Публикация посвящена казанскому периоду в истории Псковского кадетского корпуса и хлебопеку Михаилу Кукушкину, повлиявшему на всю дальнейшую судьбу кадетского корпуса и жизни его воспитанников.
Военно-пограничным статусом Псковской губернии было обусловлено создание одного из ведущих военных учебных заведений Российской империи – Псковского кадетского корпуса. Псковский кадетский корпус сыграл заметную роль в подготовке и воспитании кадрового офицерского состава Русской императорской армии. В настоящее время здание кадетского корпуса занимают администрация Псковской области и Псковское областное Собрание депутатов.
Революционные потрясения 1917 года, осложнившие ситуацию на фронтах Первой мировой войны, принесли необратимые перемены в судьбы воспитанников Псковского кадетского корпуса.
Февральскую революцию 1917 года псковские кадеты встретили крайне враждебно и неприязненно отнеслись к Временному правительству, и перспективам политического развития страны. Открыто выражали преданность монархии.
К лету 1917 года положение русской армии на фронте стало критическим и создавало угрозу Пскову. В сложившейся ситуации в июле 1917 года военным министром принимается решение об эвакуации Псковского кадетского корпуса из Пскова в Казань.
К сентябрю хозяйственный комитет составил списки подлежащих эвакуации кадет, офицеров, чиновников и служащего персонала. В их число были внесены некоторые псковские ремесленники, являвшиеся постоянными подрядчиками корпуса. В целом в Казань должны были отправиться 998 человек и 20 тысяч пудов корпусного имущества. В середине сентября 1917 г. корпус покинул Псков.
На плацу Псковского кадетского корпуса
В числе направленных в Казань оказался мой прадед Михаил Кукушкин - хлебопек кадетского корпуса. Из архивных документов фонда Псковского кадетского корпуса удалось выяснить, что Михаил Кукушкин до 1909 года являлся служащим 4 роты в Псковском кадетском корпусе. В последующие годы он являлся хлебопеком корпуса.
Михаил Кукушкин происходил из крепкой многодетной и зажиточной семьи, был уроженцем деревни Букаши Псковского уезда. Близкие родственники проживали в деревнях Ляляховка и Цаплино. Семья владела собственной мельницей на реке Торошинке, занималась мукомольным и пекарским делом. Мой прапрадед – отец Михаила Кукушкина - был авторитетным уважаемым человеком и занимал должность старосты храма св. пророка Илии в погосте Торошино (ныне – д. Цаплино).
По семейной традиции, во время крестного хода из Пскова в Крыпецкий монастырь, мои предки пекли караваи хлеба и делали квас для угощения паломников. Старая дорога в монастырь проходила через места проживания рода Кукушкиных.
Но вернемся к событиям осени 1917 года.
Казанская Духовная академия
По прибытии в Казань, Псковский кадетский корпус был размещен в здании казанской Духовной академии. В Казани воспитанники кадетского корпуса не просто застали, а стали участниками событий вооруженного переворота 24-26 октября 1917 года, пытаясь помочь местным юнкерам подавить восстание революционно-настроенных солдат-артиллеристов.
Сохранились воспоминания о революционных событиях в записках кадета А. В. Булгакова на страницах журнала «Досуг кадета-псковича», изданного в Париже в 1954 году: «Во время октябрьского восстания корпус был два дня под обстрелом, но Бог хранил. На третий день восстания 1-я рота разобрала винтовки и пошла на помощь юнкерам, несмотря на то, что директор корпуса и некоторые воспитатели этому противились».
В ходе вооруженных столкновений казанские юнкера потерпели поражение.
Здание казанской Духовной академии
26 октября здание Духовной академии, где располагались псковские кадеты, подверглось штурму со стороны солдат-революционеров.
Около 11 часов дня к зданию академии прибыл отряд революционных солдат. По свидетельству участника событий – директора кадетского корпуса генерал-майора Большева Александра Владимировича, восставшие солдаты выглядели «разъяренными, с выкаченными глазами и осипшими голосами» кричали: «Гражданские лица, выходите из здания, сейчас будем расстреливать». Солдаты ворвались в вестибюль и пытались подняться на верхние этажи, чтобы расправиться с кадетами. Ситуация могла кончиться поголовным истреблением псковских кадет, как это произошло в Ярославле в 1918 году.
По свидетельству А.В. Булгакова, лишь вмешательство корпусного хлебопека Михаила Кукушкина и каптенармуса Махалина предотвратило бойню.
Кадет А. В. Булгаков на страницах истории Псковского кадетского корпуса так описывает происходившие события: «Выступление было неудачным, дорога к юнкерам была отрезана красными и кадеты под обстрелом должны были вернуться в корпус, который четыре часа спустя был окружен и взят большевиками. Дело могло кончиться плохо, но каптенармус Махалин, хлебопек Кукушкин и некоторые другие низшие служащие защитили кадет».
Директора кадетского корпуса А.В. Большева, солдаты-революционеры не только не стали слушать, но и пытались вывести в сад, чтобы расстрелять. С большим трудом ему удалось убедить их в своей невиновности и непричастности кадет к выступлению юнкеров.
Героический подвиг Михаила Кукушкина и Михалкина, обстоятельства спасения остались в памяти и сердцах псковских кадет, и были занесены в историю Псковского кадетского корпуса. Благодаря героическому подвигу нескольких людей были спасены юные жизни от расправы и сохранен Псковский кадетский корпус.
Знамя Псковского кадетского корпуса
В начале августа 1918 г., псковские кадеты активно содействовали белым войскам Каппеля захвату Казани. Когда же в сентябре 1918 года к Казани подошли красные части, большинство сотрудников и воспитанников корпуса покинуло город. Ушедшие из Казани воспитанники и сотрудники Псковского кадетского корпуса через Уфу отправились в Иркутск.
Вероятно, в это же время Михаил Кукушкин вернулся домой к своей семье в Псковский уезд.
Спасенные в казанской мясорубке псковские кадеты впоследствии влились в состав вооруженных сил А.В. Колчака, а после падения Иркутска в январе 1920 года рассеялись по фронтам Гражданской войны, продолжив борьбу.
В январе 1920 года Псковский кадетский корпус прекратил существование в качестве военного учебного заведения.
Михаил Семенов