Банк России рассмотрел предложение экспертов по борьбе с мошенничеством ввести дополнительное подтверждение и идентификацию при переводе средств. Представитель банка напомнил, что ЦБ ранее уже установил требования к идентификации, в том числе PIN-коды и СМС-пароли.
«Учитывая, что методы социальной инженерии остаются основным инструментом злоумышленников, то граждане даже при наличии механизма подтверждения банковской операции, будучи введенными в заблуждение, все равно подтверждают денежные переводы», — цитирует РБК пресс-службу регулятора.
Банк России, в свою очередь, предлагает рассмотреть возможность возврата похищенных средств гражданам, даже если мошенничество произошло с использованием методов социальной инженерии.
Так, для этого при участии ЦБ был подготовлен законопроект, предусматривающий введение двухдневного «периода охлаждения». В течение двух дней отправитель средств может отменить перевод на счет тех, кто занимается выводом и снятием похищенных денег.
В конце июня Центробанк сообщил о новых мерах борьбы с мошенниками в интернете: с 1 октября клиенты банков смогут сами устанавливать запрет на онлайн-операции или ограничивать их параметры — максимальную сумму для одной транзакции или лимит на определенный период времени. Запрет можно будет установить как на отдельные услуги (переводы, онлайн-кредитование), так и на все операции.
По данным ЦБ, за 2021 год мошенники украли у банковских клиентов путем денежных переводов 13,5 млрд рублей. При этом кредитные организации вернули всего лишь 920,5 млн рублей, или 6,8%.
Зампредседателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов на сессии ПМЭФ 14 июня сообщил, что в стране с начала года число случаев телефонного мошенничества выросло на 15–20%. После 24 февраля в течение месяца число случаев «равнялось нулю», но затем опять начало расти. Сегодня телефонное мошенничество составляет около 70% от того уровня, которое было в начале года.