные пиарщики почему-то постоянно выносят сор из своей пропахшей ладаном «избы». И закрадывается легкое сомнение: а, может, и не озабочены они вовсе имиджем церкви? Прямо как в известной рекламе. Имидж — ничто, жажда — все. Жажда самоутвердиться и доказать «свое». И плевать на имидж организации, которой верой и правдой вроде как служил много лет. Служил, получается, держа камень за пазухой.

Еще одно обнадеживающее известие пришло к нам из градостроительной сферы. На этой неделе мы узнали, что у Псковской ТЭЦ, что на правом берегу Великой, по адресу улица Советская, 29, нашелся наконец инвестор - группа компаний «Эликон», готовая превратить памятник советского конструктивизма в удобный и симпатичный офисный центр.

На Западе подобные проекты называются джентрификацией. Это когда старые промышленные объекты, заводы и фабрики, вообще заброшенные кварталы превращаются в лофты, офисные и арт-центры, выставочные и концертные залы, элитные жилые комплексы. Примеров множество. В Москве, например, это бывшая шоколадная фабрика «Красный Октябрь», превращенная, по общему признанию, в великолепное офисное и культурное пространство. В Финляндии, в городе Хямеэнлинна, где я вместе с псковскими художниками гостил этим летом, пять лет назад открыли превосходный арт-центр с детским театром и концертным залом. До джентрификации это была старая ткацкая фабрика. И, разумеется, было бы неплохо, если бы и в Пскове появилось подобное культурно-клубное пространство.

Место это историческое, рядом башня, крепостные стены, церкви, вид на реку, словом, как говорится, сам Бог велел. И если все сложится удачно, и очередной инвестор не окажется шарлатаном, судьбе этого живописного уголка Пскова можно только позавидовать. Там ведь благодаря стечению многих обстоятельств сложился просто поразительный архитектурный ансамбль. Сегодня — это «мертвая зона» исторического Пскова, а хотелось бы, чтобы это была зона живая, доступная и привлекательная.

Между тем, культурную общественность уже взволновала судьба трубы ТЭЦ, которую инвестор якобы намерен снести. Вроде бы снос трубы — это долгожданное исправление градостроительной ошибки еще тридцатых годов прошлого века. Мол, труба неуместно торчит из крепостных стен, и хорошо, если трубу снесут. Но с другой стороны труба — тоже памятник, и может, есть все-таки смысл не рубить ее с плеча инвестора (мол, хозяин — барин), а обсудить вопрос ее приспособления? На этой трубе и внутри нее можно ведь тоже устроить что-то интересное, - просмотровую площадку или ресторан. Такие проекты, и удачно реализованные, если верить знатокам, существуют за границей. Чем же Псков хуже?

За сим прощаюсь. Это были «Акценты». Берегите себя!

Александр Донецкий

Карикатура Алексея Меринова, "Московски комсомолец"

опрос
Какой масштабный проект в дорожной инфраструктуре Пскова необходим в первую очередь?
В опросе приняло участие 156 человек
ПЛН в телеграм