НВП

10.11.2022 17:21|ПсковКомментариев: 0

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

 

 

«Армия — не просто доброе слово, а очень быстрое дело. Так мы выигрывали все войны. Пока противник рисует карты наступления, мы меняем ландшафты, причём вручную. Когда приходит время атаки, противник теряется на незнакомой местности и приходит в полную небоеготовность. В этом смысл, в этом наша стратегия».

«ДМБ», российская кинокомедия, реж. Р. Качанов, 2000 г.

На неделе нас осчастливили очередной новеллой российского образования. В школьную программу решили вернуть НВП — начальную военную подготовку. Общественность не успела еще толком обсудить инициативу сверху, родительские чатики — эти филиалы ада на земле — только начали подкипать, как министр просвещения, г-н Кравцов, уже взял под козырек и сходу отрапортовал, что НВП начнут поголовно преподавать вот прямо со следующего учебного года.

Фото: ТАСС / Владимир Смирнов

Мнения экспертов об инициативе разделились. Одни говорят, что давно было пора, куда раньше смотрели, опять столько времени упустили, ну, хорошо, что спохватились. Другие смотрят скептически не столько на саму идею, сколько на ее будущую реализацию. Думаю, многие обратили внимание, что принципиальных противников у возвращения НВП в школьную программу нет. Старшее поколение застало уроки начальной военной подготовки и ничего плохого в этом не видит. Молодежи, по большому счету, пофиг, что там еще понапридумывали в министерских кабинетах. Спросил мнение на этот счет у хорошей знакомой, у которой дети ходят в старшую школу. Ответ ее был категоричен: «Какая разница, какие предметы и сколько еще их будет. Для подготовки в вуз приходится прибегать к услугам репетиторов. На остальное просто не хватает сил и времени. Поэтому одним предметом больше или меньше — роли не играет».

Я как раз застал эпоху, когда НВП была признана морально устаревшим подходом. Тогда, в начале 1990-х, считалось, что подготовка русского человека к войне — это анахронизм. Война, помимо того, что это лучшее лекарство против морщин, все же удел профессионалов. Вот пойдут в армию, там и обучатся военному делу. Да и воевать Россия ни с кем не собиралась. Войска вышли из Афганистана, затем потянулась домой Западная группа войск. Началась большая любовь со странами Запада. Довольно быстро выяснилось, что вместо ответной любви мы получили натуральный харрасмент, но кто тогда обращал внимание на такие нюансы?

В итоге высоколобые чиновники решили, что про НВП можно спокойно забыть, а в школе нужно учить, как вести себя в любой непонятной ситуации, когда жизни может угрожать опасность. Так появился новый предмет — ОБЖ.

Надо сказать, это был самый бестолковый урок. Хрестоматийное торжество идиотизма. Учителя, как правило бывшие НВП-шники, толком не понимали, что и как им преподавать. Не было учебников, не было учебной программы, не говоря уже о наглядных и практических учебных материалах. Я отлично помню, что учебника просто не существовало в природе — для учащихся начала 1990-х это был нонсенс. Растерянный педагог, кажется, на втором по счету уроке просто махнул на нас рукой и предоставил самим себе. Отлично помню, как на ОБЖ мы брали мяч и шли гонять в футбол на площадке перед «Домом спорта».

 
Я это все так подробно, с лирическими отступлениями описываю, потому что почти не сомневаюсь — наша школа наступит на эти грабли снова, ровно с тем же результатом. Разница лишь в том, что сегодня ОБЖ признано чем-то неактуальным, а время, как полагают чиновники, требует вернуть НВП.

Что ж, как минимум, доля правды в этом есть. Мы не слепые, понимаем, какие настали времена. Можно по этому поводу сокрушаться, но лучше все же подготовиться. Дело тут не только в мобилизации, СВО и прочих военно-полевых нюансах. Современная школа, давайте признаем это честно, сильно напоминает образовательные учреждения из американских фильмов про колледжи в негритянских и мексиканских гетто. Не хочу нагнетать, но эпизоды со скулшутингом, поножовщиной случаются у нас с пугающей частотой. Решения этой проблемы у государства нет. А за без малого 30 лет преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» ни дети, ни учителя даже толком не понимают, что нужно, а что не нужно делать в ситуации, когда по коридорам разгуливает поехавший головой маньяк с дробовиком. Значит ни к черту это ваше ОБЖ, не дает оно школьникам актуальных и востребованных в жизни знаний.

Вот тут вопрос: а даст ли НВП? О чем будет новый школьный урок? И это лишь малая часть вопросов, ответы на которые вызывают у меня скепсис и разочарование. Смотрите, что у нас получается.

Прежде всего нет учителей. Думаю, любой понимает, что хороший учитель — 90% успеха. Но в нашем случае нет вообще никаких. Если возложить преподавание на тех, кто сегодня через пень-колоду ведет ОБЖ, мы получим еще одну эпическую профанацию, коими российское образование и без того наполнено до краев. Если будет так, нечего тут вообще обсуждать. Тогда откуда взяться компетентным учителям НВП? Лично я не имею ни малейшего понятия. Кафедр соответствующих в педагогических вузах нет, да и вузов-то педагогических почти не осталось. У нас же теперь все больше государственные и «опорные», где знания, умения и навыки успешно побеждены стратегиями и компетенциями. В советской школе НВП вели, как правило, отставные военные. Тут надо сказать, что и в те времена это был, мягко говоря, самый странный учитель на всю школу. В современной же школе отставной военный, уж извините, столь же уместен, как горные лыжи в русской бане. Школа — это, как ни крути, антипод армии. Здесь переходный возраст, подростковый бунт, освоение всего богатства окружающего мира, бурное межличностное общение и прочие моменты взросления человеческого организма — армейские алгоритмы в таких условиях не работают. Опять же методика преподавания — очень тонкая наука, в ней человек без педагогического образования разбирается, как свинья в апельсинах. Да и не факт, что военные, действующие или отставные, массово пойдут учить детей в школе. По деньгам это вряд ли будет как-то интересно, а тратить последние нервы на то, чтобы обучить школоту сборке-разборке АК-74 — сомнительное удовольствие.

Кстати, насчет методики. Полагаю, что для курса НВП нужна будет специфическая методика преподавания. То, что сегодня ее нет — это медицинский факт. Откуда ей взяться — вопрос открытый. Конечно, есть хорошие методики преподавания начальной военной подготовки в США и Израиле. Но мы же решили более не пресмыкаться перед западными стандартами, в т.ч. образовательными.

Далее — учебная программа — то, что определяет содержание учебной дисциплины, чему будут учить, в каких объемах, какой последовательности и т.д. Этой программы сегодня не существует в природе. Разработать ее, разумеется, можно, и, не сомневаюсь, разработают. Но вам любой компетентный специалист скажет, что разработка учебной программы такого уровня занимает время. Плюс, поскольку все же нужно начинать с нуля, необходимо время на тестирование и апробирование — нельзя же вот так, без тестового периода, вывалить новшество на совершенно неподготовленные головы учеников. По-хорошему, тут нужно пару лет. Но увы, министр просвещения Кравцов уже бодро доложил, что с 1 сентября 2023 года НВП будет обязательным уроком.

 
Еще один нюанс — место в учебном плане. И этого нет. Куда, спрашивается, впихнуть еще один урок (это если один, а то и два) в и без того перегруженной учебной неделе. Да, г-н министр Кравцов обмолвился, что занятия по НВП будут во внеурочной программе. Окей, но что это меняет? Как бы министерство не изощрялось, в сутках все равно остается 24 часа. Будет НВП уроком или «классным часом», по аналогии с «Разговорами о важном», сути это не меняет. Зато внеурочный формат сходу принижает статус новой школьной дисциплины. Не секрет, с давних пор к факультативам в российской школе отношение, как к чему-то добровольному и необязательному. Значит, как справедливо говорят многие уже сегодня, школьники просто станут прогуливать чуть больше уроков.

Насчет этих бесконечных «внеклассных часов» тоже много вопросов. «Разговоры о важном», НВП, кстати, ОБЖ пока никто не отменил, так что есть совсем безумный вариант, что в учебном плане будут и НВП, и ОБЖ, еще физкультура. Это все прекрасно, но у меня вопрос: а учиться-то когда? Военная подготовка — это хорошо и где-то интересно. Но вряд ли ошибусь, предположив, что большинству старшеклассников и их родителям важнее получить знания по предметам, необходимым для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Приносить в жертву практически полезные знания ради чего-то малопонятного — это, во-первых, методологически неправильно, да и родители не позволят. При таком подходе идея с НВП будет похоронена еще до своего рождения.

И последнее — матчасть. Мы же понимаем, что ничего для преподавания НВП в современной школе нет в помине. Даже списанного, отслужившего свое инвентаря. Откуда это появится? А если и появится, где хранить, например, списанный АК-74? В советской школе на такой случай были не только списанное боевое оружие, противогазы и бронежилеты, но и специальная оружейная комната для хранения, согласно правилам. Но ничего нет, повторяю это, наверно, в десятый раз. Опять мы куда-то ринулись бежать, не успев надеть штаны.

Урок НВП в советской школе. Источник: bigpicture.ru

Поэтому я, в целом одобряя инициативу преподавания НВП, искренне надеюсь, что Минпросвещения одумается и не станет пороть горячку. В вопросах школьной военной подготовки мы находимся на нулевом уровне. Первые плоды работы в этом направлении появятся, дай бог, лет через 5-7. Так что нет смысла сегодня торопиться, годом раньше или позже начнется преподавание НВП, не столь важно. А вот спешка как раз может убить благое начинание. И вместо нужного и полезного, мы получим уйму потраченного впустую времени, выброшенных на ветер денег и очередной образовательный выкидыш. С которым потом долгие годы придется обходиться, как с чемоданом без ручки.

Константин Калиниченко

опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 270 человек