Общество

ОНФ считает неисполненным поручение президента по общеобразовательным программам

02.10.2017 20:18|ПсковКомментариев: 7

Изменения, подготовленные Минобрнауки в федеральные государственные стандарты школьного образования, не отвечают задачам формирования цельной, ответственной, самостоятельной личности, максимальной реализации творческого и интеллектуального потенциала будущего гражданина. К такому выводу пришли эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ), проанализировав доклад министерства о формировании обязательной части основных общеобразовательных программ. Соответствующее поручение президента РФ следует оставить на контроле, считают они.

Эксперты ОНФ сравнили действующие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего и основного общего образования и разработанные Минобрнауки РФ изменения ФГОС. По их мнению, в предложенном варианте изменений из действующих стандартов исключены важнейшие задачи, без решения которых нельзя говорить о воспитании думающего человека, способного принимать ответственные решения.

Так, новой редакцией ФГОС начального общего образования исключаются такие требования к личностным результатам обучения, как развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, уважительное отношение к другому мнению, истории и культуре разных народов. Если действующий ФГОС ориентирован на готовность обучаемого самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, то в его новой версии предлагается заменить это требование на «способность понимать последствия своих действий, оценивать поступки свои и других людей», что, по мнению общественников, качественно снижает воспитательную задачу.

Эксперты ОНФ отмечают, что если действующий стандарт подразумевает формирование у обучающихся лидерских качеств, то в его новой версии предлагается воспитывать у школьников только активную жизненную позицию, тогда как она является лишь одним из многих необходимых качеств лидера. Кроме того, предлагается исключить из стандарта подраздел «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также понятие «гражданское общество», которое является основой общественного контроля в демократическом государстве.

Что касается обучения по конкретным предметам, то, к примеру, из задач преподавания русского языка в начальной школе теперь предлагается исключить формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека, из задач преподавания музыки – формирование основ музыкальной культуры и развитие художественного вкуса, а из задач дисциплины «Технология» - формирование у школьника навыков самообслуживания. Все это, по мнению экспертов Народного фронта, лишает предметное обучение смыслового содержания. А в случае с трудовым обучением — прямо противоречит сути поручения президента РФ о регулировании вопросов, касающихся привлечения обучающихся к труду, а также представленному ранее докладу правительства РФ, в котором сообщалось о продолжении работы по внесению в ФГОС общего образования изменений, касающихся особенностей трудового воспитания и общественно-полезного труда.

Член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина подчеркнула, что поручение президента РФ, лидера Народного фронта Владимира Путина предполагает определение базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ с точки зрения детализации предметного содержания, а не снижения требований к формированию способностей и компетенций школьников. Однако проделанная работа не отвечает поставленной задаче.

«Предложенные версии ФГОС фактически отказывают школьнику в праве и необходимости формироваться как мыслящей, ответственной, самостоятельной личности. Неудивительно, что на них поступило огромное количество замечаний и возражений. Минимум утилитарных знаний и навыков — это не то, что нужно юному гражданину для выхода в большую жизнь. Мы категорически против таких ограничений, и убеждены, что, если федеральный образовательный стандарт не нацелен на решение больших образовательных и воспитательных задач, в таком виде он неприемлем. Поэтому призываем исполнителей президентского поручения лучше вникнуть в смысл поставленной задачи, кардинально переработать проект изменений ФГОС в соответствии с актуальными целями школьного образования и воспитания и предлагаем оставить поручение президента на контроле», — заключила Духанина.

опрос
Удобен ли единый платежный документ?
В опросе приняло участие 128 человек
ПЛН в телеграм