Почему псковские фестивали искусств фактически оказались под угрозой закрытия?
Наверняка никто из экспертов не станет спорить, что в последние годы в Пскове наблюдался настоящий расцвет фестивальной жизни. На статус культурной столицы Северо-Запада России, быть может, претендовать было рано (все-таки рядом пятимиллионный Санкт-Петербург с его богатейшей афишей), но к середине десятилетия и маленький Псков мог кое-чем похвастать: в областном центре и окрестностях сложились несколько фестивалей, каждый из которых постепенно превращался в интересный культурный «эвент» с оригинальной программой и своим неповторимым лицом.
Здесь, прежде всего, нужно назвать фестиваль искусств и современной культуры памяти писателя Сергея Довлатова «Заповедник», фестиваль «особых» детей и взрослых «Другое искусство», переформатированный Пушкинский театральный фестиваль. Не забудем и другие привлекательные события - музыкальный фестиваль «Крещендо» и Пушкинский праздник поэзии. Не вдаваясь подробно в историю, отметим лишь, что, если одни псковские фестивали существовали десятилетия (как Пушкинский театральный фестиваль, «Крещендо» и - особенно - Пушкинский праздник поэзии), то другие были созданы практически с нуля.
Псков. Крещендо.2015 год. Фото: matsuev.ru
Объединяло все эти разные по наполнению и концепциям проекты то важное обстоятельство, что в последнее время они создавались при непосредственном участии Театрально-концертной дирекции Псковской области, которая выступала в функции главного организатора и исполнителя творческого задания. За задание, в свою очередь, всегда отвечал и отвечает Государственный комитет по культуре администрации региона.
Так сложилось исторически, и логично, что после создания в декабре 2014-го года Театрально-концертной дирекции часть функций комитета, прежде всего, в плане организации культурных мероприятий, перешла к ТКД, и обе структуры, чиновничья и творческая (грубо говоря: учредитель-заказчик и подрядчик), существовали в тандеме, внешне эта связка выглядела вполне успешно.
Однако «идиллия», пусть и сугубо внешняя, длилась недолго. В какой-то момент, как принято ныне выражаться, «что-то пошло не так», и псковские фестивали стали умирать один за другим. Первой жертвой пал яркий и модный «Заповедник», затем фактически умер «Крещендо», якобы перенесенный на следующий год, но никто точно не знает, сохранится ли фестиваль в региональной афише. Ходят упорные слухи, что в следующем году не получит финансирования и фестиваль особых людей «Другое искусство», общественное значение которого выходит далеко за рамки чисто культурных событий.
Наконец, под угрозой закрытия оказался Пушкинский театральный фестиваль, традиционно проходящий в феврале. Во всяком случае, как подтвердил арт-директор фестиваля Андрей Пронин, от комитета по культуре «на сегодняшний день - молчание».
Что это, черт побери, значит? До фестиваля в феврале 2019 года осталось меньше полугода, а у потенциальных организаторов еще нет не то чтобы какого-то задания, а внятного представления, будут ли они участвовать в этом проекте вообще?
Кстати, напомню, что следующий 2019-й - это официально объявленный в России Год театра и год 220-летия Пушкина. То-то будет подарок псковским театралам!
Местные чиновники от культуры набрали в рот мутной воды и молчат как рыбы об лед, и ничего понять невозможно. Для непосвященных поясню, что обычно театральную программу такого масштаба, как у Пушкинского форума в Пскове, начинают собирать в апреле-мае, поскольку необходимо учитывать планы и афишу театров, которые гипотетически могут принять участие в фестивале, нужно разослать приглашения и предложения, вступить в переговоры, обсудить условия и т. д. Это большая и кропотливая подготовительная работа целого коллектива на несколько месяцев. И вот - конец сентября, а из областного комитета по культуре - «ни гу-гу». Тишина-с.
Такое впечатление, что чиновники во главе с руководителем Жанной Малышевой решили просто-напросто «слить» фестиваль. По-тихому, всячески шифруясь, его закрыть, как уже закрыли «Заповедник» и «Крещендо». Или, на худой конец, саботировать участие в фестивале Театрально-концертной дирекции. То есть не совсем его закрыть, а передать организацию каким-то третьим лицам. Андрей Пронин предположил, что - цитирую: «Может быть, кто-то другой собирает. Но, если вдруг собираю я, даже не знаю, что делать. Очень мало времени осталось».
И вот это нечто вообще непонятное. В принципе, как? Что значит, «собирает кто-то другой»? Кто именно? Неужели сама председатель комитета Жанна Малышева, вспомнив о том, что когда-то работала директором театра, вознамерилась «тряхнуть стариной» и собрать программу фестиваля? Втайне от всех?!
Что в этой истории поражает, так это, опять же, тотальное «молчание». Ладно, будем считать, что Пушкинским театральным фестивалем займется кто-то другой. Тогда сразу же возникает уместный вопрос: «А что это будет за фестиваль? Каков будет его формат?»
Напомню, что Пушкинский театральный фестиваль в Пскове резко сменил творческую концепцию в 2014-м году под руководством тогдашнего худрука Псковского театра драмы Василия Сенина. Можно по-разному относиться к Сенину, но нельзя не признать, что фестиваль действительно изменился: из почти музейной лаборатории, в которой бесконечно пытались ответить на вопрос: «Сценичен ли Пушкин?», из опытов «сценических воплощений» Пушкина (не всегда удачных) фестиваль превратился в площадку актуального театрального эксперимента, отталкивающегося не только от имени Пушкина, но и от всей русской классики. Этот тренд на новаторство и поиск необычных путей поддержали пришедшие в проект кинорежиссер и директор ТКД Дмитрий Месхиев, и известный критик Андрей Пронин.
Пожалуй, самым неоднозначным стал Пушкинский фестиваль 2017 года, но каждый год дарил зрителю десятки названий и имен. Достаточно вспомнить показанные в эти четыре года на псковской сцене спектакли Тимофея Кулябина, Петра Мамонова, KLIMа, театра-АХЕ, Камы Гинкаса, Петра Шерешевского, Иосифа Райхельгауза, Николая Коляды, Григория Козлова и других замечательных мастеров сцены. И вот, получается, сейчас все это кончится? Опять же, тихой сапой, без объяснения причин.
Самое поразительное: а дождемся ли мы ответа? Если с руководством ТКД никто из чиновников разговаривать не желает, то чего ждать честной публике? Давайте уж назовем вещи своими именами: в данном случае мы столкнулись с самым настоящим чиновничьим саботажем, с неким тайным заговором, конфликтом интересов, который руководитель культурного ведомства то ли боится, то ли не желает озвучить. Неужели «душа и талант» в нашем богоспасаемой крае всегда обречены тонуть в бездонной управленческой клоаке? И единственный ответ нам всем - холодное, через губу, презрительное безмолвие.
«Ну что, брат Пушкин?» - «Да так, брат, - отвечает, бывало, - так как-то все...»
Александр Донецкий