Общество

«Акценты» Донецкого: Бюджетные ожидания, страсти по Мелетово и «Месть Сталина»

23.11.2018 20:44|ПсковКомментариев: 20

Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.  

Темы выпуска:
В ожидании «бабла». В Псковской области началась общественная дискуссия о параметрах бюджета-2019.
«Хайпожоры» из Фейсбука. На публикацию Псковской Ленты Новостей о состоянии Мелетовской церкви ответили чиновники от культуры.
Месть Сталина. Распространение борщевика в России неожиданно стало темой немецких СМИ.

Начнем наш выпуск с визита Владимира Путина в Псково-Печерский монастырь в минувшую субботу. Пусть приезд первого лица государства по факту оказался почти частным и закрытым, все-таки не каждый день к нам на Псковщину президенты России заезжают; всякий такой высокий визит — событие историческое, и кое-какая любопытная информация на свет божий из-за стен монастыря вылезла — в фотографиях и видео кремлевской пресс-службы. При этом, помимо реплик по ходу передвижений, особое внимание все почему-то обратили на светло-серые, на белой толстой подошве, кроссовки президента. Это что, такой модный тренд?

Вроде бы ничего из ряда вон выходящего в приватном приезде Путина в Печоры не содержалось — в конце концов, может ведь позволить себе глава государства иногда съездить в гости к своему духовнику? Да, к небезызвестному Тихону Шевкунову, с недавних пор настоятелю Псково-Печерского монастыря и митрополиту Псковскому и Порховскому? Разумеется, может! Посещение святых мест — отдохновение ничем не хуже, чем традиционная рыбалка с министром обороны где-нибудь на Алтае.

Однако тут же неизбежно (извините, как сопля за насморком) возникла и доморощенная конспирология: «Ох! Не просто так Владимир Владимирович прибыл в священную обитель к митрополиту Тихону, а с далеко идущими помыслами». Почитаешь фейсбучных конспирологов, так выяснится, что чуть ли не завтра в Русской Православной Церкви сменят патриарха Московского и всея Руси, мол, Кирилл из-за раскольнических событий на Украине впал в немилость к верховной власти, и пора патриарха менять. А на кого, и так понятно. Разумеется, на Тихона Шевкунова.

Бред? По-моему, полный. Так просто подобные схемы не работают. К тому же у нас по конституции церковь отделена от государства, а Путин, как принято считать, законник. Но фейсбучные толкователи в свой бред свято верят, и судорожно его репостят. Добавлю - не только фейсбучные. Нечто похожее высказал в эфире «Эха Москвы» и публицист Александр Невзоров, а это уже миллионы, реципиентов — радиослушателей, зрителей ютуба, читателей сайтов.

В невзоровской интерпретации визит Путина в Печоры обретает уже некое провиденциальное, чуть ли не судьбоносное значение, намек на то, что скоро начнется битва церковных бульдогов под кремлевским ковром. Так вполне невинный туристический визит президента превращается в своего рода жест кесаря, в перст Божий.

Повторюсь: подобная  интерпретация неизбежна, но стоит ли видеть за всяким знаком некий таинственный и скрытый державный смысл? Путин, как любой неофит, уважает сакральное. Поэтому и едет в святую обитель - помолиться на древние образа, посетить пещеры, «Богом зданные», свечку поставить. Однако не стоит забывать совет доктора Фрейда: иногда свеча - это просто свеча.

В Псковской области, меж тем, начался куда более важный для судеб населения, его насущных забот процесс — бюджетный. Так называемые «публичные слушания» по бюджету-2019 запустили процесс обсуждения главного финансового документа области. Процесс открытый: со всеми таблицами и цифрами грядущего бюджета можно ознакомиться на сайте государственных органов региона.

Как обычно, нет недостатка и в публичных оценках, звучащих в информационном поле. И здесь уже не отделаться от стойкого ощущения дежавю, которое преследует любого наблюдателя, описывающего псковские политические реалии на протяжении как минимум лет десяти. В этом году, признаем, традиционное ежегодное шоу под названием «Страсти по бюджету» протекает заметно скромнее, чем в иные годы: на сей раз обошлось без громких политических демаршей, но оценки, как обычно, полярные. От «Шеф, все пропало! Катастрофа-катастрофа!» до «Спокойно, Маша, я — Дубровский» и «всё идет по плану».

Если на «нулевом чтении» в концертном зале колледжа культуры профильные заместители губернатора всячески убеждали публику, что дефицит в 9% не так страшен, как его малюют некоторые эксперты из Телеграма, к тому же звучит успокоительная мантра о том, что регион ожидает из федерального центра трансферт в 5 с лишним миллиардов рублей, то деятели оппозиции не столь благодушны и предпочитают скорее алармистские высказывания.

Так, к примеру, лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг после бюджетных консультаций с губернатором Ведерниковым и его командой высказался вполне пессимистично, цитирую выборочно:

«Мы получили очень плохой бюджет. <...> Хуже, чем в 2018 году, с острой финансовой недостаточностью. Это бюджет выживания, причем, со спрятанными расходами. Долговая петля продолжает находиться на шее Псковской области, и это видят все. Дефицит в 9% - это пропасть, которую преодолеть невозможно. Люди чувствуют себя обделенными. Это одна из причин отъезда людей из Псковской области. Люди не готовы жить в условиях такой бедности».

Конец цитаты, и так далее в том же негативном и паническом духе. Шлосбергу вторит и лидер псковских профсоюзов Ульяна Михайлова:

«Цифры, которые на сегодня характеризуют основные параметры бюджета Псковской области на 2019 год, выглядят удручающе».

И все это на фоне текущего бюджетного профицита в триллионы рублей, которого достиг федеральный центр к концу 2018 года. Перефразируя знаменитый мем премьера Медведева, деньги есть, но вы держитесь!

И все-таки не совсем понятны претензии критиков именно к региональным чиновникам, вынужденным латать «тришкин кафтан» бюджета. Все мы знаем, что Псковщина — это не солнечная Калифорния, что дальше? То есть я мысленно подставляю вместо начальника финансового управления администрации региона Татьяны Бариновой, верставшей черновой вариант бюджета, — наших ведущих оппозиционных лидеров, того же Льва Марковича, и прикидываю: а что, у него при исходных данных дефицит получился бы меньше? Или вдруг тайные сверхдоходы откуда-то из загашника выскочили бы? Или он госдолг бы ликвидировал, буквально - одним ударом по кнопкам калькулятора?

Что-то сильно сомневаюсь. Деньгами какать, извиняюсь за выражение, пока никто не научился. К банковскому билету в сто условных рублей пять лишних нулей не пририсуешь. А если и пририсуешь, то быстро отправишься на кичу. Кому это надо из власти предержащих? Критиковать-то все мастера, а вот настоящих волшебников среди псковских управленцев почему-то до сих пор не обнаружилось. Мы прекрасно помним показательно бездефицитный бюджет области при губернаторе Михаиле Кузнецове. Вот, за пять лет правления добился руководитель вожделенного профицита. И что? Дождался тогда Кузнецов общественного признания и благодарности? Удостоился положительной оценки хотя бы от Шлосберга. Ровно наоборот! Вся оппозиция (вкупе, кстати, с «партией власти») хором костерила Кузнецова, мол, государственное управление — это вам не бизнес, где социально ориентированный бюджет?

Ныне чиновники талдычат нам о сохранении социальных обязательств и исполнении пресловутых «майских указов» президента Путина, а оппозиция опять недовольна, «тришкин кафтан» снова не тот. Опытные наблюдатели, вспоминая аналогичные «страдания по бюджету» год назад или пятилетней давности, успокаивают: де, бюджет — не догма, а живой процесс. Видывали и не такое. Авось, и обещанные центром пять миллиардов рано или поздно с царских щедрот свалятся. Унизительное, конечно, состояние: всю жизнь регион прозябает с протянутой рукой. А что, когда-то было по-другому? Как поется в одной известной песне, «остаемся зимовать».

20 ноября Псковская Лента Новостей опубликовала опус члена Общественного совета по вопросам культурного наследия Натальи Беляевой под названием «Хайп по-скобарски: Мелетово в агонии». Сразу оговорюсь, что заголовок довольно точно описывает содержание статьи: это именно «хайп», то есть агрессивная и навязчивая подача материала, рассчитанная на сенсационность, и именно что «по-скобарски», то есть с местной спецификой.

Статья Беляевой состоит из двух частей, в первой, короткой, описывается церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелетово, рассказывается о том, какой это «блистательный памятник» второй XV века с уникальными фресками внутри, «наша Сикстинская капелла», а во второй, более пространной, излагается летопись борьбы общественников за спасение памятника, при этом общественники изображены эдакими «Матросовыми», бросающимися на чиновные амбразуры, а чиновники от культуры — вредителями, делающими все, чтобы загубить памятник.

Состояние церкви, по словам Беляевой, удручающее, деньги на реставрацию годами не выделяются, общий лейтмотив: «Мы ее теряем!». При этом не очень понятно, кто виноват, Минкульт или чиновники от культуры на местном уровне? Статья написана крайне сумбурно, с надерганными из разных источников незакавыченными цитатами. Зато хватает риторических восклицаний, типа: «Мы оказались варварами, не способными сохранить для своих потомков уникальный памятник!».

Человек несведущий наверняка должен тут же проникнуться тревогой за гибнущее наследие предков, тем более осенью прошлого года Михаил Ведерников (тогда еще врио губернатора) посещал знаменитый храм, выступая в роли своего рода «спасителя», что в СМИ подавалось как однозначно положительный факт, но затем тема как бы ушла на задний план, о чем Наталья Беляева нам прилежно и напоминает, как бы снова стуча в набат публичного внимания.

Однако люди, знакомые с Натальей Беляевой по социальным сетям и ее публичным дискуссиям понимают, что не все так просто, и за тревогой о Мелетовском храме брезжит какой-то скрытый мотив. В тексте упоминается некто Николай Лаврентьев, смещенный с поста вышеназванного Общественного совета по вопросам культурного наследия осенью прошлого года. Так вот, некоторые комментаторы, участвовавшие в так называемых «срачах» в Фейсбуке по этому поводу, полагают, что истинный смысл написания статьи как раз в том и заключается, чтобы лишний раз прорекламировать деятельность г-на Лаврентьева и «вернуть в игру» «секту» его сторонников.

Официальный ответ чиновников от лица Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия, Псковского музея–заповедника, Северо-западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации и других заинтересованных организаций не заставил себя долго ждать и не оставил никаких сомнений: проблема раздута, хайп является именно хайпом, то есть саморекламой. Цитирую: «Мы официально заявляем, что никаких чрезвычайных негативных событий, свидетельствующих о внезапном, катастрофическом ухудшении состояния церкви Успения с росписями в д. Мелетово не происходит. Состояние объекта – стабильно удовлетворительное, требующее проведения ремонтно-реставрационных работ, находится на постоянном контроле комитета и пользователя – Псковского музея-заповедника».

Да, можно долго демонизировать наших чиновников, представляя их сущими монстрами, но в данном случае этот ответ лично у меня вызывает гораздо больше доверия, чем статья хайпанувшей общественницы. Просто потому, что я был когда-то свидетелем ее былых дискуссий в социальных сетях. Говорят, что института репутации в России не существует, зато прекрасно работает институт самопрезентации, а заголовок «хайп по-скобарски» говорит сам за себя.

И я завершаю. В четверг в топ Яндекса неожиданно попала новость о том, что немецкие СМИ рассказывают о нашествии на Россию борщевика. Рассказ напоминает сводки военных действий. Борщевик вырвался с Кавказа и теперь захватывает среднюю полосу России, растение стало настоящим стихийным бедствием, его называют «чумой России», а в Польше и Прибалтике прозвали «Местью Сталина». О всех этих подробностях сообщила немецкая газета Suddeutsche Zeitung. По данным издания, в общей сложности борщевик занимает сейчас территорию площадью более миллиона гектаров. Растение опасно для людей, поскольку может вызывать химические ожоги. Известны смертельные случаи, когда от ожогов погибали дети, а взрослые получали шрамы на всю жизнь. 

 Новость не могла не вызвать и некоторый отклик в псковском сегменте социальных сетей, поскольку с борщевиком псковичи знакомы не понаслышке. Некоторые псковичи дали ссылки на публикации, в которых рассказывалось, как в 1964 году борщевик вводили в регионе, как картошку при матушке Екатерине. Борщевик разводили как культурное растение для заготовки силоса. Знали бы почетные мичуринцы какую экологическую мину они готовят природному ландшафту северо-запада России.

 Позже выяснилось, что коровки борщевиком в принципе не брезгуют, вот только потребительские качества продукта страдают — молоко горчит. От борщевика пришлось отказаться. Но вредный и агрессивный сорняк к тому моменту уже захватил суверенную территорию, вытеснил и забил местные самосевы, а в 90-ые годы начал свое триумфальное шествие по родным просторам. Ныне «гость с Кавказа» произрастает не только на полях и весях, но и даже в городах, и Псков тут, увы, не исключение, а печальный и весьма показательный пример.

Это были «Акценты». Берегите себя!

Александр Донецкий

опрос
Опрос на ПЛН: Готовитесь ли вы к повышению НДС?
В опросе приняло участие 176 человек
ПЛН в телеграм