Подробностями громкой истории с захватом заложников в исправительном учреждении строгого режима №4 в поселке Середка Псковского района поделился с газетой «Московский комсомолец» прокурор Псковской области Тимур Кебеков, который одним из первых оказался на месте ЧП и координировал действия всех правоохранительных органов, задействованных в этой операции.
Напомним, что заключенные Кирилл Голубев и Юрий Иващенко забаррикадировались в помещении медсанчасти колонии 27 мая. Вместе с ними находились шесть медработников. Одну из них - 72-летнюю медсестру Нину Сидорову зэки через некоторое время «обменяли» на телефон. Остальных женщин они были готовы отпустить только в обмен на 40 тысяч рублей, машину и водку.
Московский комсомолец: Тимур Мурадинович, почему именно Вы первый вели переговоры с заключенными и как они проходили?
Тимур Кебеков: Переговоры вел именно я в связи с тем, что ни с кем из коллег руководителей правоохранительных органов они говорить не хотели. Сначала они высказали свои требования. Мы согласились их рассмотреть. Но с одним условием – спиртных напитков им не дадут, в связи с тем, что они находились в крайне возбужденном состоянии. Также чтобы убедиться, что все заложники живы, я потребовал вывести женщин в коридор. После этого я еще раз предложил им добровольно отпустить заложников и в этом случае, в соответствии с примечанием к статье 206 УК РФ «захват заложника», они будут освобождены от уголовной ответственности. Однако заключенные отказались, заявив, что они и так осуждены к длительным срокам лишения свободы и им терять нечего.
Московский комсомолец: Что было известно о зэках?
Тимур Кебеков: Голубев Кирилл 1986 года рождения, отбывает наказание по приговору Санкт-Петербургского городского суда. Осужден в 2005 году за убийство и разбой и приговорен к 22 годам лишения свободы. Иващенко Юрий 1984 года рождения. Осужден в 2008 году Псковским областным судом за рабой, убийство и неправомерное завладение транспортным средством. Приговорен к 21 году лишения свободы.
Московский комсомолец: Как проходила сама операция?
Тимур Кебеков: Реализуя достигнутые договоренности со мной, и продолжая переговоры с осужденными, сотрудники УФСИН передали заключенным 40 тысяч рублей и предоставили автомобиль ВАЗ-2105 в обмен на освобождение еще двух заложниц. Затем, проанализировав сложившееся положение, оперативный штаб принял решение о проведении силовой операции по освобождению женщин. Она началась в тот момент, когда преступники, прикрываясь заложниками, садились в предоставленную им автомашину, и продолжалась не более пяти минут. В результате спецоперации, проведенной сотрудниками УФСИН, УВД и УФСБ на высоком профессиональном уровне, все заложники были освобождены. Осужденные Голубев К.А. и Иващенко Ю.А. задержаны. Голубева К.А. в ходе спецоперации тяжело ранили. Его доставили для лечения в Псковскую областную больницу. Иващенко Ю.А. же задержан без телесных повреждений. Медсестра, которой прикрывался преступник, госпитализирована в Псковскую областную больницу, но угрозы ее жизни нет.
Хочется отметить слаженную и скоординированную деятельность руководителей правоохранительных органов, входящих в оперативный штаб, усилия которых были направлены на освобождение заложников с минимальным риском для их жизни и здоровья. Прокуратурой области действия штаба признаны адекватными сложившейся ситуации.
Особо хотелось бы отметить грамотные и профессиональные действия по освобождению заложников подразделения УФСИН «Зубр».
Московский комсомолец: В настоящее время возбуждено ли уголовное дело в отношении осужденных?
Тимур Кебеков: Уголовное дело было возбуждено сразу после моей первой встречи с осужденными по ч. 2 ст. 206 УК РФ (захват заложника). Постановление о возбуждении уголовного дела прокуратурой было признано законным и обоснованным. Расследование поручено сформированной следственной группе УВД области. Оперативное сопровождение по данному делу осуществлялось сотрудниками УВД и УФСБ региона. Ход его расследования находится на моем личном контроле.
Московский комсомолец: Будет ли проверяться законность действий самих сотрудников спецслужб?
Тимур Кебеков: В соответствии с законом прокуратурой области проводится проверка законности действий сотрудников УФСИН и обоснованность применения ими оружия и причинения телесных повреждений осужденным.
Московский комсомолец: Что нужно сделать сотрудникам УФСИН, чтобы подобное больше не повторилось?
Тимур Кебеков: Перед тем как ответить на Ваш вопрос необходимо разобраться в причинах и условиях, которые способствовали случившемуся. В настоящее время прокуратура области совместно с представителями Центрального аппарата УФСИН России проводит полномасштабную проверку в исправительном учреждении. Уже сейчас выявлены существенные нарушения и упущения в организации работы по обеспечению соответствующего режима на территории колонии. Поэтому будут приняты самые жесткие меры прокурорского реагирования к сотрудникам УФСИН, ответственным за эти направления деятельности.
Московский комсомолец: Как вы считаете, действия осужденных носили спонтанный характер?
Тимур Кебеков: По понятным причинам я не могу рассказать все детали проведенной операции. Но могу отметить, что это была не спонтанная акция со стороны заключенных, а хорошо организованные и заранее спланированные действия, в которых принимали участие не только преступники, но и их пособники, находящиеся за пределами исправительной колонии. Но об этом поговорим на следующей встрече.
И последнее, что хотелось бы сказать: преступники живут по своим определенным правилам и нормам, но даже у них есть границы, которые никем никогда не должны нарушаться. Как мне представляется, взятие в заложники беззащитных женщин и детей является нарушением преступниками не только общечеловеческих норм и правил поведения, но и их же неписанных законов.
«Московский комсомолец» от 30 мая 2011, №116