Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую вер-сию очередного выпуска передачи «Резонёр». Еженедельная передача, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по понедельникам в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове». Автор и ведущий – Константин Калиниченко.
Когда страус прячет голову в песок,
он совершенно забывает,
что подставляет противнику
наиболее уязвимую часть тела.
С.Кинг, С.О’Нэн «Болельщик»
2018 год близится к завершению, можно попробовать подвести промежуточные итоги. Этот год мне запомнился, прежде всего, совершенно запредельной оторванностью федеральной власти от общества и обычных людей. Я давно не питаю иллюзий на предмет того, что в Москве сколько-нибудь адекватно представляют, как живут люди за пределами третьего транспортного кольца. Еще меньше я верю в то, что Москва всерьез думает, как сделать жизнь людей в регионах чуточку лучше. Федеральный центр интересует главным образом контроль над ситуацией. Каким образом эту цель достигать – проблемы региональной власти. Полагаю, для этого им даны самые широкие полномочия.
Столичных чиновников вполне устраивает официальная статистика, которую Росстат генерирует по каким-то мистическим алгоритмам. Почти каждый месяц там заявляют о «росте реальных доходов» граждан.
Например, рост средней зарплаты в октябре 2018-го составил 8,1% в номинальном и 4,4% в реальном выражении к октябрю 2017 года. За десять месяцев зарплаты выросли на 10,4% в номинальном выражении к прошлому году и на 7,6% в реальном. Уважаемые радиослушатели, вспомните эти 10 месяцев – ваша жизнь соответствует данным Росстата?
Руководствуясь цифрами статистики, 24 октября в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации министр труда и социальной защиты Максим Топилин назвал беспрецедентным рост заработной платы в России. По его словам, рост доходов произошел как в реальном, так в номинальном выражении.
«Масла в огонь» решил подлить и наш президент. Надо сказать, это было неожиданно. На пленарном заседании российско-индийского делового форума глава государства сообщил, что в 2018 году рост реальных зарплат россиян составил 8,7%, и это рекордный показатель с 2012 года. И добавил, что начала улучшаться ситуация на рынке труда, достигнута позитивная динамика в макроэкономических показателях, обеспечены устойчивость государственных финансов, рост золотовалютных резервов, а также текущий профицит федерального бюджета. Вот так…
Я ради спортивного интереса погуглил официальные данные Росстата об уровне заработной платы по отраслям в Пскове. Не знаю, как они там считают, но это надо видеть. Для примера – средняя заработная плата научных сотрудников в Псковской области превышает 50 000 рублей. Господа, покажите мне этих обеспеченных сотрудников, когда прекрасно известно, что преподаватель нашего опорного вуза при полной ставке дай бог с трудом зарабатывает в районе 20 тысяч. Аналогичные истории можно рассказать про «среднюю зарплату» в здравоохранении, образовании и далее по отраслям…
Откуда эти цифры, которые совершенно не бьются с реальностью и, самое главное, кого Росстат и другие ведомства пытаются обмануть? Когда я вижу эти официальные данные, у меня появляется стойкая уверенность, что Псков – это не часть России, а какая-то другая страна.
Эта ситуация – классический сюжет про страуса, который прячет голову в песок, пытается избежать опасности. Но избегать и не замечать – это две большие разницы. А не замечать, по-моему, далее невозможно. Давайте объективно посмотрим, с какими итогами Псковская область завершает 2018 год.
В прежние годы на все апокалиптические прогнозы можно было не обращать внимание. Про долги региона говорили как об абстрактной категории. Дескать, у Америки тоже большой долг, и у Люксембурга тоже. Внешне же в нашей жизни мало что менялось: лучше не становилось, но и не сказать, чтобы становилось хуже.
Но веревка не может виться бесконечно. 2018 год многое изменил и расставил по местам. Местному бизнесу становится все труднее выживать в российских реалиях. Впервые в своей истории крупнейший псковский гипермаркет «Империал» вынужден был отказаться от целых линеек продукции. По словам директора «Империала» Николая Рассадина, люди просто перестали покупать чуть более дорогие товары, замещая их более дешевой продукцией. В 2018 году псковичи, похоже, окончательно сделали выбор между качеством и дешевизной. Федеральные торговые сети этим пользуются по полной программе, и вот мы видим, что там, где раньше была местная «Пчелка», сегодня присутствуют безликие и однообразные магазины федеральной сети.
Впрочем, с этим еще можно жить. Да, теряем в качестве, но тут, по крайней мере, есть замена. Другое дело, как обстоят дела с предприятиями, являющимися на нашем рынке монополистами. Речь, конечно же, о государственных и муниципальных предприятиях, реализующих жизненно важные для людей функции. В этом смысле 2018 год стал по сути критическим для «Горводоканала», «Псковских теплосетей» и «Пскопассажиравтотранса».
Не буду здесь детально описывать проблемы каждого из предприятий. Во-первых, об этом Псковская лента новостей пишет подробно и регулярно – нет нужды повторяться. Во-вторых, проблемы у предприятий в общем-то схожие. Отчасти поэтому и обострились они практически одновременно.
Проблемы, конечно же, появились не сегодня. Но правилом хорошего тона было оставаться оптимистом. Чиновники и депутаты пеняли скептикам на то, что все их пугающие прогнозы год от года не сбываются. Вода в кранах есть, тепло в дома подают своевременно, а автобусы продолжают выходить на маршруты, что бы там не говорили об их техническом состоянии. Вся эта история очень напоминает болезнь, которую сначала старательно не замечали, затем не обращали внимание, потом пробовали лечить таблетками плацебо. В итоге такого лечения пришли к закономерному результату. Сегодня на повестке дня вопрос о «хирургическом вмешательстве»…
Более-менее нормальная ситуация у псковского «Горводоканала». Там даже находят способы участвовать в проектах приграничного сотрудничества, понимая, что иного способа как-то поддерживать ветхий псковский водопровод сегодня не существует. Но кредит, ранее взятый в Европейском банке реконструкции и развития, по-прежнему висит дамокловым мечом над организацией.
А вот ситуация вокруг «Псковских теплосетей» по-настоящему критическая. Это видно невооруженным глазом. Справедливости ради, отопление в этом году было включено своевременно, поэтому, на поверхностный взгляд, ситуация ничем не отличается от прежних лет. Но суть вещей, увы, вызывает тревогу. Весь 2018 год Псковские теплосети не вылезали из здания Арбитражного суда. Разные псковские СМИ достаточно подробно освещали хронологию вопроса. Тут все просто, как дважды два.
У «Псковских теплосетей» есть два основных поставщика ресурсов: «Газпром межрегионгаз» и «Псковэнерго». Без поставок их ресурсов «Псковские теплосети» не могут работать и подавать тепло в дома и на предприятия. Сегодня долги «Псковских теплосетей» перед поставщиками значительно превышают финансовые возможности предприятия. Проще говоря, теплосети не в состоянии оплатить уже поставленные ресурсы, что и не скрывают. Именно поэтому «Газпром» и «Псковэнерго» весь этот год пытались получить свои деньги через суд. Таких судебных процессов в общей сложности было около 10. Все процессы Псковские теплосети проиграли. Сегодня в Арбитражном суде фактически ставится вопрос о банкротстве «Псковских теплосетей».
Вот вопрос: почему предприятие оказалось неплатежеспособным в 2018 году? Согласно официальной позиции руководства, жители Пскова оплачивают счета исправно, и собираемость платежей с населения составляет более 90%. Главная проблема «Псковских тепловых сетей», на которую указывают независимые эксперты и собственно руководство организации, а также невозмутимо подтверждают чиновники – это хроническое недофинансирование со стороны региона.
Получается замкнутый круг: «Псковские теплосети» фактически являются банкротом потому, что не могут получить свои же деньги, которые должна предприятию Псковская область. Оптимисты все еще продолжают бодриться, мол, трудно, но предприятие не первый год испытывает трудности, но как-то справляется. Однако есть ощущение, что недолго осталось. Вся история вокруг Псковских теплосетей напоминает судьбу безнадежного наркомана, живущего только благодаря очередной инъекции. Так и теплосети выживают с помощью очередного кредита. И похоже, долго не протянут.
В чем-то схожую историю попал псковский «Горводоканал», который брал злополучный кредит в ЕББР под гарантии областных властей о структуре тарифа. Область в итоге ничего не смогла гарантировать, и Горводоканал остался один на один разбираться и с тарифами, и с долгами.
С «Псковпассажиравтотрансом» особая история. Со сменой руководства пару месяцев назад, события начали развиваться по наихудшему сценарию. Все эти годы псковичи опасались, чтобы власти не пошли по великолукскому пути и не оптимизировали предприятие. Что ж – не прошло и месяца, как на ряде маршрутов появилась некая московская частная компания, которая выкатила на городские маршруты газели, управляемыми мигрантами…
Вот таким запомнился 2018 год. Что нас ждет в 2019? Не хотел бы сгущать краски, но поводов для оптимизма не наблюдаю. Согласно основополагающему закону социальной динамики, кризис имеет свойство развиваться по экспоненте. То есть проблемы государственных и муниципальных предприятий, никак не решенные в текущем году, в следующем будут только усугубляться. До тех пор, пока у них есть еще запас прочности. А потом – все. Алес капут.
Но я ни секунды не сомневаюсь, что по данным Росстата у нас будет все хорошо, с экранов федеральных каналов чиновники обрадуют пролов, что их жизнь стала «еще более лучше». И какое-то время мы все продолжим смотреть этот затянувшийся сериал про успешное вставание с колен. Что будет потом – даже думать не хочется…
Снова приходится прощаться на не самой оптимистической ноте, но трудно не замечать происходящего на наших глазах. Надеюсь, до следующей недели.
Константин Калиниченко