Близится День учителя. Праздник профессионалов, которые даровали знания нам и продолжают учить наших детей. Каждый помнит свою первую учительницу, уроки, школу. Поменялось ли преподавание с советских времен? Изменилось ли отношение самих учителей к своей профессии, спустя десятилетия работы, и есть ли молодые специалисты, готовые всю жизнь отдать школе?
С младшей дочерью Викторией
Татьяна Гафурова работает в школе уже 24 года. Получив образование в Опочецком педагогическом училище, она отправилась в деревню Заполье Стругокрасненского района работать учителем начальных классов. После закрытия школы в Заполье, перешла в Новосельскую школу, где преподает и по сей день и уходить на заслуженный отдых пока не собирается. В 2013 году заочно окончила ПсковГУ, защитила диплом учителя русского языка и литературы.
На рабочем месте
Георгий Торосян - молодой специалист. В 2016 году окончил исторический факультет ПсковГУ, работает в школе №5, преподавая историю и обществознание. Работать в школе нравится, ни разу не пожалел о своем выборе, несмотря на мнения одногруппников. Продолжает обучение на магистратуре.
Мы попросили учителя со стажем и молодого педагога ответить на ряд наших вопросов. Вопросы были одинаковыми, а насколько разными ответы - судите сами.
- Как Вы решили связать свою судьбу со школой? |
|
Татьяна Гафурова:Это была детская мечта с 1 класса. Первоклашкой я увидела, как учительница звенит колокольчиком, который звал нас на урок и отпускал на перемены. Мне хотелось стать обладателем волшебного колокольчика. О другой профессии я и не мечтала.
|
Георгий Торосян: Будучи еще в 5 классе, я твердо решил: хочу стать учителем. Мой преподаватель по истории служил для меня примером. Я понимал, что кто знает историю - разбирается во всем. Также, так получилось, что мой прадед был директором школы в г.Сухум, по материнской линии, и для меня он был эталоном мужчины, семьянина и учителя. Также моя бабушка по отцовской линии была учителем русского и литературы. Наверное, также не последнюю роль сыграла и генетика. |
- Как Вы считаете, после вуза учитель приходит в школу с полным багажом знаний, который позволяет вести современные уроки? |
|
Татьяна Гафурова:В Опочецком педучилище, кроме теоретических знаний, была дана большая практическая база, и все же только чуткая помощь руководителя, первого моего директора Нины Борисовны Романовой помогла мне освоить азы этой профессии и искренне ее полюбить. |
Георгий Торосян: Учитель должен учиться всю жизнь. Я считаю, тот багаж знаний, который дает нам университет, он богат. Но опыт преподавания, индивидуализация и подход к каждому ученику - это уже межличностный фактор. Не всегда человек, который стал педагогом, может преподавать в школе. Это колоссальный труд. Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь? И ради этого стоит работать. Видеть лица детей, которым нравится учиться. Это многого стоит. |
- Каким запомнился самостоятельно проведенный первый урок? |
|
Татьяна Гафурова:Это был «Урок мира» 1 сентября 1993 года. Сейчас этим ребятам по 30 лет, и у них уже свои дети ходят в школу. А тогда это были веселые мальчишки и девчонки с горящими любопытными глазами. «А что это она приготовила нам сегодня? Что мы будем делать?». Помню, я до ночи рисовала вагончики и голубей, ведь раньше не было компьютеров и принтеров, и все мы делали своими руками. После первого трудового дня, когда я возвращалась домой, я была очень счастлива и думала, что за такую интересную работу, за радостное общение с детьми будут еще и деньги платить. И это чувство с радости не покидает меня десятки лет. |
Георгий Торосян: Первые 3 минуты поджилки тряслись. А потом все происходило так, как оно и должно было происходить. Конечно, шероховатости были, но с накоплением опыта все оттачивалось.
|
- С какими трудностями педагог сталкивается и в начале карьеры, и уже имея за плечами многолетний опыт? |
|
Татьяна Гафурова:Самое трудное - подготовительная рутина, ежеурочные конспекты, рабочие программы. С годами ты уже знаешь больше, чем написал в своем конспекте, но писать нужно, без подготовки нет урока. Мои первые конспекты начинались со слов: «Здравствуйте, дети» и заканчивались: «Урок закончен». Современный урок более требовательный к конспекту, теперь я должна отразить не только свою деятельность, но и работу учеников. За 20 лет работы я наблюдала, как менялась система образования в российской школе. От постсоветских подходов мы перешли к новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), который наконец-то позволил рассматривать ребенка как личность и полноценного участника образования. |
Георгий Торосян: На мой взгляд, молодой специалист, его проблемы на данной работе сугубо индивидуальны. Главное - перебороть страх, взять силенки в руки, и умело управлять ситуацией в классе. Конечно, багаж знаний, опыт, набранный в университете, практика в стенах вуза - это одно. Учитель должен найти индивидуальный подход к каждому из учеников. Это самая главная задача, уделить каждому нужное время, найти ключик к каждому из детей. И тут стирается грань - это проблема как для молодого специалиста, так и для опытного преподавателя.
|
- Что больше всего Вам нравится в вашей работе? |
|
Татьяна Гафурова:Многие думают, что работа учителя - это однообразие, когда один день похож на другой: одни и те же уроки, одни и те же задачи. Но на самом деле это не так. За более чем 20 лет работы не было ни одного похожего дня. Утро начинается порога школы, когда тебя с приветствиями обступает толпа учеников, и ты уже по глазам понимаешь: кто-то не доучил, кто-то хочет поделиться наболевшим, кто-то просто прыгает от радости и не может успокоиться. И всех надо выслушать, и найти нужный тон, чтобы организовать детей к уроку. |
Георгий Торосян: Работа учителя для меня высокая честь. Передать знания, которыми ты обладаешь, научить морали, передать накопленный опыт. И, что самое главное, видеть отдачу. Популярность среди школьников твоего предмета. Это дорогого стоит. Видеть сияющие лица в коридорах школы. Прямо внутри все содрогается, и ты понимаешь, вот к чему я стремился, и к чему шел. И это всегда меня заставляет идти в школу с широкой улыбкой и хорошим настроением.
|
- Вам встречались трудные ученики? Как Вы с ними поступаете? |
|
Татьяна Гафурова:Сколько бы не было человек в классе, всегда будет какой-нибудь «возмутитель спокойствия», к которому нужно найти особый подход через беседы, вовлечение в интересную для него работу, общение с родителями. |
Георгий Торосян: Трудные ученики встречаются почти в каждом классе. Но это слово мне не нравится. Это не ученик - «трудный», а его семейная ситуация витиеватая. Им нужно уделять больше внимания. Их надо воспитать. По сути, на сегодняшнее время, на плечи учителя также возлагают и выполнение прав родителей. К ним нужен отдельный подход, с ними нужно вести отдельную, внеклассную работу. Порой, с ними проще найти общий язык, с ними нужно просто поговорить, как с товарищем на равных. |
- Какие Ваши личные качества Вы считаете самыми полезными в учительской работе? |
|
Татьяна Гафурова: Как нам говорили в училище, переступая порог школы, вы перестаете быть собой. Нужно забыть все свои проблемы, быть приветливым, уметь каждого выслушать. К этому я и стремлюсь все время. При работе с маленькими детьми нужно быть такой. Как они говорят: «Добрая, но строгая». |
Георгий Торосян: Выделять личных своих качеств не буду. Но могу сказать, что в XXI веке учителю нужно побольше терпения и сил.
|
- Если бы у Вас была возможность открыть свою школу, какой бы она была? |
|
Татьяна Гафурова: Я считаю, что мне повезло со школами, ведь главное - это коллектив, как педагогический, так и детский, а еще и родительский. Когда все друг друга понимают, когда школа как семья, то с любой задачей можно справиться. Конечно, хотелось бы побольше современного оборудования, но все это только материальные приложения, а самое главное - это климат. |
Георгий Торосян: Такой же среднестатистической школой, как и сейчас в России. С историческим уклоном.
|
- Что пожелаете молодым начинающим учителям? |
|
Татьяна Гафурова: Терпения, понимания с учениками и родителями и не бросать начатое дело. И хочется привести цитату Шалвы Александровича Амонашвили из книги «Здравствуйте, дети!», которая стала одной из моих любимых: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». |
Георгий Торосян: Молодым учителям хочется пожелать всегда идти до последнего, и всегда знать, что не надо искать виноватых, всегда начинайте с самих себя. Поверьте, так легче жить.
|
- Что Вы считаете самым большим достижением в своей учительской практике? |
|
Татьяна Гафурова: Это, конечно, не грамоты, не открытые уроки, а благодарность моих учеников, которые и через 20 лет могут зайти в гости, поздравить с праздниками и сказать добрые слова. Это возможность даровать знания, делиться ими, смотреть в глаза твоих учеников, видеть в них отдачу, радость и желание учиться. |
Георгий Торосян: Мое достижение, что я исполнил свою детскую мечту. И ни капли не жалею. Для меня высокая честь служить моей стране тем, что я работаю в школе. Выполнять свой долг и передавать знания будущим поколениям. И хочется закрыть свой монолог фразой Конфуция: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания». |
Беседовала Алина Гафурова