Архитекторы нередко называют мосты вершиной инженерной мысли. Таких сооружений в Пскове можно найти около 20, если посчитать и автомобильные, и пешеходные, и виадуки-путепроводы, и дамбы. Все они требуют особого внимания, ведь мосты должны быть не только функциональными, но и безупречно надежными с учетом повышенных требований к безопасности. Как же с этим обстоят дела в нашем областном центре?
На лицо ужасные, добрые внутри
Периодически в публичном пространстве появляются панические заявления о том, что псковские мосты уже никуда не годятся, с нагрузкой не справляются, трещат по швам и, вообще, скоро развалятся. И, надо признать, некоторые из мостов даже при беглом визуальном осмотре действительно кажутся запущенными, видавшими лучшие времена конструкциями. Запаршивевшие перила, обрушившиеся ступени на лестницах, раскрошившийся бетон, покрытый коррозией металл, вездесущие граффити…
Но это, скорее, факты бесхозяйственности, чем аварийности. Для того, чтобы понять, насколько мост надежен, требуется куда более тщательный анализ: провести инструментальные измерения фактической прочности бетона, глубины его карбонизации, коррозии металла, арматуры, обследовать внутреннюю часть пролетных строений и опор, провести расчеты по фактической грузоподъемности моста и несущей способности основных элементов, а также подводные исследования. По-хорошему, говорят специалисты, вот так вот исследовать мостовые конструкции нужно как минимум раз в пятилетку.
Начальник УГХ Пскова Алексей Захаров заверил, что такая оценка производится столь же часто, сколь и полагается. И показывают исследования в целом, если не радужную картину, то уж точно не мрачную: состояние основных мостов признано удовлетворительным. Мост 50-летия после обследования отремонтирован. Есть вопросы по Кузнецкому мосту, но там уже привели в порядок верхний слой. На мосту Александра Невского необходимо выполнить антикоррозийную обработку. Эти работы заложат в проект бюджета на 2019 год.
В целом, неплохо. Но это не так радует, как «отлично» или «хорошо». Ну, по крайней мере, эксперты утверждают, что опасаться нечего: инженерные конструкции под тяжестью псковичей не рухнут и не рассыплются. Однако и подумать есть над чем. Отклонения все-таки есть, пусть они и находятся в рамках допуска. Поэтому нужно принимать меры, чтобы они не вышли за те самые рамки.
«Еще постоят»
Игорь Батов, не только известный общественник и гражданский активист, но еще и опытный инженер-мостовик с солидным багажом строительных проектов (включая БАМ!), в оценке состояния псковских мостов солидарен с градоначальниками – удовлетворительно. Но в то же время он отметил, что следить за ними нужно более тщательно.
Металлические пролеты тоже требуют тщательного ухода. Да и красить мосты почаще не мешало бы, добавил эксперт. «Надо красить раз в семь-десять лет, полностью в три слоя по-новой, как положено по технологиям», - уточнил он.
«На Троицком мосту очень хорошо видно, что он бы простоял еще 20 лет, но за последние 10-15 лет запустили его покрытие, забились водосточные трубы, не занимались деформационными швами. Все это способствовало быстрому разрушению бетонного пролетного строения и несущей составляющей моста», - привел в качестве негативного примера Игорь Батов.
Зато к псковским виадукам у него вопросов вообще нет. Их инженер-мостовик назвал типовыми «вечными конструкциями», которые «еще сто лет простоят». Впрочем, и на этих сооружениях нельзя ограничиваться только окраской перил. Стоит перестать следить за покрытием и деформационными швами, и потенциальные долгожители прикажут долго жить.
К слову, в начале 90-х годов частично аварийным был признан путепровод в Березках. Вовремя обнаружили сломанную опору, отремонтировали, а заодно усилили подпорную стенку и заменили перильный пролет. Теперь мост простоит еще 70 лет.
Вот так вот, даже в нищие 90-е мосты удавалось приводить в чувства. Как пояснил Игорь Батов, в советские годы действовала госпрограмма «Дороги Нечерноземья», согласно которой и асфальтовые дороги в населенные пункты прокладывали, и мосты в порядке содержали. Увы, программа исчезла вместе с СССР.
Под вопросом
Особенно внимательно Игорь Батов призвал городские власти следить за «здоровьем» Ольгинского моста. Сразу после строительства он действительно был на грани обрушения, тогда ему добавили целых четыре дополнительных опоры, чтобы распределить нагрузку. Новый повод для беспокойства появился в 2011 году - тогда инженер-мостовик обнаружил на одной из опор трещины и стал, как говорится, бить тревогу во все колокола.
Едва ли при разрушении опоры (одной из дополнительных, к слову) мост бы обрушился, но один из пролетов мог бы просесть, что в любом случае привело бы к невозможности использовать инженерную конструкцию по прямому назначению. Как автомобильный мост точно перестал бы существовать.
Нашумевшие тогда трещины, городские власти окрестили «просто дырками», быстро заделали, а шокированную общественность успокоили: блоки, из которых сделана опора моста, стоят неподвижно.
Допустим, проблему трещин, как смогли решили, но это не снимает с повестки дня состояние моста в целом, за ним нужно постоянно следить, деформационные швы ремонтировать, следить за тем, чтобы пролеты не намокали, не разлагался бетон, и так далее. Мосту еще нет и 50 лет, а он уже «кряхтит». Еще свежи воспоминания, когда зимой у Ольгинского моста отвалился защитный слой. Проблему назвали косметической и сравнительно быстро устранили. Но осадочек, как говорится, остался.
Опрошенные нами экспертами осторожны в оценках текущего «диагноза» Ольгинского моста, но все не исключают, что ближайшее исследование, которое намерены провести в следующем году, может показать и неутешительное - как минимум один из пролетов придется заменить.
Надо понимать, что замена пролета, это не асфальт «перестелить». Тут пополосным перекрытием движения вопрос не решить. Придется перекрывать весь мост. И не на день, не на неделю и даже не на месяц, а как минимум на год. Пока даже в голове не укладывается, как будет жить город без одной из главных транспортных артерий.
Но загадывать рано, сначала нужно провести исследования, потом провести серьезные предпроектные и проектные работы, а потом уже, после «семи раз отмерянного», можно и «резать».
А что пока? А пока в управлении городского хозяйства говорят так: если на мостах будут обнаружены какие-то критические моменты, то тогда будут вводиться меры по ограничению нагрузки. Например, будут введены ограничения по нагрузке на ось, или полностью будет запрещен проезд грузового транспорта. Такие обеспечительные меры могут продлить жизнь моста еще не на один год.
При этом нужно учитывать не только текущую нагрузку на мост, но и тот факт, что с каждым годом она увеличивается. Поток транспорта ведь постоянно растет, если верить статистике.
Мост дегтя
К сожалению, место для исключения нашлось и в нашей истории. Единственный мост, который никак не вписывается в оценку «удовлетворительно» - это Советский мост через реку Пскову, известный среди псковичей также как Троицкий. Собственно говоря, одна из экспертиз в рамках муниципального контракта и стала основанием для проведения чуть ли не экстренных работ по проекту его реконструкции. Или ремонта. Тут вопрос оказался, мягко говоря, подвешен.
Скажем так, мнения инженеров и ряда архитекторов из Псковского областного отделения ВООПИиК разошлись. Первые предлагают, пока не стало слишком поздно, заменить железобетонный пролет на металлический, вторые требуют оставить мост в покое и ограничиться косметическим ремонтом. Свою позицию охранители памятников культуры объясняют тем, что Троицкий мост является «лучшим инженерным сооружением Пскова советского времени».
При этом комитет по охране объектов культурного наследия готов согласовать уничтожение моста при условии воссоздания в прежних формах, в бетоне или железе, признавая только его градостроительную ценность. В ВООПИиК же считают, что Советский мост обладает ценностью как памятник инженерного искусства и материальной культуры 1950-х годов и, собственно говоря, озаботились признать его таковым.
Описывают архитекторы мост так красиво, что невольно забываешь, как некрасиво он ныне выглядит: «Ценное архитектурное сооружение, решенное в классических традициях, интересное своим сложным объемно-пространственным решением, пластике, сочетанием разновеликих, но сомасштабных элементов, габариты которых зависят от воспринимаемых нагрузок. Особую воздушность мосту придают вынесенные на изящных кронштейнах тротуары, а также тонкие диафрагмы между основными арками с восьмиугольными проемами. Тротуары со стороны реки ограждены массивными чугунными решетками в широких бетонных тумбах».
Сохранить нынешнюю бетонную конструкцию, как того хотят представители ВООПИиК, по мнению Игоря Батова, невозможно. Причем все растущую нагрузку не выдержат не только пролет, но и опоры, и подпорные стенки. Иными словами, мост все-таки придется полностью сносить и строить заново.
Директор ООО «Стройдормост проект» Елена Трошкова также отмечает, что согласно обследованию, сделанному воронежским НИИ, современную нагрузку Советский мост уже просто не выдерживает.
Вот только члены ВООПИиК почему-то результаты этого исследования называют без обиняков – враньем. Вот прямо по Станиславскому – не верю, и все тут.
Между молотом и наковальней
В июне в Пскове под Троицким мостом даже организовали своеобразную «сходку» архитекторов, градостроителей и защитников памятников культуры. Дискутировали долго и по существо, но, судя по всему, к паритетному решению так и не пришли.
Начальник УГХ Пскова Алексей Захаров отметил, что Советский мост можно было бы поддерживать в рамках текущего содержания, но тогда надо уменьшать транспортную нагрузку, вплоть до превращения его в пешеходный. Либо все-таки необходимо увеличивать его несущую способность, и тут без замены пролета - никак.
Игорь Батов еще более категоричен: «Что касается Троицкого моста, то он уже «умер». Если его оставить пешеходным, он простоит, может быть еще лет 40, но после этого все равно развалится. При текущей нагрузке он прослужит лет пять. Чтобы там Лебедев не говорил (ему Игорь Батов советует подучить сопромат - от ред.), мост категорически не пригоден. Тот пролет, который сейчас есть, его не сохранить. Оставить его пешеходным, просто подлатав его, тоже неприемлемо для города. Остается вариант полной замены пролета. И если еще два-три года затянем работы по мосту, то он просто рассыплется».
По его мнению, некоторые архитекторы, увлекшись аутентичностью материала, готовы разрушить весь мост до основания, сделав полностью новодел, и все ради того, чтобы он был выполнен только в железобетоне.
Инженеры предлагают в качестве альтернативы оставить опоры оригинала, поставить на них металлический пролет, который повторит все очертания текущей конструкции. «При сталежелезобетонной конструкции будут наименьшие потери и для окружающей среды, и для самого моста. Это наиболее щадящий формат реконструкции. При этом предлагается полностью сохранить архитектурый облик», - пояснила Елена Трошкова.
По его словам, архитекторы не услышали доводов проектировщиков. «Я попытался убедить, что проектировщики идут по самому благоприятному варианту. Он дешевле и более быстр в постройке. Но меня не услышали, сложилось впечатление, что я стучу об стенку», - обиделся инженер-мостовик.
Кстати, Игорь Батов считает, что сохранять аутентичность типичного сооружения 50-х совсем необязательно. Не так уж и уникален этот мост, уверяет он и предлагает возвести в Пскове новое интересное инженерное строение, которые украсит город. Вдруг, станет такой же популярной достопримечательностью, как Эйфелева башня в Париже? Впрочем, здесь позволим себе усомниться, учитывая довольно скромные объемы выделяемых средств. Даже в рамках туркластера.
Пока устраивающий всех вариант не озвучен. По словам и.о. начальника Управления строительства и капитального ремонта Павла Андреева, сейчас проект еще только разрабатывается. И это глобальный проект, который включает в себя не только ремонт/реконструкцию Троицкого моста (нужное обвести), а довольно большого участка по улице Леона Поземского и ряда смежных улиц от площади Ленина до границы города.
Готов проект будет, как обещают городские власти, к октябрю. Но когда бы он не созрел, это не отменяет необходимости его одобрения со стороны комитета по охране объектов культурного наследия. Мост находится в охранной зоне, по-другому нельзя. Похоже, мостостроителям еще долго предстоит метаться между Сциллой и Харибдой.
Ждать ли транспортного коллапса?
Предположим, Троицкий мост все же решат реконструировать, а проект будет подразумевать замену пролета. На это время жители Запсковья получат весьма сомнительный «бонус» в логистике. Эксперты называют разные сроки: 9 месяцев, год, полтора… А мы вспоминаем, как идет строительство моста в рамках проекта «Северный обход», и предвкушаем.
Начальник УГХ Алексей Захаров уверяет, что проектом будет предусмотрена и организация транспортных потоков. «Безусловно, найдем пути объезда. Понятно, что максимально вырастет нагрузка на Ольгинский мост, мост 50-летия Октября и на Кузнецкий мост. Плюс очень рассчитываем на строительство объездной дороги и моста. Специалисты уверяют, что варианты уменьшения нагрузки есть, их можно проработать».
Он вспомнил, что в Пскове бывали моменты, когда мост через Великую перекрывался на целый день, и автомобилисты относились к ситуации с пониманием.
Игорь Батов привел пример поубедительнее: «В Ярославле перекрыли разрушившийся мост через Волгу. Строительство нового длилось семь лет. Народ терпел, а что делать?»
«Народного бунта не будет, - уверен он. - Если грамотно продумать транспортные потоки, включая общественный транспорт, особых сложностей для населения возникнуть не должно». В качестве несбыточной фантазии инженер указал, что все обошлось бы совсем «без жертв», если бы был построен мост возле «Шведской горки», как это планировалось еще советскими градостроителями, чтобы связать улицы Ипподромную и Коммунальную.
«Сейчас у нас мосты работают на 90% своей нагрузки. Если один из трех основных закрыть, это, конечно, будет перебор, поэтому нужен запасной вариант», - добавил Игорь Батов. При этом она заметил, что мост Северного обхода проблемы не решит, потому что слишком далеко объезжать.
Успокоим сразу, в этом году мост вряд ли перекроют: еще ведется работа над проектом, затем будет определяться сметная стоимость. Не забываем и про споры инженеров и поборников культурного наследия, которые могут затянуться. Но давайте признаем, Псков - не такой большой город, чтобы перекрытие одного из мостов, пусть даже на год, стало для нас катастрофой. По крайней мере, для автомобильного транспорта это максимум лишних 20 минут в дороге. Не велика потеря. В столицах от дома до работы люди по 1,5-2 часа добираются в привычном режиме.
Возможно, власти это поймут и сочтут нужным построить для пешеходов и велосипедистов временное понтонное сооружение. Помнится, в годы войны, когда Ольгинский мост был в очередной раз взорван, немцы довольно быстро соорудили ему замену: сначала понтонную, а потом на сваях. Слабо повторить хотя бы в пешеходном варианте?
Но пока это все фантазии. В реальности мы видим, что мосты в меру финансовых возможностей поддерживаются в том самом «удовлетворительном» состоянии. И понимаем, что от удовлетворительного до аварийного один шаг. К сожалению, чреватый последствиями. Поэтому рассчитываем, что мосты будут все-таки не «подмазывать», а приводить к оценке «отлично», а по Троицкому будет найдено такое оптимальное решение, что Соломон позавидует.
Алексей Овчинников