Во всем виноват подрядчик

04.12.2025 17:27|ПсковКомментариев: 1

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

 

«Враз Козла найдут, приведут и бьют: По рогам ему и промеж ему…»

Владимир Высоцкий «Козел отпущения»

Раньше на Руси было две беды — дураки и дороги. И казалось, что с этим комплектом мы как-то ужились: одна беда чинит вторую, вторая плодит первую — баланс, устойчивое развитие, как нынче модно говорить, экосистема. Но государство, глядя на то, как здорово у нас получается, не смогло пройти мимо, решило улучшить то, что и так было хорошо. Заботливо нарастило нам третью беду. Теперь у нас есть дураки, дороги и подрядчики. И если первые две уже стали родными, ламповыми и уютными, то третья — наша главная беда, стратегическая, та, что с гарантийным сроком до Страшного суда.

Причём подрядчики — это не просто люди и юрлица, это какое-то идейное подрывное движение. Прямо новые троцкисты: если где-то беда, провал, срыв, техногенная катастрофа — ну, все, значит, виноват подрядчик. Абсолютный вредитель. Гений проблемосозидания на ровном месте. Фигура космического масштаба, только в плохом смысле. Печенегов и половцев, наймитов мировой закулисы и прочих старых знакомых мы как будто уже победили, зачистили, а где не до конца, там плотно прижали. А вот что делать с подрядчиком — вопрос, который оказался не по зубам. Этот персонаж бессмертен, как лорд Волдеморт: сначала лезет во все дырки, нахапает себе госконтрактов, затем, естественно, не справляется, антимонопольные мракоборцы засовывают его в Реестр недобросовестных поставщиков. Но проходит до смешного мало времени и вуаля – тот же подрядчик каким-то образом уже выбрался из этого Азкабана, выглядит, лучше прежнего. Бодрится, обещает наверстать упущенное. И вот уже этот хронический залетчик снова участвует в торгах с сияющей невинной мордашкой. Рекордсмен по количеству «залетов» — и, одновременно, фаворит конкурсов. Сам себе птица-феникс на минималках.

Так было не всегда. В раннее постсоветское время, которым у нас принято пугать либеральную молодежь, подрядчиков, как таковых, не существовало. Были просто коммерческие организации, с которыми заключали договоры. По понятиям, по знакомству, по сиюминутному порыву души: «Ты же это делаешь? Делаю. Ну всё, завтра выходи, делай». Взятки? Кумовство? Родственные фирмы? Все это не просто было, а подразумевалось, как бы само собой – такие были времена и нравы.

Но однажды государство встрепенулось и решило, что настал исторический момент, чтобы искоренить коррупцию сильнейшим способом – законом. Так началась эпопея госзакупок.

Несколько лет проект дорабатывали напильником, после чего начали торжествовать победу над кумовством и мздоимством: «Посмотрите, как теперь прозрачно! Как всё стало технологично! Мышь не пролетит, комар не проскочит!» Так рождается пресловутый 44-ФЗ — законодательный эквивалент нового порядка в деле государственных заказов и закупок. Обещали, как у нас принято, модель столь же идеальную, как карьера Тейлор Свифт. Нужен подрядчик? Выбирай со всей страны, не жмись, не ограничивай себя. Хочешь качество? Свободная конкуренция сама определит лучшего. Хочешь денег сэкономить? Тебе и карты в руки – сиди, смотри, как начнутся торги, и будет падать цена…

Шли годы. И тут мы понемногу стали прозревать: что-то пошло не так. Как обычно. Почему — никто не знает. У всех всё хорошо, но результат налицо. Например, строить школы совершенно невозможно. Просто фатально. Сроки срываются так, будто это часть ритуала или обязательное условие госконтракта. Кампус ПсковГУ торговали раз пятьдесят. Участвовали все, кроме, наверное, Очковых пингвинов. Даже строительное управление ФСИН подключили, и все поверили: ну уж эти-то точно достроят. Не обязательно кампус, возможно, тюрьму, но нам ли, в этих обстоятельствах, выбирать. По крайней мере, они точно умеют работать с объектами ограниченной свободы выбора: вспомнил — построил, не вспомнил — тоже построил, даже если не то, что нужно. Но и ФСИН не смог.

Экотехнопарк строят так, будто запускают метрополитен. Перенос сроков давно стал обыденностью – теперь вот к лету 2026 года обещают. Смотрю, что губернатор принимает этот удар на себя. Респект и уважение, но у меня вопрос: а что же профильные чиновники? Ах да, они же все дни календаря перебрали, называя дату открытия объекта, и ни разу не угадали.

Конечно, в любом правиле есть исключение. Почему-то у дорожников все работает! Наверное, не без эксцессов, но сроки соблюдаются, объемы растут! Что-то даже раньше срока сдают – прям даже интересно, как это у них получается. Может, проще все с дорогами, чем со школами? Но я больше склоняюсь к человеческому фактору. Нет нужды углубляться в историю — совсем еще недавно, до эпох Бориса Елкина и Станислава Стармолотова, дороги тоже не умели делать вовремя, все норовили начать ближе к декабрю, а затем не успеть в срок и разводить руками.

Но главный бич, конечно же, цена. Государство решило: кто предложит самую низкую стоимость, того и контракт. В результате на торги каждый раз заявляются какие-то отщепенцы, демпингуют цену, забирают госзакупку — тут-то все самое интересное и начинается.

Не удивляет, что потом одни проблемы — такой подрядчик и не собирался делать нормально, а то и вообще. Удивляет другое: как эти черти просачиваются через, казалось бы, мелкоячеистое сито на конкурс? Я тут в очередной раз вспомню госзакупку, которую проводил Перинатальный центр, где победила фирма, 33 раза сорвавшая исполнение и многократно попадавшая в «черный список». А как она оттуда выходит – что это за тюрьма свободного выхода? Как эту фирмочку без стыда и совести вообще не растворят в кислоте, в юридическом смысле? Что за мазохизм, уважаемые?

Общество, многие чиновники, которым не все равно, задают простой вопрос: зачем нам такие фильтры и такие реестры, если они, простите, самая настоящая бутафория? Что толку с этой «прозрачности», если на выходе в среднем у нас – перенос сроков?

Я в сотый раз говорю: 44-ФЗ кривой и горбатый, как Квазимодо. Его пытаются распрямить, но он не распрямляется – это просто невозможно, как невозможно сделать из дерьма конфету. Нам рассказывают, что «надо просто уметь с законом работать». Да я вот сам немножко юрист, понимаю, что надо. Но как быть с тем, что прекраснодушные напутствия расходятся с действительностью? Как быть с тем, что миллиарды на госзакупках улетели в карманы каких-то Тимуров Ивановых, что курские вице-губернаторы утащили буквально всё, до чего дотянулись шаловливыми ручонками, а псковичи изучают «казус Грацкого», как «Сагу о Форсайтах» и в недоумении разводят руками. Это я еще стараюсь деликатно обойти стороной одного федерального министра, который, похоже, решил не дожидаться визита компетентных органов и свел счеты с жизнью.

И вот какой еще парадокс. Когда нужно вдрызг закошмарить рядового муниципального чиновника, который не так закупил бумагу и карандаши, тут невнятный закон восстает из пепла и действует с неотвратимостью Нюрнбергского трибунала. Но как только надо разобраться с реальными миллиардами, объектами, заказчиками и подрядчиками – все, у нашего прекрасного № 44-ФЗ «лапки».

И главное: школы мы не можем достроить массово. Почему? Потому что подрядчик виноват? Ну так разберитесь, наконец, почему этот подрядчик каждый раз виноват, однако снова выходит на торги? Почему система снова выпускает его на сцену, будто это не катастрофа, а Том Хэнкс в новой роли?

А я вот лично знаю нескольких уважаемых псковских бизнесменов, которые мне разными словами говорили следующее: «Мы в эти игры не играем, с госзакупками больше не работаем». Потому что это не рынок — это, в некотором роде, лотерея с элементами пытки. И раз уж одни ушли, а другие системно не справляются, возникает вопрос: может, проблема не в подрядчике? Может, подрядчик — это просто жупел, удобная «вешалка», на которую удобно повесить все грехи? А вдруг проблема глубже? И, как говорится, «всю систему менять надо»? Как-то по-новому работать с государственным заказом?

А подрядчики… что подрядчики. Они будут жить вечно – сегодня одни, завтра другие. Как дураки и дороги. Национальная триада. Наш культурный код.

Константин Калиниченко

опрос
О чем вы спросили бы президента в ходе прямой линии?
В опросе приняло участие 173 человека