Внесенные в Государственную Думу России три законопроекта «об усилении ответственности и иных мерах, направленных на повышение защиты гражданина и общества от террористических актов» не способны достичь тех целей, на которые направлены, заявил Псковской Ленте Новостей депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) («Яблоко»).
По его словам, первое, что бросается в глаза, - это их многочисленные противоречия с действующими сейчас законами, в первую очередь, Конституцией России, Уголовно-процессуальным кодексом, Федеральным Законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации», практикой Верховного Суда России.
По мнению Льва Шлосберга, законопроекты подготовлены людьми, недостаточно знакомыми с предметом закона, слабо владеющими специальной информацией, путающими причины и следствия.
«Все три закона не могут быть эффективны с точки зрения защиты безопасности граждан, но создадут людям многочисленные проблемы и могут быть употреблены для политического сыска, который к борьбе с терроризмом не имеет отношения, но у которого есть много соискателей в России сейчас. Ни одна из успешных в борьбе с террористами стран мира не использует в этой борьбе ограничение свободного доступа в Интернет по WI-FI. Эта мера - либо глупость, либо намерение бороться совсем не с террористами», - считает парламентарий.
Лев Шлосберг отметил, что, согласно требованиям одного из законопроектов, сохранению и передаче компетентным органам будет подлежать абсолютно любая информация, которой обмениваются пользователи интернета, это требование нарушает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
«Согласно Конституции и УПК, ограничение части этих прав допускается только на основании судебного решения, то есть требует доказывания. Теперь предлагает избавить спецслужбы и правоохранительные органы от обязанности доказывания. Это прямой путь к произволу против любого человека. Бороться с террористическим интернетом сейчас может практически только Интерпол, во взаимодействии с которым у России много проблем по политическим причинам. Устранять эти причины российская сторона не хочет», - сказал депутат.
Один из законопроектов наделяет ФСБ полномочиями, тождественными полномочиям органов МВД, включая право на личный досмотр граждан, и вводит в Уголовный кодекс такое понятие, как «преступление в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма». «Никакого разъяснения состава такого преступления нет. Специалисты в области уголовного права не могут сформулировать состав этого преступления, под эту формулировку можно подвести что угодно, а что будет происходить с рядовыми и не рядовыми сотрудниками силовых структур, как они применят это «новое преступление» на практике?» - задается вопросом Лев Шлосберг.
Ограничения, которые собираются ввести на неперсонифицированные денежные переводы, прямо противоречат части 1 статьи 34 Конституции: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», указывает депутат.
«Вместо борьбы с теневой экономикой и оффшорами государство собирается бороться со свободным оборотом законно заработанных гражданами денежных средств, это еще одна глупость», - заявил Лев Шлосберг.
Из всех предложенных мер депутат в принципе поддерживает лишь введение пожизненного лишения свободы для террористов, но с оговоркой, что все же эта мера проблем борьбы с терроризмом, корни которого находятся на стыке религии, психологии и политики, не решит.
«Все три законопроекта показывают, что их разработчики озабочены политической безопасностью правящей группировки намного больше, чем безопасностью рядовых граждан России», - заключил Лев Шлосберг.