Искусствовед, специалист по древнерусскому искусству Левон Нерсесян считает нелепостью составлять соглашение о пользовании объектом культурного наследия - собором Рождества Богородицы Снетогорского монастыря - до окончания его реставрации. Об этом Левон Нерсесян сообщил в своем официальном блоге corso в Живом Журнале.
«Составлять соглашение о пользовании объектом до окончания его реставрации - задача довольно нелепая, независимо от того, когда именно она окончится - в 2017, 2016 или в 2014 году (все документы, которые нам выдали, содержали разные указания на этот счет). Так же, как осуществлять контроль за сохранностью без развернутых описаний, которые будут составляться по мере расчистки и укрепления отдельных композиций (кстати, для информации - реставрационное описание ОДНОЙ фрески из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которое я редактировал последние две недели, имеет объём полтора авторских листа)», - пишет искусствовед.
Левон Нерсесян отмечает, что «поездка в Псков еще раз убедила в том, что единственная опция, которой все еще владеют отечественные чиновники - это опция морочить голову»: «И представители псковского областного комитета по культуре вкупе с областным Росимуществом заморочили себя до такой степени, что были всерьёз уверены, что столичная комиссия приехала исключительно для того, чтобы все уже предпринятые ими действия приобрели необходимую легитимность».
По его мнению, главная цель мероприятия - «чтобы мы все одобрили и «отвалили», после чего документ можно будет без особых проблем переписать под пожелания монастыря <...>. Речь ведь идет всего-навсего о проекте, находящемся в стадии согласования».
«Пока мы общались в более или менее неофициальной обстановке, мы несколько раз предпринимали попытки выяснить, как именно новые владельцы собираются собор использовать. В ответ мы услышали, что служить там будут исключительно по крупным праздникам, когда в монастыре большой наплыв паломников, не помещающихся в маленькой Никольской церкви. Сказано это было тоном, который должен был вызвать сочувствие, но вызвал, как вы понимаете, лишь ужас, поскольку все состоявшие в комиссии «ученые люди» отчетливо представили себе, как в светлый праздник, к примеру, Рождества Христова, толпа паломников, ввалившись с мороза в храм, за пятнадцать минут повышает там температуру и влажность в несколько раз - попутно стирая со стен своими шубами все фрагменты живописи, находящиеся на высоте человеческого роста. Робкие замечания о том, что Рождественский собор передается монастырю не для решения его проблем, а, прежде всего, для сохранения, и что проблему паломников стоит решить раз и навсегда строительством нового большого собора за монастырскими стенами - были оставлены без ответа...» - рассказал Левон Нерсесян.
Напомним, что 19 октября в администрации Псковской области прошло совещание по вопросу сохранения и продолжения реставрационных работ в соборе Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря. В заседании приняли участие представители государственного комитета Псковской области по культуре, эксперты российского комитета международного совета музеев и Псковского музея-заповедника, территориального управления Росимущества и Псковской епархии, а также специалисты по фресковой живописи.
Председатель госкомитета Псковской области по культуре Александр Голышев сообщил, что его ведомство совместно с местной религиозной организацией монастыря оформляет охранное обязательство на объект культурного наследия. В нем будет отражена вся ответственность пользователя не только при сохранении памятника, но и при его восстановлении с указанием нормативных сроков проведения работ. В том числе будут уточнены и расширены обязанности по сохранности фресковой живописи и проведению мониторинга их состояния.
Собор Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря - уникальный памятник федерального значения. Обитель находится в 3,5 километра от центра Пскова на высоком берегу реки Великой. По церковному преданию, он основан в XIII веке как мужской монастырь псковским князем Довмонтом и преподобным мучеником игуменом Иоасафом. Древнейшая дошедшая до нас постройка монастыря - украшенный фресками каменный собор Рождества Богородицы XIV века. Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их роспись характеризуется очень вольной трактовкой религиозных сюжетов. Пророки, апостолы, святители изображены как живые люди с разными характерами и внешностью.
В июле 2012 года Росимущество передало Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (объект культурного наследия федерального значения) в безвозмездное пользование Русской православной церкви.
Отметим, Левон Вазгенович Нерсесян - специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ВМО «Государственная Третьяковская галерея». Член редакционной коллегии Академического каталога ГТГ. Отвечал за организацию нескольких выставок древнерусской живописи – отечественных и зарубежных – и подготовку их каталогов.
За время работы в ГТГ был подготовлен авторский цикл лекций «Иконография византийского и древнерусского искусства». Помимо этого цикла, регулярно читаются другие лекции по древнерусскому искусству в лектории ГТГ и на других лекционных площадках.
С 2001 года – главный редактор издательства «Северный паломник», занимающегося изданием научной и научно-популярной литературы по истории и культуре России и, прежде всего, – по древнерусскому искусству.
Соискатель ученой степени кандидата искусствоведения на кафедре истории русского искусства Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Тема диссертации «Эсхатологические идеи и образы в русском искусстве конца XV – первой половины XVI века». С 1993 по 2008 год вел семинар по древнерусскому искусству на кафедре истории русского искусства Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (второй курс, д/о) – вначале как преподаватель-почасовик, а затем – на общественных началах.