Архив

Вождь краснокожих, или одинокое дитя О'Генри

21.06.2007 17:45|ПсковКомментариев: 0

Вчера в Пушкинском состоялась сдача нового спектакля. Впрочем, понятие «сдача» с некоторых пор приобрело характер чисто формальный. Ежели спектакль сдается, стало быть, кем-то принимается. А с того времени, как не стало ни Художественного совета, который когда-то давал «добро» на сценическую жизнь, ни производственных совещаний (обсуждение новой работы театра творческим составом), сдавать стало некому. Тем не менее, по старой привычке, все поздравляют участников предстоящей премьеры «со сдачей». В минувшую среду поздравляли режиссера Елену Шишло, художника Валерия Мелещенкова, актеров Валентину Банакову, Наталью и Романа Суриковых и всех, имеющих отношение к выпуску спектакля «Похищение Джонни Дорсета» по одному из самых известных рассказав О. Генри «Вождь краснокожих». Насколько мне ведомо, это первое появление, можно сказать, дебют на псковской сцене знаменитого американского новеллиста рубежа XIX-XX веков.

Автор инсценировки, под названием которой вполне можно было бы поставить тривиальное «по мотивам»,  Зиновий Сагалов, в целом сохранив фабулу первоисточника, позволил себе излишнюю, на мой взгляд, вольность, отдав инициативу игры в индейцев одному из похитителей, отняв ее тем самым у похищенного, рыжего проказника Джонни  - Ястребиный Коготь, который и стал настоящим хозяином положения в разбойничьем лагере, потаенной лесной пещере. Внесла свои несколько неожиданные коррективы и режиссер Елена Шишло: вместо двух злодеев, как они сами себя называют, мы видим мы видим злодея и злодейку – Сэма и Билли – в исполнении артистов Романа и Натальи Суриковых. Что ж, вольному воля. Привез же когда-то Валерий Золотухин на Пушкинский Фестиваль «Моцарта и Сальери», где сам он был Сальери, а Моцартом оказалась его молодая красавица-жена. Но – всё ли позволено?.. Или – до какого предела можно не считаться с автором? Тут каждый сам себе ограничитель.

Это они, Сэм – Змеиный Глаз и Билли – Старая калоша, отпетые мошенники, налетчики и разбойники, крадут мальчишку Джонни, единственного сына Эбенезера Дорсета, эсквайра, самого видного из жителей заштатного городишка южной Алабамы. Крадут, естественно, в расчете на крупный куш в виде выкупа. Но мальчуган (актриса Валентина Банакова) оказался сущей бестией, хулиганом и игруном, каких поискать. Моментально включившись в игру в индейцев, он приговаривает одного к поджариванию на костре, а другого (вернее, другую) к снятию скальпа. И – само собой – предпринимает попытку приведения в исполнение. Тут тебе и открытый смех, и тонкий юмор, и ирония, которыми так  славен О. Генри, мастер захватывающего сюжета и парадоксальной развязки. Все перечисленное, вплоть до этой самой развязки, работает и в спектакле: дело кончится тем, что горе-похитители сами будут рады избавиться от неуемного отпрыска достопочтенного эсквайра, да еще и приплатят ему за то, чтобы он попридержал сыночка, пока они зададут стрекача, по меньшей мере, до линии горизонта.

Вполне можно говорить о целостном образе спектакля и в жанре, и в способе актерского существования, и в оформлении, художественном и музыкальном. Валерий Мелещенков, главный художник театра, предложил на этот раз шатер во всю сцену из камуфляжа, костерок, нехитрый походный скарб, которые вполне удачно создают образ лесной пещеры, призванной укрыть разбойников и их добычу, конопатого «вождя краснокожих». Стиль «country» вполне органично составил основу музыкального оформления (Лидия Гордеева). Не звучит диссонансом и итальянская «Песня солнца», которую обаятельно, именно актерски, а не вокально, исполняет Роман Суриков. Здесь она – тема мечты. С нее начинается спектакль, второй раз она возникает ближе к финалу, когда Сэм, в предвкушении несбыточного богатства, грезит о полете на белой яхте по синим морским волнам.

Так почему же все-таки О. Генри, почему «Вождь краснокожих»? О чем и кому адресован спектакль, по всем признакам вроде бы детский? Эти вопросы я задал режиссеру Елене Шишло.

- Адресован, может быть, в большей степени детям, но и взрослым тоже, - был ответ. – По-моему, здесь очень важна тема детского одиночества, когда взрослым не до них, не до их проблем, забот, интересов. Ведь отцу Джонни, эсквайру, по сути, нет дела до сына. Потому мы и слышим в финале его отчаянный крик: «Я никому-никому не нужен!..»

Премьера спектакля на этот раз состоится не в Пскове. Первыми, 21июня, его увидят зрители города Дно, а 26-го он пройдет в Стругах Красных. Псковская премьера намечена на осень, на первые дни нового, 102-го театрального сезона.

Вик. ЯКОВЛЕВ

ПЛН в телеграм




опрос
Надо ли сокращать количество праздничных выходных дней в году?
В опросе приняло участие 167 человек