Непростая внешнеполитическая ситуация, экономические трудности, теракты и санкции заставили отечественных законотворцев активизировать свои усилия и искать ответ на многочисленные вызовы времени. Не удивительно, что в конце марта – начале апреля было выдвинуто немало резонансных законодательных инициатив. Многие из них вызвали критику российских граждан, другие были приняты благосклонно. Но, пожалуй, наибольшее оживление вызвало предложение о регулировании активности в социальных сетях. Судя по реакции общества, возможность посидеть в Фейсбуке, ВКонтакте, или Одноклассниках для многих россиян куда более животрепещущая тема, чем даже тарифы ЖКХ или безработица. Поэтому с соцсетей и начнем.
Депутат Милонов против соцсетей
Первоначально разговоры о том, чтобы взять соцсети под контроль государства, были встречены довольно скептически, как еще одна не слишком удачная попытка регулировать то, что ни в каком регулировании не нуждается. Однако депутат Госдумы Виталий Милонов, славящийся своими необычными предложениями, оказался человеком дела и довел-таки свой законопроект до представления в профильный комитет Госдумы.
Итак, документ предусматривает запрет на пользование соцсетями подростками до 14 лет. Обязательную регистрацию в соцсетях по паспорту, в том числе для иностранных граждан, запрет на использование псевдонима. Запрет на публикацию переписки без согласия всех участников. Запрет на информирование о несанкционированных митингах.
Кроме того, предлагается запрещать или ограничивать вход в соцсети в рабочее время, внеся соответствующие поправки в Трудовой кодекс. Последний пункт не вполне понятен, поскольку все желающие организации и без того, не прибегая ни к каким законодательным актам, могут закрыть своему персоналу доступ к определенному списку сайтов. Динамические IP-адреса делают весьма затруднительной возможность определения, из организации заходит пользователь или из собственной квартиры. Видимо, придется полностью перекрывать доступ в определенные часы, да еще учитывать при этом часовые пояса.
Что же касается остальных пунктов, то здесь у критиков вызывает наибольшие опасения даже не потенциальные противоречия со статьёй 29 Конституции РФ, в которой декларируется свобода мысли и слова, а возможность утечки персональных данных. Насколько руководство соцсетей сможет гарантировать безопасность паспортных данных своих пользователей и не получится ли так, что они станут добычей хакеров либо будут «слиты» недобросовестными сотрудниками? Сами владельцы соцсетей тоже не в восторге от законопроекта, в связи с ожидаемым сокращением трафика и доходов от рекламы.
Однако, как мы помним, лоббистских возможностей сотовых операторов оказалось недостаточно для блокировки пакета Яровой. В том случае, когда речь идет об информационной безопасности, государство ведет себя принципиально, игнорируя недовольство коммерсантов. Впрочем, вероятнее всего, закон Милонова, как и другие инициативы этого политика, станет пробным камнем. После общественной шумихи и публичного обсуждения соцсети будут взяты под контроль на менее жестких условиях и ко всеобщей радости.
«Закон Роттенберга»
Другой весьма непопулярный закон был утвержден Советом Федерации 29 марта и подписан главой государства 4 апреля. Согласно новому закону, физлица, в отношении которых иностранными государствами или международными организациями были введены меры ограничительного характера (санкции), могут отказаться от российского налогового резидентства, если в том же налоговом периоде они также являлись налоговыми резидентами другого государства. В народе он уже получил название «закона Роттенберга».
С точки зрения социальной справедливости, документ вызывает определенные вопросы. Господа, попавшие под санкции – высокопоставленные чиновники и крупные предприниматели – и без того не относятся к самым бедным слоям населения. Получается, что после всех призывов потуже затянуть пояса и потерпеть ради геополитических побед состоятельные граждане будут компенсировать свои потери за счет бюджета, в то время, как у простых россиян, пострадавших из-за падения курса и продовольственных контрсанкций, такой возможности нет.
Возникли к авторам вопросы и с экономической точки зрения. Официально Минфин уверяет, что бюджет не понесет потери, те, кто воспользуется опцией отказа от резидентства, должны будут платить налоги с доходов, полученных на территории России, по ставке 30% (что значительно больше, чем стандартная ставка 13%).
Эксперты на это возражают, что в документе содержатся лазейки, которые позволяют попавшим под санкции лицам вообще не платить налоги. Так, получив сертификат налогового резидентства, например в ОАЭ (где отсутствует налог на доходы физлиц), и отказавшись от российского резидентства, такой бизнесмен не будет платить налог на доходы ни в России, ни в ОАЭ. Более того, в случае признания нерезидентом в 2014-2015 годах он сможет вернуть излишне уплаченные суммы налога с доходов от иностранных источников (например, дивиденды иностранных компаний, проценты по займам или ценным бумагам, роялти).
ФСО расширяет полномочия
Любителям несанкционированных митингов на заметку – в первом чтении был принят новый закон о Федеральной службе охраны. Как пояснили разработчики, согласно ему предлагается наделить органы государственной охраны полномочиями, которыми уже наделены иные специальные службы и правоохранительные органы. В частности, по аналогии с ФСБ России и Нацгвардией предлагается наделить ФСО правом безвозмездного использования аэродромов, посадочных площадок, морских и речных портов независимо от форм собственности
Кроме того, предлагается расширить перечень случаев, когда возникает право сотрудников ФСО на использование подручных средств, в том числе транспорта, и применение спецсредств. При этом ужесточаются требования для граждан, находящихся на службе в органах госохраны. Например, им будет запрещено размещать любую информацию в СМИ и Интернете о своей служебной деятельности, о себе и других сотрудниках, если такая информация позволяет раскрыть принадлежность к ФСО.
ПДД приблизят к Европе
Тем временем правительство, в лице вице-премьера Игоря Шувалова, решило вплотную взяться за безопасность дорожного движения. Чтобы сократить аварийность и навести порядок на российских дорогах, было принято решение переписать ПДД, приблизив их к европейским стандартам.
В частности, будут изменены правила проезда перекрестков с круговым движением. Сейчас водители автомобилей на круге должны уступать дорогу въезжающим на него. В итоге в ПДД могут закрепить общеевропейский принцип: двигающиеся по кругу автомобили всегда имеют преимущество, если нет знака «Уступи дорогу».
Другой новинкой могу стать так называемые зоны «успокоенного движения», где пешеходы смогут переходить проезжую часть в любом месте, а автомобили должны ехать со скоростью 10-20 км/ч.
Впрочем, когда будут реализованы новые поправки, сказать сложно. Пока поручение о проработке соответствующих поправок в законодательство получили МВД и Минтранс.
Фанатеть без фанатизма
В преддверии чемпионата по футболу 2018 году российский парламент добрался и до футбольных фанатов, точнее до их хулиганствующей части. Был принят в окончательном третьем чтении закон, ужесточающий ответственность болельщиков за грубое нарушение правил поведения на официальных спортивных соревнованиях. Наказание, которое прописали законотворцы, выглядит нетривиально. Вдобавок к штрафу в размере от 10 до 20 тысяч рублей либо аресту на 15 суток, футбольные хулиганы рискуют получить запрет на посещение официальных спортивных соревнований на срок от года до семи лет.
Если такое нарушение допустил иностранец, то он будет наказываться таким же штрафом либо арестом с последующим выдворением из страны. При этом выдворение иностранца может быть заменено на штраф от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или административный запрет на посещение официальных спортивных соревнований на срок от одного года до семи лет. Кроме того, закон ограничивает въезд в РФ фанатов, которые ранее были уличены в хулиганстве за рубежом.
Война хрущевкам
А вот другой законопроект может коснуться каждого россиянина, проживающего в «хрущевке». Комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ завернул проект закона о сносе пятиэтажек в российской столице, найдя в нем множество нарушений основного закона.
Документ, явно написанный под диктовку крупных девелоперских компаний, ужесточает порядок, по которому расселяются граждане на территориях, предназначенных под застройку новыми кварталами. Так, если в старом законе предусматривался снос только аварийного и ветхого жилья, то по новому снесен может быть любой кирпичный дом, то есть критерия сносимых домов не прописано.
Уведомление о переселении жильцы получат не за год, как сейчас, а за два месяца. Вместо прописанных ныне трех вариантов квартиры для расселения, достаточно предложить один вариант. А самое главное, что вместо равноценной по стоимости квартиры застройщик предложит равнозначное жилье по метражу. То есть из уютной квартирки в центре можно запросто переселиться в барак на окраине или бетонную коробку в промзоне.
Пока законопроект проходит стадию согласования. Очевидно, что после обкатки на столичных пятнах застройки, его положения могут быть применены и в других российских городах.
Ответ украинцам за наших банкиров
Симметричным ответом на недружелюбную политику соседей-украинцев по отношению к российским банкирам, стали поправки к закону «О национальной платежной системе». В них, в частности, прописан запрет о денежных переводах на Украину через иностранные платежные системы.
Документ предусматривает введение ответных мер на предпринятое какой-либо страной ограничение деятельности на своей территории российских платежных систем или операторов услуг платежной инфраструктуры. По оценкам экспертов, из-за санкций, которые ранее ввели украинские власти, отечественные банкиры и операторы платежных систем потеряли рынок объемом около $1 миллиарда в год.
По данным ЦБ, в 2015 году общий объем денежных переводов, отправленных из России на Украину, составил примерно $988,5 миллионов. В 2016 году он сократился примерно до $621,5 миллионов, то есть более чем на треть.
Слезаем с опиумной иглы?
Оживленное обсуждение в связи со специфической тематикой вызвал законопроект, предложенный Минпромторгом. Ведомство предлагает разрешить в России промышленное производство опиумного мака для производства лекарств. Выращивание растений будет разрешено только в промышленных целях, а не для личного потребления.
Как оказалось, сейчас российские фармацевты в переносном смысле этого слова сидят «на игле» у 10 иностранных компаний, контролирующих рынок опиумных субстанций. В стране разрешено культивирование наркосодержащих растений для использования только в научных, учебных целях и в интересах экспертной деятельности. Согласно статье 18 закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» действует запрет на культивирование растений в промышленных целях.
Сообщается, что госнаркоконтроль оценил инициативу ведомства отрицательно, мотивировав это тем, что в стране существует установленный порядок переработки в медицинские препараты изъятых наркотических средств. А изымается их более чем достаточно, чтобы удовлетворить потребности российской медицины.
Законодательные новшества обозревал Илья Петров