Предварительные результаты проверки усыновления Димы Яковлева выявили странные факты, которые требуют дополнительной детальной проверки и изучения всех аспектов жизни семьи Яковлевых и рожденных Натальей Яковлевой детей. Такое мнение Псковской Ленте Новостей высказал уполномоченный по правам человека в Псковской области Дмитрий Шахов.
По его словам, областное управление социальной защиты предоставило омбудсмену все имеющиеся у них документы, связанные с международным усыновлением и оказало полное содействие в расследовании.
«Так, например, в официальных бумагах фигурируют разные данные, когда мать отказалась от ребенка. Первая информация, указанная в ФБ и РБ Данных это 5.10.2006 года, т.е. на 5-ый день рождения Димы. По другим документам это 01.10.2006 года. В тоже время справка об отказе от ребенка и согласии на его усыновление, удостоверенная главврачем Островской ЦРБ Ириной Богачевой, датирована 31.10.2006. При этом обращает на себя внимание странный факт – «завидная оперативность» органов опеки Палкинского района в получении из больницы другого района в тот же день 31.10.2006 информации об «отказнике» и выезде к его родственникам», - отметил Дмитрий Шахов.
«Приехав к родным - бабушке, инвалиду 1 группы по зрению и дедушке - органы опеки удостоверяют одновременно их отказ от оформления опеки и согласие на усыновление посторонними гражданами, при этом не предоставив время на обдумывание своего важного и ответственного решения родственниками. Не было учтено, что дедушке ребенка было 58 лет и не имелось законных оснований в отказе ему передать ребенка, в отличие от бабушки, которая в силу закона не могла стать ни опекуном, ни усыновить ребенка», - продолжил уполномоченный по правам ребенка.
«Что касается другой бабушки Н. Пауконен, которая воспитывала несовершеннолетнюю неполнородную сестру Свету, то по Семейному кодексу РФ, т.к. отцовство Димы не установлено, она не является родственницей Димы и не имеет преимущественное право на усыновление или опеку. В данном случае федеральный закон не обязывает органы опеки обращаться к таким гражданам с предложением оформить опеку или усыновление. В то же время органы опеки и социальные службы не в полной мере, как это предписывает Конвенция ООН и Семейный кодекс РФ, выполнили свои обязанности по изучению причин отказа матери и родственников, оказанию психологической, материальной и иной помощи матери – отказчице и родственникам в целях содействия воспитанию и проживанию ребенка в семье», - считает омбудсмен.
Тем самым, по словам Дмитрия Шахова, было нарушено право ребенка, гарантированное статьей 8 и 9 Конвенции ООН о правах ребенка на семейные связи, и содействии со стороны органов власти, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями. При этом необходимо было учитывать особенности здоровья и заболеваемости его матери.
Дополнительно, по мнению уполномоченного, требует изучение вопроса о полномочиях лиц, заверивших документы родственников Димы Яковлева на соответствие действующему в то время законодательству.
«Что касается процедуры международного усыновления Димы Яковлева, то на примере его усыновления выявился факт неэффективности работы как регионального, так особенно федерального оператора базы данных, которые не смогли за почти 8 месяцев предложить в качестве родителей граждан РФ. В то же время, два американских агентства, оказывающих помощь семье Харрисон с семейным доходом в 300000$, смогли за три месяца не только подобрать для этой семьи ребенка для усыновления, но и выполнить все требования закона, которое в итоге завершилось усыновлением. При этом обращает на себя внимание факт ускорения процедуры по усыновлению гражданам США без каких либо попыток со стороны областных властей в этот период устроить малыша все же в семью из России, при этом Дмитрий, хотя и имел ряд заболеваний, но не являлся ребенком с ограниченными возможностями здоровья», - отмечает Д. Шахов.
Далее уполномоченный приводит следующие факты:
«20.11.2007 в Государственное управление образования Псковской области от семьи Харрисон поступило заявление от американцев о желании посетить ребенка в России и в этот же день они его получают. Не дожидаясь встречи с ребенком граждан США, ГУО направляет 30.11.2007 письмо в Минобрнауки России с просьбой подтвердить отсутствие сведений о семье из России, готовых усыновить Диму.
03.12.2007 семья Харрисон встречается с ребенком в г. Печоры, принимая окончательное решение об усыновлении.
Далее, несмотря на отсутствие подтверждения из Минобрнауки о невозможности усыновить малыша в семью граждан РФ (которое поступило также быстро, но 18.12.2007), ГУЗ «Областной Дом ребенка» уже 04.12.2007 дает согласие на усыновление гражданам США, т.к. данное усыновление отвечает интересам ребенка.
21.02.2008 Псковский областной суд назначил первое заседание по документам, подготовленным органами опеки, и уже 28.02.2008 без приглашения родственников (у которых имелась последняя возможность на решение об оставление Димы в своей семье в России) удовлетворил заявление об усыновлении гражданами США Чейза Дмитрия Харрисона, родившегося 01.10.2006 года. В марте 2008 года Чейз Дмитрий Харрисон, поставленный на учет консульским отделом МИД РФ в Москве вместе со своими новыми родителями отбыл в США».