Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.
Темы выпуска:
На фактически предпоследней в уходящем году неделе в России и мире случилось много чего важного и пугающего: в США конгрессмены-демократы наконец-то объявили президенту Трампу импичмент, президент России Путин дал очередную, 15-ую по счету большую пресс-конференцию, а террорист напал на приемную ФСБ. И все это истории, разумеется, пригодные для обсуждения на диване, достойные наших, как принято выражаться, «пяти копеек», но в сегодняшнем выпуске я предлагаю обратиться прежде всего к местным темам, поскольку именно они и определяют нашу повседневную жизнь здесь и сейчас.
Трамп и Путин как-нибудь и без наших комментариев обойдутся, а вот то, что происходит на улицах города, в его властных коридорах и общественных местах волнует каждого псковича, если он, конечно, не живет в башне из слоновой кости за высоким забором. Ну, и не сомневаюсь, что темой номер один декабря для жителей остается повышение цены за проезд в городском общественном транспорте: сначала мы узнали, что с 1 февраля 2020 года увеличится плата за разовый проезд на 2 рубля. Затем главное транспортное предприятие области «обрадовало» новостью о том, что уже с 1 января подорожают и проездные билеты – с нового года проездной для граждан будет стоить 1110 рублей, для студентов - 850 рублей, а для учащихся - 800 рублей.
Автобусы стали ходить сильно реже. Это заметили все, кто вынужден пользоваться городским транспортом. Когда нужный тебе номер автобуса ходит один раз в час, и бывает, что его еще и совсем не дождешься, а на дворе отнюдь не лето, и ты не один, а с ребенком, которому нужно на прием в поликлинику, проклянешь в сердцах и по интернету всех начальников сразу. Притом, что псковские автобусы «поражают» (в кавычках) своей чистотой и комфортом, а в часы пик в них вообще не влезть без потери лица и пуговиц.
Словом, социальное напряжение растет и бухтит, и не только в соцсетях, но и на остановках, где скобари упрямо выламывают картонки с расписанием, а новые электронные табло показывают почему-то исключительно время и температуру окружающей среды, а никак не расписание маршрутов. На кой ляд надо было тратить миллионы рублей на эти бесполезные штуки, совершенно непонятно. Нам постоянно сообщают о том, что электронные табло якобы работают в тестовом режиме, но боюсь, что эта музыка будет вечной.
А тут из тех же соцсетей, которые в отличие от транспорта, работают исправно, псковичи вдруг узнали, что автобусы с наклейками ГППО «Псковпассажиравтотранс» двигаются по маршрутам… подмосковного Подольска. «Почему в Пскове стало мало автобусов?! Потому что их стало больше в Подмосковье» - воскликнула псковичка Светлана Александрова, разместившая на своей странице в Фейсбуке фото автобуса с наклейками «Псковпассажиравтотранса» в салоне. «Хотя бы наклейку отклеили, что ли», - заметила автор публикации.
Так вот, оказывается, куда сбежали псковские автобусы! Вот из-за чего пришлось прореживать местные маршруты и врать псковичам, что это сделано исключительно из соображений логистики: мол, слишком мало пассажиров на вечерних рейсах. Меж тем реальность такова, что в Пскове общественным транспортом продолжает пользоваться значительная часть населения, и это, понятно, самые незащищенные в материальном отношении люди.
По-видимому, о социальной функции государственного предприятия псковичам придется вскоре забыть, и добираться до школ и лечебных учреждений на своих двоих. Как это сделали сотни псковичей, решившие в минувшую пятницу 13-го добраться до торгового центра «Фьерд-Плаза» на своих двоих по обочине дороги. Поскольку автобусы до «Плазы», извините, «не ходют».
Можно сколько угодно потешаться над «глупыми псковичами», пустившимися за товарами на окраину города в пеший путь, со смехом объясняя им, что подобные торгово-развлекательные центры изначально рассчитаны на людей с личными автомобилями. А вот суровая реальность, представьте, такова! Тут я обращаюсь, прежде всего, к многочисленным псковским начальникам, которые общественным транспортом не пользуются и вряд ли представляют, что это за рискованный аттракцион. Так вот, в Пскове, вообразите, отнюдь не у каждого второго под задницей имеется личное авто, и этот коллективный пеший поход в новый гипермаркет наглядно продемонстрировал, насколько необходим Пскову на самом деле современный и комфортабельный общественный транспорт (как он, заметим в скобках) необходим любому крупному городу.
И последнее: поскольку так или иначе пользоваться общественным транспортом иногда приходится каждому, следите за картой и ловкостью рук. А то одна псковичка в тех же соцсетях поделилась неприятным опытом, как она сделала семь попыток расплатиться за проезд электронной карточкой, а та все почему-то не срабатывала. В результате ей пришлось выскребать из кармана мелочь, а потом выяснилось, что с ее карты списали 150 рублей. То есть одна поездка на автобусе с валидатором стоила ей как такси.
К другой резонансной местной теме – накануне разбушевалась непогода, подул сильный ветер, так в Пскове, в историческом центре по адресу улица Труда, 7а обвалились стены дома. Для тех, кто не очень представляет, где это, поясню, - это развалины за церковью Косьмы и Дамиана с Примостья, на самом что ни на есть ближнем Запсковье, там, где сейчас вырубили все деревья и делают сквер народовластия с кованным колоколом от архитектора Шуляковского.
Развалины считаются памятником архитектуры и охраняются государством, но теперь, похоже, нужно охранять уже людей от развалин, чтобы кого-нибудь ненароком камнями не завалило. О чем уже написали в интернете обеспокоенные псковичи. Мол, будьте осторожны! Не ходите рядом.
Поясню, что это то самое здание, которое еще в начале 2017 года городские власти обещали отреставрировать к Ганзейскими дням. Ганзейские дни вот уже как почти полгода канули в лету, а дом, разумеется, так никто и не отреставрировал. И вот он взял и обвалился.
Опять же, весьма показательная для Пскова история. В историческом центре у нас десятки таких вот опасных достопримечательных руин, которые то и дело горят или обваливаются. Город при этом выглядит в некоторых локациях, будто буквально вчера закончилась Великая Отечественная война. Можно фильмы снимать без строительства киношных декораций. Понятно, что туристической привлекательности это городу не добавляет.
На ветхом и опасном для окружающих памятнике архитектуры после обвала побывала комиссия комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области, установившая, что стены обвалились потому, что собственник проводил разборку его конструкций. И вот сильного порыва ветра оказалось достаточно, чтобы стены рухнули. Начальник комитета по охране ОКН Наталья Тихомирова сообщила, что по факту работ направлено заявление в полицию. Чем тут способна помочь полиция, мне, профану, решительно не понять.
Если же обобщить этот частный казус, то можно сказать, что разруха у нас не только в головах и клозетах, но и в документах, запрещающих сносить опасные развалины к чертовой матери. Мы понимаем, памятники, но должен же во всей этой охране быть какой-то здравый смысл? Зачем охранять то, чего уже фактически нет? Кому нужны жуткие вонючие развалины в центре? И не пора ли придумать такие законы, чтобы вместо развалин наконец-то появились приличные новоделы? Пусть это будут так называемые архитектурные «реплики», внешне напоминающие бывшие здесь дома, но это будут добротные и функциональные строения, а не гнилые и к тому же опасные руины.
И последнее. Нашего «поэта и правдоруба» Николая Рассадина, вступающего на радио «Эхо Москвы» в Пскове со своими публицистическими песнями, не приняли в Союз писателей России, о чем сам Николай с огорчением написал на своей странице в Фейсбуке. И прикрепил ссылку на соответствующее сообщение с сайта «Российский писатель», печатного органа СП. Цитирую: «Обсудили последнее заседание Приёмной комиссии СП России, на котором впервые столкнулись с книгами под грифом: «В книге использована нецензурная брань». Книги поэтические, автор Н. Рассадин из Пскова. При некоторой профессиональности автора все члены приемной комиссии единодушно проголосовали против принятия его в члены Союза писателей России. Было указано Псковской организации о недопустимости представления подобных книг на Приёмную комиссию».
Что меня больше всего поразило в этой истории, так это то, что творческие люди до сих пор по какому-то недоразумению стремятся попасть в члены СП. То есть подобного рода общественные организации, оказывается, до сих пор имеют влияние на умы. И тут я должен повторить то, в чем давно убежден: СП России - самая бессмысленная организация из всех творческих союзов, доставшихся нам в наследство от СССР. Она никак не подтверждает профессиональный статус Николая Рассадина в качестве стихотворца, ибо творения самих членов СП (за несколькими исключениями) читать просто невозможно. Это сплошная графомания, что понимает любой вменяемый человек с более-менее развитым литературным вкусом.
То есть дурно понятая «мораль» оказывается у них важнее эстетических достоинств произведения. Как прокомментировал произошедшее сам «поэт-правдоруб», «Иванов (член правления регионального отделения СП России - автор) как-то сказал, что даже очень талантливая поэтесса никогда (при нём) не станет членом Союза Писателей России, если у неё есть на теле тату, пирсинг и волосы будут окрашены в неподобающий цвет». Что ж, это по истине всё, что нам нужно знать о псковских писателях и брожении их умов.
Засим прощаюсь. Это были «Акценты». Берегите себя!