Архив

По фамилии Би-2

03.05.2004 23:34|ПсковКомментариев: 0

Личная жизнь – за семью замками. Настоящее имя – секрет. Да чего уж там имя, если в основном документе в графе «фамилия» черным по белому выведено: БИ-2. Так что Шура Би-2 и Лева Би-2 – это не разговорное определение (о каком, мол, коллективе речь идет), а нормальная такая человеческая фамилия, законно «запротоколированная» их паспортами. Впрочем, истинным фанам, как говорят, по барабану до их фамилий (в отличие от журналистов?) – была бы их музыка… Шура и Лева нашли для «Панорамы» время за несколько часов до начала концерта.

- Не считаете ли вы, что в искусственном ореоле таинственности есть нужда у начинающих или бездарных? А если есть, что представить, если, так сказать, продукт творчества уже сам за себя говорит, то к чему все эти жеманные «фамилию не скажу-уу-у»?

Шура вышел в коридор – оторвал важный звонок, так что Лева отдувается один.

– Не такая уж это таинственность. Кто захочет – узнать все можно.

– Да, можно, конечно, но почему вы это делаете?

- Просто стараемся оградить свою личную жизнь от внешних раздражителей и поэтому дозируем информацию о себе для СМИ.

- Это понятно в отношении жены-подруги. Но имя-то?

- На сцене часто под псевдонимом выступают – Стинг, например. У нас это случилось как-то само по себе, а сейчас… Даже не знаю.. Если сейчас что-то менять, может неразбериха какая-нибудь быть.

«Случилось», действительно, само по себе – ни один из «Би-2» не может вспомнить, как придумалось это непонятное, ни о чем не говорящее название. Их фанаты знают, что когда-то группа носила имя более понятное: «Берег истины». (Может, потом «ужалось» для краткости до первых букв?) Было это так давно, что сегодня «Би-2» улыбаются, когда их называют молодой группой – в 1988 году, в Минске, где в 1972-м родился Лева (Шура родился двумя годами раньше в белорусском городе Бобруйске). Конечно, сегодняшними «БИ-2» еще и не пахло, но зарождалось все именно так. Ужасно хотелось бренчать на гитарах, петь, появилось желание создать группу. Руководство минского шинного завода, куда Шура устроился завхозом, позволило ребятам терзать струны имеющихся на заводе инструментов за обещание иногда играть на заказ для каких-нибудь начальственных гостей. Начали, понятное дело, с панка (а что еще играть, когда толком ничего не умеешь?). «Знаний, умений и навыков» было жидковато, зато «дури» с избытком. «Шоу начиналось с того, что на сцену вытаскивали гроб, и я вылезал оттуда в «прострелянной» рубашке с пятном «крови», с подушкой, которую тут же рвал. Публика моментально «оперялась», - вспоминает Шура. Свое творчество того времени ребята окрестили «музыкой рваных подушек»…

- Вы не много внимания уделяли образованию. Нет потребности его повышать?

- Да, у меня образование среднее, - говорит Лева. – Не вышло у меня получить образование. По многим причинам. Я уехал за границу, жил один, никто мне не помогал. А надо было как-то существовать. Совместить работу и учебу не получилось, это очень дорого было. Да, хотелось бы образование, конечно…

- Есть такая потребность или просто без высшего образования не престижно?

- Потребность. Хотим вот заняться кинематографом, а с бухты-барахты этим заниматься не будешь…

У Шуры образование средне-специальное, музыкальное.

- Нет, повышать образование потребности нет, - говорит он, подключившись к нам после телефонных бесед. – Нашему барабанщику, которому 43 года, сегодня приснился сон, что его заставляют закончить вечернюю школу, которую он закончил двадцать лет назад. Он проснулся в холодном поту…

- И мне до сих пор снятся страшные сны, что мне нужно в школе сдавать экзамены, - рассказывает Лева. – Я даже пытался избавиться от таких снов. Когда мы приехали в Белоруссию после десяти лет отсутствия, я сразу пошел в свою школу – хотел посмотреть на нее, думал, может, перестанут мне сниться эти сны. Не перестали…

Отношения со школой у Левы были весьма натянутые.  К 10 классу он отпустил косичку. На маму Левы очень давили по поводу этой косички, и она ему ночью, когда он спал, ее отрезала. Лева был в шоке. После чего он порезал свой школьный костюм и пришел в школу в военной шинели на голое тело. Выгнали его на первом же уроке. Но свой протест Лева все-таки выразил.

А десятилетнее отсутствие на родине объясняется принятым в 1991 году решением уехать в Израиль. Было два фактора, из-за которых ребята уехали за границу: экономический и жажда приключений. К 1990 году музыкальная жизнь стала весьма унылой – заглохли фестивали, рок-н-ролльная атмосфера стала затухать. А Израиль был, в общем-то, единственным местом, куда они могли поехать попутешествовать и пожить. Так начался заграничный этап жизни «Би-2» – израильский, а затем австралийский…

- У вас есть российское гражданство?

- Нет, российского гражданства у нас все еще нет. Мы хотим его получить, но это все так сложно, оказывается. У нас один закон противоречит другому… Надо брать какого-то депутата за жабры, чем-то его ублажать.

- Кстати, о законах. Как реагируют разного рода чиновники на ваши «Би-2» в паспортах?

Оказалось, что «разного рода псковские чиновники» уже интересовались личностью одного Би-2.

- Я приехал в ваш город, вышел из гостиницы – газету купить, - рассказывает Шура. – Перехожу дорогу, едет милицейская машина. Разворачивается. «Молодой человек, можно ваши документы?» Я смотрю на них: «А что, лицо ни о чем не говорит?» «А-а, значит, мы правильно угадали!»

- Ну а, скажем, кассирша в кассе ж/д вокзала? Она вполне может и знать вас…

- Этим у нас офис занимается.

- То есть самим протягивать свои оригинальные паспорта в окошко кассы не приходится?

- Нет. Мы так построили свою жизнь, чтобы эти вопросы нас не касались.

- Вы сказали, что подумываете заняться кинематографом. Что это будет?

- Пока только планируем. Есть одна идея, она голая пока. Нет времени этим заниматься.

- Но вы видите себя актерами или по другую сторону камеры?

- Нет, снять хотим. Никаких иллюзий по поводу наших актерских талантов у нас нет.

Как знать, как знать. Когда-то и в своей музыкальной популярности у «Би-2» уверенности не было. Когда в 1999 году им позвонили из Москвы и пригласили на фестиваль «Maxidrom 4», они не поверили, что в России «Би-2» уже знают!  Очень уж далеко от России до Австралии… Да и все это время дела клеились не так чтоб уж очень... Выступив на нескольких фестивалях в Израиле, «Би-2» не особенно, в общем-то, выделялись среди множества других коллективов. «В Израиле живет пять миллионов человек, из них миллион – русских. Такая страна может выдержать лишь 5-6 больших групп, а маленьким музыкантам там вообще делать нечего», - вспоминает Лева. И все же в 1992 году «Би-2» завоевали приз зрительских симпатий на одном из русскоязычных рок-форумов. А в 1993 году Шура уехал в Австралию и сразу «почувствовал разницу». «Да тут все играют – куда ни зайди, в любом пабе, в каждом клубе! Приезжай, здесь атмосфера сумасшедшая!» - названивал он Леве. Так и осели в Австралии. И вот до них доходят вести, что, оказывается, их знают в России! Они прилетели. Российские музыкальные круги широко обсуждали новую группу, по телевизору и радио крутили их песни. Судьбоносным оказалось знакомство с продюсером «Сплин» Александром Пономаревым. А потом еще фильм «Брат-2», где «БИ-2» играют самих себя и поют «Полковника»...

– Вы не раз говорили о том, что «Полковнику никто не пишет», как и «Варвару», сами не воспринимали как серьезную заявку на хит…

- Да, мы считали, что «Полковник» - рядовой трек, а он оказался мега-хитом, - говорит Лева. – Теперь мы давно уже стараемся не загадывать, не делать серьезных ставок ни на одну из песен, а просто ждем, что с ними будет происходить. Это уже самостоятельный организм, прямо как дети – развиваются самостоятельно.

- Угадать, рассчитать – невозможно, - соглашается Шура. – Лучше этим и не заниматься.

- Иначе можно превратиться в конвейер, делать все в одном стиле, а нам это не нравится, - это уже опять Лева. -  Если заметили, у нас все песни на новом альбоме разные, сплошная эклектика.

- Что из активных видов отдыха вам близко?

- Я в бильярд неплохо играю, - отвечает Лева. – Зимой с Шуриком на лыжах катались. Нет, не на горных, на обычных. Сейчас вот мотороллер достану из гаража.

- Скажите, где сейчас живут ваши родители?

- Мои в Минске, а Шуркины – в Израиле.

- Возвращаясь к кино. Когда-то вы заявляли, что намерены снять фильм о своих гастрольных буднях…

- Уже сняли, - отвечает Лева. – Называется «Мяу Кисс Ми Тур», рабочее название «За сценой». Это уже около года назад. Фильм достаточно смешной, потому что все снято в гримерках, в поездах, в автобусах. Мы отсняли около 40 часов материала. Конечно, хотелось сделать фильм более откровенным, но из-за количества мата пришлось оставить только сцены, которые можно показывать по телевизору. Не материться трудно… Восемь мужиков уезжают на гастроли, армейская такая ситуация, общаемся друг с другом на таком упрощенном языке…

- Какие журналистские вопросы надоели больше всего?

- Всегда спрашивают: «почему «Би-2»?»

- Ответа так и нет ведь…

- Да. Мы и не помним, откуда все пошло. И еще – «расскажите смешной случай из вашей гастрольной жизни». Это тоже ужасный вопрос.

- Раздражает поверхностное знание о вас? Типа моего вопроса про фильм «За сценой» – год назад уже вышел, а я спрашиваю…

- Нет, это как раз вопрос нормальный. – (Может, Лева сделикатничал? Не знаю.) – На одной радиостанции нас спросили: «Правда ли, что ваша песня участвовала в саунд-треке к фильму «Брат-2?» Мы с Шуриком сразу потеряли интерес к этому ведущему. Хорошо, там был компьютер и интернет, мы сразу полезли в сеть и отвечали на вопросы «да-нет». А еще бывает, что выдумываешь какие-то истории, потом забываешь, а через некоторое время все возвращается.

- То есть подвираете порой?

- Ну да…

Насколько подвирали «Би-2» сегодня – неизвестно. Звучало все правдиво – душевно и просто. В заключение Шура и Лева перефотографировались со всеми того желающими, и было непонятно – то ли это им действительно не в тягость, то ли «ведут себя прилично» и терпят? Да и автографы, если кто желал, рисовали безропотно. Долгие разговоры вести было некогда – концерт торопил. Так что на том и попрощались.

ПЛН в телеграм




опрос
Ваше отношение к «эффекту Долиной»?
В опросе приняло участие 292 человека