Скандал вокруг грядущего объединения двух музеев, Псковского и Изборского, и придания новому учреждению культуры федерального статуса достиг своего «апофигея» в третьей декаде января, когда возмущенные музейщики принялись сочинять петиции против Наталии Дубровской, якобы уже назначенной гендиректором объединенного музея. Якобы кто-то уже «живьем» видел текст приказа о назначении г-жи Дубровской, да и сама директриса в коротком интервью ПЛН косвенно подтверждала, что у нее планов «громадье». К примеру, впереди нас ждал ребрендинг старого названия: новоиспеченный, реорганизованный и «слитый» музей Дубровская предлагала назвать «Псково-Изборским объединенным», а все публичные опасения общественных активистов она прямо называла «клеветой чистой воды» и «недостойным поведением коллег». Впрочем, на вчерашнее заседание ОПП-ы Наталия Дубровская то ли не смогла, то ли не захотела явиться, отправив на встречу сразу трех своих сотрудников.
Сам факт присоединения старейшего и крупнейшего Псковского музея-заповедника к фактически недавнему краеведческому под единой юридической крышей (да еще тихой сапой) возмущал и коробил многих заслуженных специалистов музейного дела. Как так? Зачем? Несправедливо и обидно! Особую ненависть вызывала сама кандидатура г-жи Дубровской, умудрившейся восстановить против себя значительную часть культурного сообщества и жителей Изборска.
В феврале конфликт несколько поутих, его участники как бы затаились в ожидании неприятных, но неизбежных перемен. И вот на прошлой неделе губернатор Псковской области Михаил Ведерников обмолвился, что руководителем объединенного музея будет назначено «некое третье лицо».
А во вторник явно затянувшуюся до неприличия паузу прервала уже сама Жанна Малышева, которая, несмотря на кашель, все-таки пришла на заседание совета Общественной палаты, устроенное в Центре студенческих инициатив. И не просто пришла, «дабы засветиться ради галочки», а выступила с витиевато-подробным докладом и в доступной ей манере ответила на вопросы общественников.
Если кратко резюмировать, то Жанна Малышева попыталась всех успокоить. Провести эдакий сеанс коллективной релаксации: не волнуйтесь, мол, друзья, все спокойно, можете расслабиться. Тупой реорганизации с присовокуплением псковских музейщиков к изборским не будет, а будет «слияние» с общей бухгалтерией и тем самым пресловутым «третьим лицом» в роли гендиректора, но оба подразделения будут существовать параллельно, по отдельности. Никого не уволят, даже самую последнюю музейную мышь.
И это будет сугубо «переходный», то есть временный период, а спустя пять месяцев, примерно в январе 2020 года, музей наконец-то станет федеральным, что автоматически поднимет зарплаты и объемы финансирования музея сразу в два раза. В два раза - это про объемы, а не про зарплаты. Но и на том спасибо. А могли бы, как говорится, - ножичком по глазам полоснуть. В смысле продавить давешнее решение с Дубровской «в главной роли», которого как будто и не было. Жанна Малышева всячески отрицала наличие каких-либо тайных приказов о назначении Дубровской.
Повторюсь, внешне релакс удался. Цитирую госпожу Малышеву: «Никакой почвы для опасений у музейщиков нет». Уже точно известно, что в состав «переходного» объединенного музея войдут три усадьбы: композиторов Мусоргского и Римского-Корсакова, а также математика Ковалевской. С музеями писателя Алтаева и реставратора Спегальского вопрос решается. Скорей всего, и они вольются в федеральный музей. А новоиспеченный советник губернатора непотопляемый Александр Голышев будет курировать весь процесс. Ну, а после «переходного периода» за все отвечать уже будут федералы. Регион лишь будет наблюдать. Ты этого хотел, Жорж Данден?
Несмотря на весь «Relax, take it easy», вопросы у членов Общественной палаты к Жанне Малышевой все-таки возникли. В частности, член палаты, «митёк» Александр Бушуев, видимо, не поверив в то, что от госпожи Дубровской столь легко удалось откреститься, еще раз спросил про «третье лицо». Жанна Малышева конкретную фамилию не назвала, но про «третье лицо» подтвердила. Дескать, зря коллеги развели распри не пустом месте.
Другие члены палаты тоже отмалчиваться не стали и долбали в одну точку: зачем вообще объединять Изборский и Псковский музеи?
Жанна Малышева объяснила, что это условие Минкульта - взять на баланс один музей, а не два, и ничего другого быть не может, а в объединении нет ничего страшного, цитирую: «Я не вижу отрицательных в конечном итоге рисков, угроз, отрицательного какого-то влияния, кроме положительных сторон. Процесс этот нужно пройти в соответствии с законом. В соответствии с принятыми решениями достигнуть уровня федерального финансирования и заниматься профессиональной работой на хорошем финансовом обеспечении. Заниматься реставрацией памятников. Реставрацией музейных предметов. Их пропагандой. Их продвижением. Их экспозиционированием. Поэтому я не вижу минусов. Кроме того, что людям всегда понять сложно», - сказала Жанна Малышева.
Спросили общественники и про будущее имя музея. Действительно ли, Псковский и Изборский музеи не сохранят свои прежние названия, а обретут «двойную фамилию», станут «Псково-Изборским»?
«Наверное, будет правильно, если новый музей станет Псково-Изборским объединенным заповедником, - ответила чиновница. - Этот бренд будет выгоден с точки зрения продвижения туристического продукта. Такое предложение было, оно рассматривается. Мы обсудили его и на уровне Веры Васильевны (вице-губернатора Емельяновой - Автор). Это очень даже неплохая идея».
Прозвучал и такой вопрос: «Будут ли какие-то потери для псковичей при переходе в федеральный статус?»
Это - наша боль. Мы видим Кремль, мы видим много других памятников, и Общественной палате спасибо, что вы принимаете активное участие. Естественно, это реставрация. Естественно, это активная музейная деятельность. Естественно, это наши коллекции, которые увидит весь мир. Да, это уровень заработной платы, уровень финансирования и так далее».
Добавлю, что именно в таком стиле и прошло чуть более чем пятидесятиминутное общение, которое, повторюсь, весьма напоминало плавные убаюкивающие фразы психотерапевта, когда сам смысл произносимых слов, в принципе, не важен, но важна интонация: успокойтесь, ничего страшного не происходит, «все идет по плану», ваши опасения напрасны. И так по порядку.
По окончании встречи журналистам и общественникам удалось пообщаться с Жанной Малышевой, что называется «в кулуарах» (на самом деле - у служебного автомобиля), что называется, «в неформальной обстановке», и «митёк» Бушуев вновь задал волнующий его вопрос про официальную бумагу о назначении гендиректором объединенного музея госпожи Дубровской. И председатель комитета по культуре вновь ответила, что такой бумаги никогда не было, и это все домыслы. «Но зачем же им врать? Я вот им лично верю! - недоумевал художник. - Да и сама Дубровская приходила в музей и всех шпыняла...»
«Естественно», - согласился я, и директор показал всей мимикой, что разговор окончен.
Мы же в «кулуарах» упрямо пришли к выводу, что сказка про «третье лицо» - это еще бабка надвое сказала, пусть по официальной версии - все это досужие домыслы недоброжелателей. Остается дождаться января 2020 года, а может, памятуя пятнадцатилетнюю историю с «федеральным» Изборском, вовсе не двадцатого, а, скажем, тридцать второго.
Александр Донецкий