Общество

Как финансируется российское здравоохранение, или Кому это выгодно?

29.10.2018 18:00|ПсковКомментариев: 13

В свете непрерывно меняющегося информационного потока, посвященного вопросам здравоохранения, простому человеку бывает очень трудно найти истину. Вот на информационные ленты ложится интервью чиновника, бодро рапортующего об увеличении финансирования, выделяемого на охрану здоровья граждан. И здесь же рядом навязчиво проскакивает новость, как тот или иной фонд собирает денежные средства на лечение очередного ребенка, единственная возможность спасти которого – это собрать нужную сумму через СМС-пожертвования простых налогоплательщиков. То ложится новость про районную больницу, оптимизированную так искусно, что на месте больничных корпусов уже пустырь.

Вот так посмотришь информационные ленты, и невольно задашься вопросом: ну как так-то? Почему, если деньги есть, и на здравоохранение выделяются в большом объеме, в реальном здравоохранении их нет, а государственные больницы с поликлиниками оптимизируются, и объем доступной простому гражданину бесплатной медицинской помощи сокращается? И куда деньги, если их действительно выделяют в достаточном объеме, пропадают? Да так, что от некоторых больниц остаются лишь «рожки да ножки»?

Давайте попробуем разобраться в вопросе, куда уходят деньги. Для этого посмотрим на сюжет из жизни. Представим ситуацию: живет семья, состоящая из мужа Васи и его жены Маши. Вася все время проводит на работе и зарабатывает деньги, которые потом отдает Маше. Весь дом, все хлопоты на Маше – она покупает продукты, бытовую химию, оплачивает коммуналку, следит, чтобы в доме был порядок, что-то тратит на себя, на что-то покупает подарки мужу.

Но вот Вася, как бы сказать помягче, приводит в дом Зину, и говорит Маше, что отныне Зина их семейный бухгалтер на полном его, Васином, содержании. Что все деньги теперь он будет отдавать финансово компетентной Зине, а она уже будет решать сколько из этих денег дать Маше. При этом сама Зина тратить деньги Васи не может, но Маше она их будет отдавать под жесткую отчетность, вплоть до последнего чека. И если ей что-то будет не нравиться в отчетах, то она будет штрафовать Машу, забирая у нее уже данные ей деньги.

Спустя какое-то время жизни в такой семье Вася неожиданно для себя начинает замечать, что в доме день ото дня становится все неуютнее, ковры больше не пылесосятся, квартира не прибирается, Маша больше не делает Васе подарков, да и вообще холодильник опустел, а единственный человек, у которого все хорошо и денег полные карманы – это, по странному стечению обстоятельств, семейный бухгалтер. Как думаете, долго такая семья протянет? Долго Маша с Васей будут терпеть Зину? Да и нужна ли в семье такая Зина-бухгалтер, будь она трижды финансово компетентна? Мир и благополучие в этой семье наступят тогда, когда эта семья выгонит бухгалтера к чертовой матери, и Вася, как раньше, будет все заработанные деньги отдавать своей жене Маше.

На сегодняшний день общая схема финансирования большинства государственных лечебно-профилактических учреждений выглядит так. Пациент (простой гражданин) обращается в лечебно-профилактическое учреждение, где ему оказывают медицинскую помощь. Затем ЛПУ передает документы по обращению данного пациента в страховую кампанию, которая после проверки документов по пациенту выделяет этому медицинскому учреждению деньги, беря их из фонда обязательного медицинского страхования. При этом у страховой кампании есть право штрафовать ЛПУ за некачественно оказанную медицинскую помощь. Делается это путем частичного возврата денег, уже выделенных медучреждению, обратно в ФОМС.

Таким образом, благодаря существующей системе, большому количеству государственных ЛПУ страховых денег катастрофически не хватает. При том, что страховщики живут очень и очень хорошо, о чем по итогам года они с гордостью отчитываются.

Из-за этого недофинансирования государственные учреждения здравоохранения вынуждены вводить платные услуги. Выделяемые же на финансирование здравоохранения государственные денежные средства в массе своей остаются у страховщиков, не доходя ни до ЛПУ, ни до простых граждан. Кстати, когда страховая кампания выявляет факт некачественно оказанной помощи и штрафует медицинское учреждение, деньги со штрафа идут страховщикам, а не пациенту.

Такая система финансирования постепенно приведет к частной модели системы здравоохранения, при которой большинство услуг пациент сможет получить только на платной основе.

Страховые кампании и ФОМС в отечественной медицине выполняют функцию «бухгалтера Зины», которая совершенно не нужна, но которая исправно получает необходимое финансирование в полном объеме. Именно они – главные выгодоприобретатели существующей модели финансирования. И чтобы решить проблему дефицита финансирования государственных учреждений здравоохранения, этих посредников просто необходимо убрать. Сделать это совсем не сложно – для этого нужно финансирование государственных ЛПУ производить напрямую из бюджета, без каких бы то ни было посредников. Проще говоря, увольте «Зину»…

Иван Васильев, фельдшер неотложной помощи, псковский общественник

опрос
Опрос на ПЛН: Готовитесь ли вы к повышению НДС?
В опросе приняло участие 165 человек
ПЛН в телеграм