Экономика

Затягивание «Дела Гавунаса» как бомба замедленного действия

27.04.2018 18:11|ПсковКомментариев: 82

Гостем очередного выпуска программы «Гайд-парк», вышедшего в эфир радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) сегодня, 27 апреля, стал генеральный директор ООО «Еврокерамика», депутат Псковского областного Собрания от партии «Справедливая Россия» Владимир Панченко. Он рассказал о текущем положении дел на предприятии в свете расследования дела предпринимателя, бывшего вице-спикера Псковского областного Собрания Михаила Гавунаса. Напомним, в 2012 году его депутатские полномочия были досрочно прекращены по представлению прокуратуры в связи с наличием у него двойного гражданства. Кроме того, в отношении Гавунаса было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество». Ему вменяли контроль над акциями «Псковпищепрома», в результате чего государству якобы был нанесен значительный ущерб. В 2012 году Михаил Гавунас уехал из России и был объявлен в федеральный, затем в международный розыск, а в начале 2013 года заочно арестован. Однако, несмотря на проведение следственных действий, дело Гавунаса до сих пор не передано в суд. Владимир Панченко рассказал, как эта ситуация отражается на работе «Евро-Керамики».

- Владимир Юрьевич, сегодня мы поговорим о бомбе замедленного действия, которая, будем надеяться, все-таки не взорвется. Насколько я знаю, самому громкому и резонансному уголовному делу нашего региона, так называемому делу Гавунаса, на днях исполняется 6 лет. Получается, что 6 лет, а движения нет?

- Движение есть, но определить его можно как бесполезные действия, наносящие вред экономике и благосостоянию жителей Печорского района, в частности сотрудников нашего предприятия. Но, думаю, эта проблема касается не только нас. Такой подход к ведению и раскрытию уголовных дел и такое отношение людей в погонах к исполнению своих обязанностей, судя по тому, что показывают по федеральным телеканалам, наблюдается в целом по стране. Поэтому наш случай не единичен.

- Тут, наверное, нужно пояснить для наших радиослушателей, что речь идет о печорском предприятии «Евро-Керамика». Это градообразующее предприятие, на котором работает, если мне не изменяет память, порядка 1200 человек.

- Да. И нужно пояснить, какое отношение дело Гавунаса имеет к «Евро-Керамике». По версии следствия, Михаил Савельевич является хозяином «Евро-Керамики», владельцем, бенефициаром, и что все это принадлежит ему. Поскольку ему было предъявлено обвинение в хищении из госсобственности на сумму около 1 млрд 200 млн рублей, то следственным управлением был наложен арест на, по их мнению, имущество Михаила Савельевича. Тем самым и получается, что очень плотно «Евро-Керамика» зависит от этого уголовного дела.

- То есть, если говорить абстрактно, «Евро-Керамика» сегодня работает, но связана по рукам и ногам, скована цепями. Какие ограничения наложены на предприятие в связи с этим делом?

- Наложен арест на имущество. Насколько я знаю, он наложен не только на «Евро-Керамику», но и на личное имущество Михаила Савельевича и на все компании, которые, по версии следствия, имеют к нему отношение. Поэтому мы не можем взять даже быстрый, краткосрочный кредит.

- То есть предприятие фактически лишено возможности брать кредитные средства на развитие, на какие-то необходимые нужды..

- Да. То есть первое - это кредиты, финансирование и софинансирование. Второй вопрос - инвестиции. «Евро-Керамика» активно развивалась до 2012 года, у нас была произведена серьезная замена оборудования, много было начато проектов, но с началом этой эпопеи все проекты заморожены. Будем надеяться, что заморожены, а не совсем закрыты. Потому что, как вы понимаете, инвесторы не очень-то горят желанием вкладывать деньги в предприятие с непонятным статусом.

- И с непонятными перспективами.

- И с непонятными перспективами. То мы «жулики», то мы «градообразующее предприятие», то «на нас держится весь регион», то мы «худшее из того, что могло быть в этой стране». Керамическое производство не стоит на месте, это бизнес, который требует модернизации, если не каждые полгода, то раз в год, и, чтобы оставаться на этом рынке, нужно шагать в ногу со временем, а мы, получается, что не поспеваем.

- В каком состоянии находится сегодня предприятие? Существуют ли какие-то угрозы для его существования? Дело, как мы понимаем, затягивается, и перспективы его разрешения пока очень туманны. Соответственно, арест на имущество, как я понимаю, не будет снят в ближайшее время.

- Хочется надеяться, что здравый смысл возобладает, потому что у следователей, кроме голословных обвинений и придумывания, тыканья пальцем в небо, нет никаких доказательств. На сегодня уже нет вообще никаких поводов продолжать такую позицию. Но, опять же, надеюсь, что для нас будут какие-то позитивные моменты в этом направлении. Что касается состояния предприятия, повторюсь, что мы работаем, несмотря ни на что, но по новым технологиям, новым шагам в керамическом производстве мы сегодня отстаем от конкурентов. Наша продукция менее конкурентоспособна. Мы не можем модернизировать, не можем привлечь средства, а за счет только собственных средств сегодня очень сложно это делать. Как бы кто ни говорил, что страна шагает куда-то вперед... Может, в каких-то сферах и шагает...

- В оборонной промышленности, например.

- Но, если судить конкретно по нашему предприятию, мы никуда не шагнули. Рынок сбыта падает, у людей денег лишних нет. Может быть, мы и слышим про индексацию зарплат, но на фоне общего повышения цен на продукты и энергоносители, на тот же бензин, повышения зарплат в каких-то отраслях хватает, мне кажется, только на предметы первой необходимости. А плитка - это ремонт, это улучшение интерьера.

- Это не товары первой необходимости, поэтому люди, конечно, на этом будут экономить, и получается замкнутый круг. Из-за того, что следствие не может прийти к какому-то решению - то ли в суд пойти, то ли закрыть дело, получается, что для предприятия, на котором работает 1200 человек, это бомба замедленного действия. И если, не дай бог, с «Евро-Керамикой» что-то произойдет, в Печорах будет страшный коллапс.

- Не хочется даже думать на эту тему. Когда такие мысли приходят в голову, мы их всячески отталкиваем.

- Задавать вопрос, сколько «Евро-Керамика» может протянуть в условиях ареста имущества, как я понимаю, смысла не имеет.

- Наверное, нет, потому что мы делаем все для того, чтобы сохранить рабочие места и чтобы предприятие работало. Чувствуем социальную ответственность за все это. Нам не все равно. Да, иногда наступают моменты, когда ничего от нас не зависит, и принять то или иное непопулярное решение нас вынуждают внешние факторы.

- Владимир Юрьевич, и последний вопрос. Буквально на днях региональный уполномоченный по правам человека Дмитрий Шахов в пресс-центре Псковской Ленты Новостей заявил, что затягивание расследования дела Гавунаса может привести к нарушению фундаментальных прав гражданина. Затягивание разумных сроков рассмотрения дела - известная проблема в России. Не планирует ли Михаил Савельевич (или вы как руководитель предприятия) обратиться в международные правовые структуры?

- У меня как у руководителя предприятия нет для этого оснований. Как отвечает нам следователь, «ваши конституционные права не нарушены, следствие разберется, а вы живите своей жизнью». Сегодня, например, следователь предлагает нам для решения текущих вопросов с оплатой газа, света и выплатой зарплаты что-нибудь продать. «Прекрасный» совет! Наверное, скоро он дойдет до того, что «вообще закройте завод - и у вас не будет никаких проблем!».

- Осталось дело за малым - куда-то 1200 сотрудников деть.

- С учетом этого мы даже не пытаемся куда-то обращаться. А Михаил Савельевич, думаю, пытается. Ему тоже все это надоело, и он пытается использовать все возможности.

Пресс-портрет
ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Экономика
опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 184 человека