Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.
«И треснул мир напополам»
Уматурман «Ночной дозор»
Минуло четыре месяца с начала спецоперации на Украине. Как-то даже буднично. На первых порах в медиапространстве с замиранием сердца фиксировали неделю, один, два, три месяца после 24 февраля. А на четвертый, кажется, устали и привыкли. Специальная военная операция незаметно стала деталью повседневности. Мы продолжаем держать ее в уме, но это больше не сверхсобытие. Засыпая вечером, мы точно знаем, что наступит утро, будет очередной брифинг Минобороны, телеграм-каналы дадут саммари актуальной повестки — и так изо дня в день. СВО на Украине воспринимается как Екатерина Андреева в программе «Время» на Первом канале.
Главная характерная черта эпохи — информационный раскол общества. Треснул мир напополам, медиасообщество поделилось на два лагеря. В одном — те, кто одобряют действия России, спецоперацию, испытывают ненависть к коллективному Западу. В другом — те, кто поддерживает санкции, не поддерживает спецоперацию и, кажется, испытывают ненависть к России, по крайней мере, в текущем моменте. Оппоненты с пеной у рта ударились в оголтелую пропаганду, бездоказательные обвинения и навешивание ярлыков.
А тех, кто занимается старой доброй журналистикой и информированием населения о происходящих событиях, практически не осталось.
Фото: Алексей Трофимов (etosibir.ru)
Самое смешное и грустное во всем этом то, что, на самом деле, нет никакой прозападной и пророссийской журналистики — есть два лагеря пропагандонов обыкновенных. Совершенно одинаковых настолько, что, кажется, будто у них общий набор журналистских хромосом. Разница лишь в полярности подачи материала. Там, где одни видят белое, другие видят исключительно черное. Двойные стандарты, подтасовки фактов, выдергивание из контекста, акцент на второстепенное и замыливание главного — так работает сегодня пропаганда по обе стороны линии информационного фронта.
Причем и те, и другие предсказуемы в своих выводах до зубовного скрежета. Можно брать любую тему и безошибочно предположить, как будут ее развивать по разные стороны баррикад. У одних будет виноват Путин, у других — коллективный Запад.
Псковское медиапространство в этом смысле является наглядным примером такого бессмысленного и беспощадного противостояния.
Вот, например, те, кто уехал из России и сейчас пытаются делать какой-то медиапродукт из Латвии. Сразу оговорюсь, что я не испытываю ни малейшего негатива к факту эмиграции. По-моему, каждый имеет право жить и работать там, где ему комфортно. Многие уехали потому, что в России не могли продолжать работать — это медицинский факт. Другое дело, когда ты, покинув Родину, начинаешь ее ненавидеть и пытаешься ей навредить.
Так вот, о коллегах, работающих из Риги. Не скрою, я внимательно читаю их творчество, на этот счет у меня нет комплексов. Мне изначально было непонятно, как можно писать про Псков, псковскую политику, псковские события, не живя здесь и не варясь в этом псковском «котле». Я не представляю, как бы я мог писать, например, о событиях в Канаде или Парагвае из Пскова. Это же элементарный вопрос доступа к первоисточнику и информации в целом. Кому будут нужны мои новости, когда местные знают все в разы лучше и давно написали?
Ах да, остается аналитика процессов. Казалось бы, тут у коллег неоспоримое преимущество. Нет смысла скрывать очевидное — мы, в России, сегодня многое не можем позволить себе написать, работая в официальных средствах массовой информации. Это уже существует в формате самоцензуры. Те, кто уехал, лишены этой самоцензуры, могут писать что и как угодно, у них там полная свобода слова. Но вот как-то так получается, что эту свободу слова они понимают исключительно как обязанность писать о том, что в России все плохо, и скоро мы тут все умрем.
Источник базового изображения: risovach.ru
Плюс гадание на кофейной гуще и аналитика по методу «пол - палец - потолок». Как это делается, легко проследить на событии, случившемся в Псковской области на минувшей неделе. В пятницу где-то за Порховом на перегоне сошли с рельсов несколько вагонов поезда. Ну, сошли и сошли, бывает, тем более, что никто не пострадал. Есть официальное объяснение от РЖД о причинах схода. Я уточнил у специалистов, они подтвердили, что версия РЖД, как минимум, правдоподобна. В прессе все подробно изложено, не стану повторяться. Проходит пара дней, и вдруг коллеги из Риги заявляют, что поезд ехал на Украину, вез тяжелое вооружение, был перегружен, а дальше — сами понимаете. Никаких подтверждений этим выводам естественно не приводится — просто вы должны поверить этим ребятам с честными глазами на слово. И действительно, если поезд сошел с рельсов под Порховом, то куда ему еще ехать, как не в зону конфликта? И что везти товарняку по Псковщине, как не танки, пушки и пулеметы? Кстати, накануне сошел с рельсов поезд где-то в Амурской области — тоже, конечно, на Украину с оружием добирался. И как встал в Хабаровске в направлении Киева, так сразу и с рельсов сошел, из чувства стыда и политического протеста.
Еще коллеги в эмиграции пытаются убедить в том, что в Европе к русским относятся, как раньше, а русофобия — это огромная ложь путинской пропаганды. Я не стану спорить, а лишь напомню, что месяц назад в Вильнюсе проходил «Форум свободной России», где главной темой стала как раз русофобия и «Паспорт хорошего русского». Инициаторы проекта — известные российские политэмигранты — говорили о том, что нужно что-то делать с волной русофобии в Европе. Предложили поделить русских на хороших и плохих. Хорошим выдать паспорт, а плохие пусть остаются жертвами русофобии. Так, выходит, есть на Западе русофобия. В этом, кстати, особенность любой пропаганды — рано или поздно она обязательно запутается в показаниях.
Ну, ладно, с отъехавшими за рубеж более-менее все понятно. Я намеренно не затрагиваю вопрос, на какие деньги они там существуют. Это тема деликатная, в конце концов, считать деньги в чужом кармане — моветон. Так или иначе, люди работают, а какие они преследует цели, мне, честно говоря, не очень интересно. Масштаб усилий микроскопический, и любому понятно, что пара-тройка телегам-каналов на две-три тысячи подписчиков ни на что реально влиять не могут.
А что же их противники — госпропаганда Псковской области? Тут совершенно другие бюджеты и возможности. Регион, откровенно говоря, не жалеет сил и средств на развитие собственного медиадетища. Новый с иголочки пресс-центр, телестудия по последнему слову техники, даже телеканал себе прикупили. Со стороны любо-дорого смотреть.
Но, как часто бывает, под красивой оберткой скрывается не то, что ожидаешь. Возьмем телеканал «Первый псковский». Я, честно признаюсь, не силен в телевидении, поэтому решил посмотреть как простой телезритель. Своего контента там немного. А тот, что есть, процентов на 70 состоит из материалов, посвященных русофобии в Латвии. Почему именно в Латвии? Почему вообще псковское СМИ делает материалы про чужую страну, причем не имея там своего корпункта, а просто переделывая материалы каких-то других ресурсов? Кому интересно мнение о происходящем в Латвии людей, которые эту Латвию видят только по телевизору? А о русофобии в Нигерии или Зимбабве, интересно, могут сделать репортаж?
Вася Ложкин «Родина — Заграница»
И ладно бы это был единичный случай, но сюжеты о том, как в Латвии не любят русских, выходят чуть ли не ежедневно. Я не понимаю, неужели в Псковской области вообще ничего не происходит достойного с точки зрения авторов телеканала, что они вынуждены делать никому не нужные сюжеты?
Кстати, о ненужности — это не мое частное мнение. Это, увы, подтверждается независимыми счетчиками. Вот тут в моменте срез дневного траффика псковских медиаресурсов — смотрите сами. Если не верите, можете зайти на LiveInternet в любой момент — уверен, соотношение там будет примерно то же самое. Просто в Пскове это никому не интересно, а за пределами региона и подавно.
Данные просмотров псковских медиа (счетчик liveinternet.ru)
Все бы ничего, если бы это делалось не за счет бюджета. Я лично совершенно не против пропаганды, даже, скорее, за. Это же объективная реальность, что у любой страны есть свой пропагандистский ресурс. Но одно дело, когда пропаганда реально отрабатывает актуальную повестку и качественно продвигает государственную политику в широкие народные массы. И совсем другое, когда государственные деньги, по сути, утекают в трубу по причине того, что ответственные за пропаганду просто не понимают, как делать качественный продукт.
Хотел бы подчеркнуть. Такое положение дел — не результат плохой работы журналистов госмедиахолдинга. Они свою работу делают, как им велят делать. Если «оружие возмездия» плохо стреляет — это проблема не орудия, а наводчика. А «наводчик» — советник по СМИ Антон Сергеев — наводит это орудие на Латвию, на курсы валют, на загнивающую в очередной раз Европу и мировую русофобию. На что угодно, только не на актуальную повестку и региональные темы.
Этот мисменеджмент порождает необходимость заниматься очковтирательством. Вместо того, чтобы производить качественный продукт, ресурсы госмедиахолдинга были не единожды замечены в покупке траффика и ботов для социальных сетей. Чего, например, стоит статистика в американском YouTube – никто ведь в здравом уме не поверит, что при почти 13 тысячах подписчиков эфиры ПАИ-live собирают от силы 60-70 просмотров. Аналогичная история была с признанной экстремистской соцсетью Instagram*. Вишенка на торте — попытка скрыть реальное количество просмотров главного ресурса госмедиахолдинга — ПАИ, через отключение доступа к сайту независимого счетчика посещаемости LiveInternet. Правда, сутки спустя, после того, как на этот факт обратили внимание в телеграм-каналах, доступ к счетчику по-тихому вернули. Но осадочек остался.
Мораль тут проста. Если вы считаете себя настоящим СМИ и настоящими журналистами, выполняйте эту работу честно. Журналистика — это про информирование о событиях и фактах и экспертные комментарии. Желаете в госпропаганду — ради бога. Но тогда делайте это, черт побери, красиво, а не тратьте время на мифотворчество, которое никого не убеждает.
Идет война на информационном фронте, пленных на этой войне не берут. Сегодня, когда мир погрузился в эпоху перемен, идет решающая битва за умы людей, за общественное мнение. В этой битве где-то на периферии участвует и псковская пропаганда как пророссийская, так и прозападная. Победит тот, кто качественно делает свою работу. Но пока в нашем медиапространстве в схватке двух пропаганд унылая нулевая ничья. Увы, эти бойцы находятся в совершенно разных условиях, но выглядят одинаково беспомощно — как плохо смазанные телеги на немецком автобане.
Константин Калиниченко
*Деятельность Meta Platforms (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская