Общество

Не звони мне, не звони

21.01.2022 12:45|ПсковКомментариев: 8

Если у кого еще не дергается глаз от услышанной по телефону фразы про «выгодное банковское предложение», так это ненадолго. Навязчивые телефонные звонки с рекламой, смс-рассылка и спам на электронную почту кого хочешь доведет до нервного тика. Способы избавиться от непрошеного вторжения есть, но придется приложить немного усилий и потратить еще чуточку нервов. Сейчас расскажем, что делать.

 

Коварная галочка

В воскресенье вечером у меня зазвонил телефон. Кто говорит? А никто. Снимаешь трубку — сразу отбой. Робот проверяет базу на актуальность. Значит, завтра мой номер передадут живому человеку. И действительно, уже в 9:22 звонок. «У нас для вас выгодное банк...», - теперь на отбой жму уже я. Раньше по наивности своей пыталась разговаривать со звонящими девочками и мальчиками, заверяла, что кредит мне не нужен. Просила по-людски, отстать раз и навсегда. Но те работают по скрипту, то есть по прописанной специалистами траектории разговора. Если звонит не машина, а живой человек, то и он больше похож на биоробота, которого интересует только одно желание собеседника — взять денег взаймы.

Не работает и блокировка номеров, звонят-то всегда с разных. Можно ли сделать что-то более эффективное для охраны душевного спокойствия?

Банковскую сферу регулирует Банк России. И там предупреждают: прежде чем предпринимать активные шаги, неплохо было бы убедиться, что на другом конце провода, действительно, банк. Могут ведь оказаться и мошенники.

«Если разговор касается ваших денег и кажется вам подозрительным, положите трубку, - рекомендует Сергей Иванов, заместитель управляющего отделением Псков Банка России. - После самостоятельно наберите официальный номер банка, убедитесь, что с вашими деньгами все в порядке».

Банк вполне может оказаться тем самым, настоящим, на счетах в котором лежат деньги. Где-то в договоре с ним галочка о согласии на получение рекламной информации. Банк России и Федеральная антимонопольная служба рекомендуют кредиторам (банкам, микрофинансовым организациям, ломбардам, кредитным потребительским кооперативам и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам) оформлять такие согласия в виде отдельного документа с определенным сроком действия, а не включать его в текст договора или заявления о выдаче кредита или займа. Другая рекомендация: предлагать клиентам ставить отдельную подпись или отметку на согласие получать рекламные сообщения от кредитора и других организаций.

Как на практике этим рекомендациям следуют кредиторы, их клиенты могут убедиться в собственной телефонной трубке. С жалобами регулятор предлагает обращаться в собственную интернет-приемную или к антимонопольщикам, которые контролирует рекламный рынок.

Расчистить эфир

Псковское УФАС рассмотрело в прошлом году полсотни жалоб на рекламные звонки и рассылки. В одном из случаев согласие клиента банка на получение рекламы шло в связке с получением кредита. Хочешь денег – получишь информационный шум. Когда комиссия УФАС решила, что такое навязывание не равно надлежащему согласию абонента на получение рекламы, банк отправился отстаивать свою позицию в суде. И проиграл. Арбитражный суд Псковской области подтвердил, что подпись под таким договором нельзя считать добровольным согласием на получение рекламы.

Другое дело касалось рассылок от магазина бытовой техники и электроники. Тот настаивал, что завлекал псковича на открытие нового салона с его согласия. Получено оно было при оформлении дисконтной карты еще в 2010 году. Но анкета не сохранилась, а значит, подтвердить свои слова магазин не мог. И теперь получит штраф. Рассмотрение дела еще не завершено, санкция окажется в коридоре от 100 до 500 тысяч рублей.

«Гоняемся за комаром с дубиной, вылавливаем каждую смску, а после нее еще триста приходит, - констатирует руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец. – На федеральном уровне говорят об изменении законодательства, чтобы такие вещи блокировали операторы связи».

Пока мобильные операторы продают компаниям свои услуги по рассылке рекламных сообщений, а абонентам анти-спам сервисы – ждать принятия подобного законодательства придется долго.

В УФАС рекомендуют не указывать свой номер телефона без необходимости и не ставить подпись под согласием на получение рекламы, если видеть и слышать ее не хочется.

А сколько еще случаев, когда абонент вообще не взаимодействовал с рекламодателем, никогда не являлся его клиентом. Номера гуляют по базам, а их владельцы стали живым товаром, продающимся из рук в руки.

«Оформил дисконтную карту в магазине дешевых товаров, - рассказывает пскович Константин Кортнев. – Сразу же шквал звонков от банков. Может, и мошенники звонили, я долго никого не слушаю, вешаю трубку. Но нервируют знатно. Не отвечать на звонки с незнакомых номеров я не могу, вдруг это поставщики звонят. Магазин дырявый, номера сливают мгновенно».

Доказать верность подобных предположений невозможно. Обычному человеку только то и остается, что засесть за перо с бумагой. И разослать самым навязчивым заявления с отзывом согласия на получение информации рекламного характера. В том числе, своему мобильному оператору, через которого часть рекламодателей шлет смски. В том же заявлении можно отозвать согласие на обработку персональных данных, но только в том случае, если взаимодействовать с этой компанией в ближайшее время не предстоит. (Если отозвать согласие на обработку персональных данных у мобильного оператора или у своего банка, можно остаться без связи и доступа к собственным деньгам). Заявления нужно отправлять письмом с уведомлением, которое подтвердит факт отправки. Только в этом случае есть крошечный шанс, что эфир вокруг станет немного почище.

Юлия Магера, фото Вадима Боченкова

опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 104 человека
ПЛН в телеграм