.
Когда читаешь о каком-нибудь концерте, что он стал для публики «глотком свежего воздуха», - воспринимаешь эти слова (определения) как устойчивый журналистский штамп, речевой оборот, не имеющий никакой смысловой нагрузки. Но, знаете, после поездки в маршрутке 2А под песни об очередных белых розах (или хуже того - незабудках), шальной императрице и разрыве танцпола лучшего определения для камерного концерта, который прошел вчера в БКЗ филармонии в рамках Московского пасхального фестиваля, не найдешь. Это действительно звучало свежо, по-весеннему жизнеутверждающе, а самое главное - это было прекрасно!
Открывая концерт, руководитель аппарата администрации Псковской области Сергей Дмитриев приветствовал зрителей и артистов и зачитал от имени губернатора региона Михаила Ведерникова адрес, в котором, в частности, отмечалось, что Московский пасхальный фестиваль - знаковое культурное событие для России. В этом году фестиваль посвящен юбилеям Мусоргского и Римского-Корсакова - композиторам, которые неразрывно связаны с Псковской землей, - это, несомненно, придало особый смысл концертным программам, представленным 29 апреля в нашем городе в рамках фестиваля. В течение дня в трех церквях Пскова в исполнении лучших звонарей Северо-Запада прозвучали пасхальные колокольные звоны, а вечером на сцене БКЗ филармонии выступили солисты Академии молодых оперных певцов под руководством Ларисы Гергиевой.
Начиная диалог со зрителем, Лариса Гергиева заметила, что очень рада своему очередному приезду в Псков - лет шесть или семь назад она уже приезжала к нам в рамках Московского пасхального фестиваля и запомнила очень теплый прием. Представляя молодых артистов и их вокальные номера, Лариса Абисаловна рассказывала о традициях Мариинки, звездных солистах, блиставших на мировой сцене, трагических и счастливых судьбах людей искусства. Имена многих из них, к сожалению, уже начинают забываться, но в мягкой, размеренной речи Ларисы Гергиевой они на какие-то мгновения оживали со своими горестями и надеждами, лечением на водах в Ялте, пасхальными концертами и дореволюционными мечтами.
Концертная программа была составлена из оперных арий, романсов, номеров из оперетт. Псковичи услышали как классические шлягеры из репертуара Мариинки, так и мелодии, которые редко звучат на сцене. Достойное место в программе заняли произведения, написанные Римским-Корсаковым: в Мариинском театре несколько недель назад завершился фестиваль имени великого композитора, в ходе которого петербургскому зрителю были представлены 15 опер и все камерные произведения знаменитого участника «Могучей кучки».
Камерная программа открылась выступлением лауреата Международного конкурса вокалистов им.Павла Лисициана баритона Вячеслава Козловского. В сопровождении концертмейстера Анатолия Кузнецова он исполнил изумительную по красоте арию Франко из оперы Пуччини «Эдгар», романс, признанный жемчужиной вокального жанра, - «К розе» (муз.А.А.Спендиаров). Очень тепло публика приняла его «Песню фонарщика» из оперы Сергея Баневича «История Кая и Герды», которая с успехом идет на сцене Мариинки.
«Гибким летящим в зал сопрано» («Ведомости») запомнится псковичам Виктория Ястребова, исполнившая романс Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей», арию Мюзетты из оперы Пуччини «Богема» и Тоски - из его же оперы «Тоска».
Мягкий, пластичный, но вместе с тем сильный тенор Дмитрия Воропаева к восторгу зрителей легко «вытянул» интонационно сложную Песню индийского гостя из «Садко» Римского-Корсакова и на максимуме лиризма довел до слез всю женскую аудиторию БКЗ романсом «Я встретил вас» на слова Ф.Тютчева.
Лауреат многочисленных международных конкурсов Александр Трофимов покорил публику многочисленными хитами классического репертуара. Тост Орловского из оперетты «Летучая мышь» Штрауса, ария Мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка» Кальмана, неаполитанские песни, жестокий романс «Ямщик, не гони лошадей» - под напором харизматичного тенора пали последние бастионы скептиков: зал рукоплескал и долго не отпускал артиста со сцены.
Просто зал еще не знал, что Александра на сцене сменит Антонина Весенина - обладательница бриллиантового колоратурного сопрано, востребованная и в России, и в Европе. Ария Джульетты из оперы Гуно, сложнейшие по голосоведению ария Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта) и алябьевский «Соловей» поразили зрителей до глубины души - публика буквально затаила дыхание, пытаясь понять, «как же она это делает?» (цитирую восхищенную даму с галерки БКЗ).
Блистательным финалом концерта стала заключительная сцена из оперы Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении Виктории Ястребовой и Вячеслава Козловского.
Бурные овации, цветы и зашкаливающие эмоции восхищенных зрителей, продолжающих обсуждать преимущества русской вокальной школы в сравнении с итальянской даже на автобусной остановке, - думается, у тех, кому посчастливилось вчера побывать в БКЗ, надолго сохранится в памяти этот концерт (кстати, билеты на него можно было приобрести всего за 100 рублей!).
Возвращаясь к тому, с чего начали - к устойчивым журналистским штампам, - камерный концерт Мариинки на псковской сцене, по сути, был прививкой настоящего искусства. С ней можно протянуть какое-то время в звуковом хаосе орущих наушников, портативных колонок и маршруточных радиопотуг. Но недолго, недолго... Нужен еще какой-нибудь фестиваль…
Елена Никитина