Общество

«Акценты» Донецкого: Мир после пандемии, украденная почта митрополита и медиа-битвы времен коронавируса

08.05.2020 18:18|ПсковКомментариев: 1

Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.

Темы выпуска:

Под «домашним арестом». Когда закончится режим самоизоляции?
Хакернули. Митрополит Псковский и Порховский Тихон рассказал о взломе своей электронной почты.
Соловьев, Уткин и другие. Известные телеведущие и артисты вызывают друг друга на медиа-баттлы.

Самая популярная фраза последних дней: «Этот мир уже не будет прежним». Речь, разумеется, о пандемии коронавируса, буквально сломавшей привычный уклад жизни миллионов людей. Везде, где свирепствует вирус, - в России, в Европе, в США. Все, что казалось важным до введения режима самоизоляции, вдруг потеряло смысл, или, во всяком случае, отложено на неопределенное время.

Карантин не тотален, но и этот, скажем так, относительно мягкий режим существования наносит огромный урон экономике, культуре, социальной жизни. Все большие и значимые мероприятия государственной важности, которые должны были определить повестку 2020 года перенесены на лето. Но кто знает, что случится летом? Месяц назад нас убеждали, что коронакризис продлится до мая, но вот он май, а что-то конца-края эпидемии не видно. На плато по заражаемости страна так и не вышла. А главное, людей мучает неопределенность. Никто не знает и не может внятно ответить на вопрос: «Когда это кончится?».

В своем последнем обращении к нации президент Путин вроде бы обнадежил, мол, после 11 мая начнется поэтапное снятие ограничительных мер. Народ, запертый в четырех стенах, вздохнул с облегчением: «Ну, наконец-то. Скоро выйдем из заточения». Однако вчера из Москвы пришла невеселая новость: мэр Собянин продлил режим изоляции в столице до 31 мая. То есть положение серьезное, и по-прежнему будут закрыты предприятия торговли, общественного питания, сферы услуг, культуры, образования и спорта.

Понятно, что регион региону рознь, в Москве, судя по сообщениям СМИ, вообще самый жесткий режим самоизоляции, но не повлияет ли это решение столичного руководителя на политику властей в других регионах России? В Пскове и окрестностях режим самоизоляции, согласитесь, намного мягче, я имею в виду, конечно, не экономические ограничения, а бытовое поведение. В Москве с 12 мая вводится строгий масочный режим. За появление в общественных местах без средств индивидуальной защиты от вируса горожанам придется заплатить штраф в 5 тысяч рублей. Псковские власти пока до такого не додумались, хотя и сообщается, что псковичи получили сотни штрафов.

И все-таки пандемия рано или поздно закончится. Вирусологи утверждают, что лето должно покончить с заразой. Якобы коронавирус неизбежно гибнет при температуре +22 градуса по Цельсию. В разрезе последних событий и в этой информации как-то сомневаешься. Уж слишком много фейков, опровергнутых самой жизнью, мы услышали за два месяца. В марте нас убеждали из всех утюгов, что коронавирус не так страшен, как его малюют, а в в апреле грянула самоизоляция. Так что самое время поплевать через левое плечо и перекрестить лоб.

Допустим, что летом коронавирус сгинет. Что ждет страну?

Если говорить о политике, то тут столкнулись две диаметрально противоположные позиции. Одна исходит из гипотезы, что после эпидемии наступит либерализация политической жизни. Своего рода «Перестройка 2.0». Другая позиция, наоборот, предполагает дальнейшее «закручивание гаек». За время самоизоляции рейтинг власти и лично Путина достиг исторического минимума, и Кремль сделает все, чтобы укрепить пошатнувшуюся вертикаль.

По моему мнению, никакой «Перестройки», конечно, не будет. С чего бы это? Зачем тогда затевались голосование по поправкам и обнуление президентских сроков? Да, пандемия коронавируса стала, как говорят в политологии, «черным лебедем» для российской власти (и не только российской), социально-экономический кризис неизбежен, но мы же видим, как ведет себя верховная власть. Она не прогибается и гнет свою линию. Народ в значительной своей части посажен под «домашний арест» и как-то выживает. Управляемость населением по факту оказалась на достаточно высоком уровне. Можно сказать, что люди у нас послушные. Так зачем собственными руками устраивать праздник непослушания с непредсказуемыми последствиями? То есть Путин свой курс не сменит. А курс этот заключается в том, чтобы оставаться у власти как можно дольше. Думаю, если либерализация когда-нибудь в России и случится, то только после Путина, не раньше.

Не нужно быть великим аналитиком, чтобы предсказать план ближайших действий. Как только эпидемия пойдет на убыль, будет назначена дата голосования по поправкам. У вас есть сомнения относительно результатов этого голосования? — лично у меня никаких. К осени все как-то рассосется и устаканится. Страна начнет выздоравливать, как в прямом, так и в переносном смыслах. И будем мы вспоминать коронавирус, как страшный сон. Примерно так, как вспоминаем сегодня дефолт 1998-го года.

Оговорюсь, что это оптимистический сценарий. А ведь может случиться и апокалипсический. Например, пандемия и летом не кончится. Вирус окажется злодейски живучим. Или осенью нас накроет его вторая волна. Потом третья и так далее. И вот это уже будет настоящая жесть. Не введут ли тогда в стране военное положение?

Впрочем, я не футуролог и не фантаст, и, как большинство людей, надеюсь на лучшее. Что нам еще остается? Следить за динамикой заболеваемости и слушать решения властей. Если последствия карантина действительно губительней, чем сама эпидемия, то, скорее всего, к концу мая карантин будет отменен. Из двух зол обычно выбирают меньшее.

К другой теме. Можно сказать, скандальной. Если бы не коронавирус, наверняка эта тема заняла бы верхние строчки в топах новостей. А сегодня она прошла практически незамеченной. Кстати, это сейчас происходит со многими информационными поводами и новостями. К примеру, масс-медиа почти не заметили, что вчера, 7 мая, исполнилось двадцать лет с первой инаугурации Путина. Представляю, как бы резвились либеральные и государственные СМИ на этом юбилее. Но коронавирус все превратил в пустяки, не стоящие нашего внимания.

О чем речь? Некие хакеры взломали электронную почту митрополита Псковского и Порховского Тихона и теперь шантажируют его публикациями хранящихся в ней материалов. Вот как рассказал об этом неприятном инциденте сам отец Тихон, цитирую: «Несколько месяцев назад обнаружилось, что у меня взломана электронная почта, за много лет. Мою частную и деловую переписку стали публиковать на сайте Black Mirror. Параллельно эти материалы републиковались на других телеграм-каналах. Мне было предложено заплатить десять миллионов рублей, чтобы приостановить публикации. Я, конечно, отказался».

Митрополит Тихон не захотел, по его формулировке, «идти на условия шантажистов и поощрять грязный бизнес». Black Mirror, по его мнению, «специализируется именно на подобного рода коммерции». Цитирую: «Поэтому позволю себе посоветовать нашим согражданам внимательнее относиться к своей личной и деловой переписке. Каждый человек может стать объектом подобной охоты, грязного бизнеса и шантажа».

Мне представляется, что позиция псковского епископа более чем достойна.

Он не пошел на поводу у шантажистов. Выходит, ему нечего скрывать. Одна из авторитетных либеральных газет назвала его «гением церковного пиара», дескать, митрополит Тихон даже взлом собственной переписки обратил во благо, став, по мнению некоторых наблюдателей, еще ближе к патриаршему престолу.

Между тем фрагменты переписки продолжают публиковаться. В частности, несмотря на разгул коронавируса, большой резонанс в среде творческой интеллигенции вызвала публикация разговора отца Тихона с кинорежиссером Никитой Михалковым двухгодичной давности. Из которого следует, что в российской культуре идет самая настоящая война между художниками и охранителями, причем некоторые художники гораздо кровожадней, чем охранители.

Русская православная церковь старается реагировать на так называемые «кощунства» в искусстве. Нам это хорошо известно по запрету оперы «Тангейзер» в Новосибирске. В свое время шумная была история. Так вот, разговор между отцом Тихоном и Никитой Михалковым подтверждает, что РПЦ в лице своих иерархов действительно следит за тем, что происходит на театральной сцене. И не просто следит, но пытается влиять на репертуар. Разговор митрополита Тихона и Никиты Михалкова есть в сети. Его можно послушать. После прослушивания файла становится многое понятно.

В частности, священник и режиссер обсуждали спектакль Константина Богомолова (нынешнего мужа Ксении Собчак) «Идеальный муж», который был поставлен на сцене МХТ имени Чехова в 2013 году. Отцу Тихону некоторые сцены спектакля показались «кощунственными». И вот он как бы советуется с лауреатом премии «Оскар», что нужно делать? При этом говорит о том, что некоторые его знакомые, например, телеведущий Юрий Вяземский, советуют просто не замечать богохульный спектакль. Мол, это самая правильная стратегия.

То есть Тихон сомневается. А что же наш барин Никита Михалков? Как вы, наверное, догадались, у барина сомнений нет. Закрыть, и всё. Цитирую: «Чей спектакль это? Богомолова?! А, ну Богомолов ублюдок». «Всё понятно, что нам делать?», - спрашивает отец Тихон у знаменитого режиссера. Подчеркну: митрополит ведет себя корректно, интеллигентно, интересуется мнением собеседника. «Да снять спектакль, и всё. Так сказать, не за это, а потому, что прошло много лет. Он себя изжил. Без всякого намека на церковь», - со знанием дела выдает реплику Никита Михалков, попутно называя Богомолова «мерзавцем и провокатором», а еще советует епископу создать некую «скрытую канцелярию», «опричнину», «третье отделение», то есть структуру, которая будет следить за тем, что происходит в отечественном искусстве.

Ну и, соответственно, запрещать непотребное. Интересно, кто-то удивился тому, что произошло? Признаем честно, примерно так мы все это себе и представляли, понимая, что все скандалы, связанные с запретами театральных постановок и фильмов, действительно инициированы вовсе не какими-то православными активистами и фанатиками, а сверху. То есть первыми лицами. И, как выясняется, самими же художниками. Никита Сергеевич убежден, что Богомолов «ублюдок», этого достаточно, чтобы закрыть его спектакль. Делов-то!

Что еще меня удивило в этой записи? Что Никита Михалков разговаривает с православным священником матом. И это для него нормально. Я вовсе не ханжа, к мату отношусь как к одному из богатейших ресурсов родного языка, более того, зачастую я и сам матом разговариваю, но все-таки не со священниками, или, допустим, моими бывшими университетскими преподавателями. Вот как-то, знаете, резануло слух.

Но главное, что неприятно поразило, так это то, что творческий человек, режиссер Никита Михалков готов создать «третье отделение» или «отряд опричников», чтобы гнобить и изничтожать творения своих же собратьев-художников. И вот так прямо, ничего не стесняясь, говорит об этом по телефону православному епископу. Вот такие они, великие. Что до украденной хакерами записи, то она, вне всяких сомнений, «украсит» (в кавычках) биографию Никиты Михалкова.

И я завершаю. Буквально несколько слов про еще одно скандальное явление, которое расцвело пышным ядовитым цветом на карантине. Я про так называемые медиа-баттлы. Увы, прямой первомайский баттл между директором департамента информации и печати МИДа России Марией Захаровй и оппозиционером Алексеем Навальным так и не состоялся, поскольку Мария в последний момент «слилась». Зато развернулся баттл заочный. И тот, и другая все-таки комментировали стычку в сети, обменивались мнениями, и всякий наблюдатель мог сделать вывод, кто тут прав, а кто выглядит не очень.

Вот уже три недели продолжается заочный баттл между телеведущим Владимиром Соловьевым и футбольным комментатором Василием Уткиным. Они обмениваются видеороликами, и как они только друг друга ни поносят. Пересказывать эту полемику бессмысленно, потому что тут работают такие мастера художественной брани, что любой пересказ будет блеклой тенью густого словесного замеса.

На этой неделе к видеодиспуту подключился эпатажный шоумен Никита Джигурда, решивший перевести дискуссию в оффлайн и вызвавший телеведущего Соловьева на ринг. Боец ММА Александр Емельяненко, в свою очередь, высмеял Джигурду, причислив актера к тем, из кого «песок сыплется». Джигурда, не моргнув глазом, вызвал на ринг и Емельяненко.

Как принято выражаться в подобных случаях, ребята устроили цирк с пьяными конями.

При этом совершенно забылся повод, из-за которого все началось – кто кого в чем обвинил, и был ли прав? А началось все, напомню, с того, что Уткин жестко раскритиковал федеральные власти из-за недостаточных, по его мнению, мер по борьбе с коронавирусом Covid-19. Ну а Соловьев, как штатный пропагандист власти, вступился за власть, как обычно, перейдя на личность. И пошло-поехало. Телеведущие принялись обзывать друг друга говном и другими нехорошими словами. Вот уже и Джигурда подтянулся, кроет Соловьева в пух и прах.

Не откажу себе в удовольствии процитировать Джигурду: «Владимир Соловьев, как и ожидалось, наделал в штаны, молчит и не принимает мой вызов на дуэль в ринге! Ибо одно дело, пользуясь своим статусом, оскорблять тех, кто слабее тебя физически, куражиться, демонстрируя свои «крутые» удары на камеру. А другое дело реально отвечать за свои слова. Теперь все знают, что вечерний мудозвон - трус, подлец и дешевый понтарь». (Конец цитаты). Вот такой уровень дискуссии. То ли весеннее обострение, то ли так влияет пандемия, отягощенная всеобщим психозом. Одно надо признать: работают настоящие мастера устной и письменной словесности. Нам до них далеко. Как до Берлина раком.

Засим прощаюсь. Это были «Акценты». Берегите себя!

Александр Донецкий

опрос
Надо ли сокращать школьные летние каникулы?
В опросе приняло участие 162 человека
ПЛН в телеграм