Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM). Автор и ведущий - Константин Калиниченко.
«Год прошел – и слава богу. Следующий, наверно: будет получше.
- Ха-ха-ха…»
Ю Несбе «Снеговик»
Год 2019-й заканчивается, все кругом подводят итоги, давайте и мы попробуем что-нибудь тут подвести. Президент в новогодней речи, надо полагать, сообщит дорогим россиянам, что «этот год опять был непростой», после чего перейдет к успехам и достижениям. В отличие от президента, мне про достижения говорить трудно, не резонерское это дело.
А поговорить сегодня в последнем эфире уходящего года хотел бы про «маркеры эпохи», а точнее про наиболее резонансные события и тренды этого года в Пскове и области. О том, что оказывало наибольшее влияние на общественно-политическую жизнь региона в 2019 году.
Что ж, 1 января у нас стартовала реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Опасения на ее счет появились задолго до старта, и, надо признать, большинство из них оправдались. Псковская область к реформе оказалась объективно не готова. Прежде всего к ней был не готов региональный оператор. Компания «ЭкоПром» с первых дней выглядела совершенно инородным телом, имеющим крайне абстрактное, я бы сказал иллюзорно-пространственное представление о Псковской области, ее коммуникациях и инфраструктуре. Растерянность регоператора просто не позволила реформе вовремя стартовать.
Как это принято в России, заранее никто ничего не продумал, и проблемы принялись решать «на коленке», уже в процессе реализации реформы. Многое, что в нормальных странах делается заблаговременно, в наших условиях не было даже просчитано. Чего не хватись, ничего не было: не было контейнерных площадок, не хватало и контейнеров. Региональный оператор определил, что в сельской местности будет применен т.н. мешковый сбор мусора – так ведь не смогли вовремя обеспечить население этим мешками. Мусоровозы месяцами не могли доехать до некоторых населенных пунктов, причем далеко не самых удаленных. Зато счета и квитанции «доезжали» исправно. Только вот данные в них, судя по всему, были реально взяты с потолка. Доходило до абсурда, когда счет за мусор приходил и на давно умерших граждан, и на еще не родившихся детей. И с этой неразберихой так и не удалось пока ничего сделать.
Единственным светлым пятном реформы стала работа подрядных организаций. В Пскове компании АСПО и СпецТрансКом просто продолжили делать то, что они делали и в прежние годы. В этой связи многие псковичи справедливо отмечали, что сегодня приходится платить дороже за привычную для всех уборку мусора – ну а где же «реформа»? Я тоже задаюсь этим вопросом. Но пока нужно просто сказать искреннее человеческое спасибо этих компаниям, благодаря которым в Пскове и окрестностях не случился мусорный коллапс.
Зато в процессе реформы мы узнали, что ее авторы изобрели новый термин: «мусорообразователь». Так вот, согласно базовым нормативным актам и методическим рекомендациям, каждый россиянин является мусорообразователем, есть у нас с 2019 года такой социальный статус. Вот и получается, что гражданином можешь ты не быть, а мусорообразователем являешься по определению. Что ж, с новым годом вас, уважаемые мусорообразователи…
Не менее, а наверно и более резонансной темой в уходящем году стал «Титан-Полимер». Это в общем довольно странная история, как мне кажется, особенно в 21 веке, но и весьма показательная. Тут сошлось все, что в нормальном обществе сходиться вообще-то не должно. Во-первых, чиновники совершенно не предполагали по данному поводу какой-либо резонанс и не планировали выстраивать диалог с гражданами. Во-вторых, когда все пошло не по плану, оказались к этому совершенно не готовы. Вероятно, это говорит об уровне аналитики и способностях к адекватному восприятию действительности в политико-медийном блоке областной администрации. Говорю, разумеется, о конце 2018 - начале 2019 года, потому как с той поры этот самый блок радикально перекроили, а «политического» вице-губернатора Николая Цветкова и вовсе отправили в отставку.
Чтобы накалить ситуацию до предела хватило нескольких публикаций в СМИ и активной гражданской позиции известного псковского промышленника Игоря Савицкого. В феврале народ вышел на улицу, а первый митинг против «Титан-Полимера» собрал небывалое для последних лет число участников. Так не протестовали даже против пенсионной реформы.
Дальнейшая история – это попытки руководства «Титан-Полимера» объяснить псковичам, что это – современное предприятие, с необходимым уровнем экологической защиты, оно не представляет для них никакой угрозы. Гарантии безопасности звучат буквально со всех сторон, даже губернатор региона неоднократно заявлял, что не допустит никакого вредоносного производства, а строительство предприятия начнется только после прохождения необходимых экспертиз.
Я отнюдь не агитирую здесь за «Титан-Полимер». Но прежде чем закатывать истерику на тему «химия – это вредно» и «если построят завод, мы все умрем», нужно хотя бы немного изучить предмет. И в конце концов послушать настоящих экспертов-экологов, которые давно говорят, что основной объем загрязнения окружающей среды сегодня – это следствие эксплуатации транспортных средств: автомобилей, автобусов и т.д. То есть, образно говоря, можете расслабиться, уважаемые псковичи. Если вас еще беспокоят вредные выбросы в атмосферу, то не волнуйтесь – все это у нас давно имеется, притом в объемах, многократно превышающих норму. Псков - давно уже не является экологически чистым. Ничего принципиально нового этот «Титан-Полимер» в нашу экологию не привнесет.
Чем еще запомнился этот год – это гнетущим состоянием главного автотранспортного предприятия региона ГП ПО «Псковпассажиравтотранс». Это просто уже напоминает, простите за сравнение, социальную гангрену – и резать жалко, и вылечить не получается. Автобусный парк находится в тяжелейшем кризисе, выхода из которого за год найти не удалось. И, что самое тревожное, не похоже, чтобы этот выход серьезно искали.
В 2019 году дважды менялось руководство предприятия. Все это напоминает попытки разнообразить витаминами процесс лечения смертельно больного. Пару раз повышали стоимость проезда – неизменно на 2 рубля. При этом руководство, не стесняясь, признается, что такие повышения принципиально ничего не меняют, а чтобы был хоть какой-то эффект, нужно повысить стоимость проезда рублей на 10-15 разом. Но на это, естественно, пойти нельзя, потому как это может вызвать социальный взрыв.
В итоге не делается ничего, что бы как-то выводило предприятие из состояния полнейшей безнадеги. Вместо этого мы видим, что интервалы движения автобусов увеличиваются, у предприятия не хватает средств даже на покупку ГСМ, а подвижной состав на грани полного умирания.
В этой ситуации руководство предприятия должно по идее активно думать, как бы не сдохнуть окончательно, не оставить в 21 веке 200-тысячный город без общественного транспорта. Но вот непохоже, что там об этом всерьез думают. Все надежды сегодня возлагаются на федеральные программы и прямую дотационную поддержку из центра. Оно конечно лучше, чем ничего. Но весь год не покидало ощущение, что «Псковпассажиравтотранс» застрял в далеком прошлом, совершенно не способен работать в современных условиях и рассчитывает исключительно на то, что долги предприятия и впредь будут покрываться из областного бюджета.
Подобное положение дел особенно удручает на фоне того, что цивилизованный мир как раз делает основной упор на развитие комфортного и доступного общественного транспорта как оптимального способа передвижения по городу. К сожалению, Псков в этом вопросе семимильными шагами идет в неправильном направлении…
И последнее. Год начался с громких уголовных дел – ими же и завершается. бывший вице-губернатор Александр Кузнецов, бывший генеральный директор ОЭЗ «Моглино» Ольга Торбич, супруги Милушкины, журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) , лидер псковских профсоюзов Ульяна Михайлова. Формально никто из этого списка пока не осужден, и у каждого может быть вполне благополучная судьба. Только верится в это с трудом.
Например, на Ульяну Михайлову сегодня заведены сразу три уголовных дела, а работа областного Совета профсоюзов была практически парализована. Мало у кого есть сомнения на предмет того, что поводом пристального внимания следственных органов стало излишне самостоятельное поведение лидера облсовпрофа и «свобода оценочных суждений». Мы прекрасно помним, что Ульяна Михайлова и прежде позволяла себе подобное, однако 2019 год показал: то, что было можно раньше, сегодня запрещено и жестоко карается.
Коррупционное дело Александра Кузнецова вышло на финишную прямую, суд исследовал обстоятельства, выступили все участники процесса. Но чем дальше развивался сюжет, тем больше складывалось ощущение недосказанности. Это, однако, не помешало обвинению требовать для обвиняемого 9,5 лет строго режима.
Дело Светланы Прокопьевой развивалось более-менее интенсивно в течение года. Но в декабре прокуратура вернула дело на доследование. Что предпримет следствие теперь – открытый вопрос.
История с Ольгой Торбич и вовсе оперативно сдулась и превратилась в какой-то фарс…
Вот мне и кажется, что наша жизнь тоже все больше напоминает фарс – к сожалению, довольно глупый и совершенно не смешной. Есть успехи и достижения – это здорово, и с этим бессмысленно спорить. Но все они какие-то локальные и эпизодические. В главном же в 2019 году мы, как мне кажется, двигались назад или топтались на месте.
Потому, в качестве новогоднего креатива: хотел бы пожелать (и увидеть собственными глазами), чтобы в 2020 году по Пскову ездили новые комфортные автобусы, слова «мусорная реформа» не вызывали народной ненависти, а в обществе установились мир и согласие.
С Новым Годом!
Константин Калиниченко