Новый выставочный комплекс «Издания ганзейских городов XVI–XVII вв. – современники рода Поганкиных» начал работу в Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе музея.
Фото здесь и далее: пресс-служба Псковского музея-заповедника
В выставочном пространстве представлены редкие книги XVI–XVII веков на латинском и немецком языках из девяти печатных ганзейских центров: Любека, Данцига, Гамбурга, Бремена, Штеттина, Лемго, Люнебурга, Ростока, Марбурга. Большинство изданий представлены широкой публике впервые.
Выгодное географическое расположение немецких городов, основанных по берегам рек в непосредственной близости от Северного и Балтийского морей, способствовало их бурному экономическому развитию и торговли. Требовалось образованное духовенство, учителя, врачи, юристы и просто грамотные ремесленники. В ганзейских городах стали открываться школы, лицеи, университеты. Для написания проповедей, для обучения детей и юношества необходимы были книги. На протяжении XV–XVII веков в городах Ганзейского союза основывались и работали типографии.
Ценную часть собрания Псковского музея-заповедника составляют издания с сочинениями теологов, преподавателей, ректоров учебных заведений немецких ганзейских городов. В них находили отражения научные споры, а также это были курсы лекций, словари, справочники, образцы классической литературы, необходимые для обучения студентов.
Учебные издания отличают небольшие размеры и скромное художественное оформление: отсутствуют гравированные титульные листы, фронтисписы инициалы, концовки. Это удешевляло типографскую продукцию и делало их доступными для студентов и преподавателей.
К ним следует отнести «Музыкальный праздник или философский стол», отпечатанный в Данциге в 1564 году. Автор – юрист из Торуни Григорий Лагус. Автор описывает трапезу, которая должна сопровождаться беседой и музыкой. В эпоху Ренессанса, когда возрождались античные традиции в ритуале приема пищи, этот трактат отвечал запросам времени и был востребован.
Своеобразным словариком является «Театр разных вещей» профессора физики, политики и истории Михаэля Ватсона, изданный в Бремене. В него включены толкования о разных видах древнего и современного искусства.
Издания теологов имеют роскошное художественное оформление: гравированные титульные листы, фронтисписы с портретами авторов, инициалы, концовки.
На выставке представлены творения Блаженного Августина «О граде Божьем», изданные в Гамбурге; теологические работы Феликса Бидембаха и Райнхарда Баке, отпечатанные в крупнейшем издательском центре Любеке; сочинение «Объяснение Лютера» Мартина Штатиуса, увидевшие свет в портовом городе Штеттине; «Проповеди Евангелистов» Мартина Моллера, изданные в процветающем ганзейском городе Люнебурге; «Комментарии к Евангелию от Иоанна» ректора Ростовского университета теолога Пауля Тарнова.
Переплеты ганзейских изданий обычно делали из коричневой кожи со скромным слепым тиснением в виде орнаментальных рамок или это были переплеты из пергамента с зелеными завязками и с синими или красными обрезами.
На выставке экспонируются сборник с философскими сочинениями немецких преподавателей К. Мартина, А. Нотхольда, Б. Копа и Р. Гоклениуса в коричневом кожаном переплете и сочинение ректора Марбургского университета Ю. Фейерборна «Анти-Остород, или опровержение богословских правил» в пергаментном переплете.
Представленные на выставке книги дают представление о массовой типографической продукции ганзейских северных городов XVI–XVII веков.
Выставка будет работать в Поганкиных палатах (улица Некрасова, 5) с 15 октября до 15 декабря.