Смысл вчерашней встречи врио губернатора Андрея Турчака с коллективом Псковского академического театра драмы имени Пушкина остается загадкой. Если это была попытка консолидации всех творческих сил, то, наверное, не надо было вести предварительную работу с «невостребованной частью труппы», на предмет того, чтобы она в этой встрече не участвовала.
Потом, в пятницу, накоротке с президиумом Псковского отделения Союза театральных деятелей Андрей Турчак обещал выслушать и их. Но незанятые Василием Сениным артисты к этой настоятельной рекомендации не прислушались и пришли на встречу с «рабочим коллективом», продолжая считать себя его неотъемлемой частью.
«Василий, я сейчас говорю»
И, думается, Андрей Турчак, должен быть им благодарен: ведь когда труппа целиком в одном зале, то и о расколе коллектива можно не говорить. И не употреблять слово конфликт — в любом сочетании: конфликт поколений, конфликт интересов, творческий конфликт... Нет конфликта. Так сказал Андрей Турчак: «Я не вижу и не чувствую конфликта. И предлагаю такими определениями вообще не пользоваться в нашем разговоре. Если есть какое-то непонимание, то я предлагаю каждой из сторон высказаться в форме открытого диалога. После этого мы возьмем короткую паузу. Я не думаю, что нам нужны какие-то конфликтные комиссии, которые были предложены Союзом театральных деятелей». И на всякий случай дал понять, что с Сан Санычем (председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным) у него полный контакт и полное понимание.
Как и с художественным руководителем театра Василием Сениным, который подчас все же портил впечатление от этого нерушимого творческо-властного тандема. Василий Георгиевич ведь когда начинает говорить, мало кого слышит. Даже губернатора, который по-отечески (всё-таки почти два года разницы в возрасте) иногда пытался его урезонить: «Василий, я сейчас говорю. Василий, когда я говорю, ты молчишь». Эта установка давалась художественному руководителю с трудом, что служило лучшей иллюстрацией одного из основных поводов для, скажем так, разногласий с артистами: диалога нет. Есть долгий монолог, разной степени страстности, который при попытке задать уточняющий вопрос, немедленно виляет в сторону и к сути возвращается с огромным трудом. Надо же отбить реплику — как можно дальше, жестче и болезненнее для того, кто там попробовал заикнуться.
Итак, что же происходит в театре с точки зрения Василия Сенина? «Правду говорить легко и приятно», - процитировал героя романа Михаила Булгакова в начале своего рассказа Василий Георгиевич. Хотя потом повел себя что твой прокуратор Иудеи или кентурион Крысобой - нервно просил артистку Крамер не называть его «дорогой мой» или еще хуже - «родной мой», так ведь и до «доброго человека» докатиться можно. А потом Василий Георгиевич вспомнит Горького: правда у каждого своя.
Так вот первая правда Василия Сенина: «Как бы я не хотел выглядеть в свои неполные сорок лет оправдывающимся ребенком, все равно придется. Поэтому я начинаю оправдываться. Последнюю неделю в местную прессу, в один источник, вылилось много информации, на которую мы не хотели никак отвечать. Что-то нам показалось слишком фантастическим, но когда уже пошло такое откровенное веселое заявление, которые затрагивали наше сотрудничество с другими театрами. Я скажу: сотрудничество с Ярославлем есть, но на дворе 2014-й год, а сотрудничество начинается в мае 2015-го. Люди, которые взяли на себя смелость заявлять, что я репетирую не в своем театре, ошиблись на год». Правда еще и в том, что в планах театра все же изначально был обозначен именно 2013-й год, когда они изменились — известно лишь самому театру имени Волкова, но нам остается полагаться на слово псковского худрука.
«Тяжело одному против людей»
«Второе - действительно прошло два месяца с открытия театра. На данный момент репертуар театра составляет два новых спектакля «Граф Нулин» и «Четыре картины любви». Мы возрождаем старые спектакли, сталкиваясь с определенными сложностями. Огромное спасибо за спектакль «Уходил старик от старухи» - вот инициатива людей, и она сегодня продолжилась. Мирра Горская - актриса, которая доказала, что у актера возраста нет: подошла ко мне и нагло, агрессивно предложила пьесу. Говорит, хочу работать», - с восхищением доложил публике Василий Георгиевич.
Несколько позже выяснится, что просить работу - это действительно наглость, но не положительного свойства. Одна из молодых актрис, не понявшая установку Андрея Турчака на «отсутствие конфликта», попросила слова, чтобы поддержать Василия Георгиевича, а то «тяжело одному против людей». Она-то счастлива, потому что репетирует с утра до вечера, занимается акробатикой, и ей от художественного руководителя поступило предложение о моноспектакле. «Но для меня это наглость вот так говорить художественному руководителю - я хочу работать, дайте мне работу. Я не представляю, как так можно», - поражалась добрая девушка. Воздушной акробатикой она, кстати, занимается для сразу двух работ - для «Графа Нулина» и для моноспектакля...
Это длинное примечание в скобках - просто для иллюстрации: как противоречиво может толковаться и слово «инициатива», и слово «наглость». В зависимости от настроения и отношения худрука. Он-то всегда может сказать, что нашел я тут ночью пьесу на одного замечательного артиста, утром встаю - а он против меня выступил... Ну и всё. Нет такого артиста. Не дожил, не долюбил, не дотерпел.
Поэтому я несколько волнуюсь за артиста Сергея Попкова, который сейчас очень востребован, но на встрече высказался в поддержку своих неработающих коллег. Ведь какие артисты! Как хочется с ними творческого общения, совместной работы... В глазах худрука отчетливо читалось: «Вы-то куда??? Вы же заняты!» Губернатор этот факт даже уточнил - у самого Сергея Попкова. Да, играет много. Но как быть с шестью народными и заслуженными?
«Я думаю, что это очень интересно. Мне»
Вернемся к оправданию Василия Георгиевича: «Еще будет восстановлен «Валентинов день» - это третий спектакль. В итоге, мне очень странно слышать, что кто-то разрушает репертуарный спектакль. «Гедда Габлер» сдается 20 мая, в мой день рождения, Виктория Луговая делает мне такой подарок, а показываться зрителю он будет в первые выходные сентября. Олег Молитвин, который выпустил «Божьи коровки возвращаются на небо», начинает 21 мая репетиции, я ему предложил выбрать из классического репертуара, он выбрал «Скупого» Мольера. Мы начали репетицию спектакля по трем история Чехова, сейчас работаем над первой историей «Ионыч», потом будет «Крыжовник» и «О любви». Когда мы репетировали «Нулина,» все изъявили желание делать свои работы. В итоге возникает моноспектакль по Набокову - «Сказка», по Уайльду «Счастливый принц» и продолжается история с детским спектаклем - я думал, мы выпустим быстро, в эскизном варианте «Сказку о рыбаке и рыбке», в итоге у меня как у художника, что-то поменялось в голове, это будет такой опыт, когда актер работает с куклой. В итоге, разрушая репертуарный театра, в октябре у нас в репертуаре будет почти 10 спектаклей. За неполный первый год. Будем надеяться, что нам удастся разрушать его дальше такими же темпами, если мы не устанем».
И только пробуйте сказать, что полный год - уже позади, что в городе полным-полно репетиционных площадок, на которых можно было работать, готовя спектакли к открытию театра. Василий Георгиевич свой театр начал строить принципиально с крыши. Или стен. Но не с труппы и не с того же репертуара, который всё еще в планах. И того, кто ему об этом напомнит, он всегда готов по-шукшински срезать, осадить, умыть. Победить, короче.
А планов громадьё, что и говорить: 10 спектаклей к октябрю, огромный шведский проект, возможность вхождения в гастрольный пул «Золотой маски» - и не на правах только принимающей стороны! Василий Георгиевич сообщил всем эту маленькую сенсацию в ильфо-петровском стиле, но повод-то какой: «На моем столе лежит подписанное Тараторкиным приглашение на «Золотую маску». Те, кто не верит, может прямо сейчас пойти и увидеть: Лиза (помощник худрука) откроет кабинет, стол. Многие местные театральные критики сделали нам огромную услугу, распиарив спектакль. Большое вам спасибо. Этот спектакль сейчас очень хотят увидеть многие люди, хотят приехать из Петербурга и Москвы, чтобы увидеть, что же за ужас мы сотворили. Я принимаю «Золотую маску» у себя в октябре, если нас утвердят в номинации и так далее, у этого спектакля будет возможность войти в гастрольный пул «Золотой маски». Я думаю, что это очень интересно. Мне».
Внимание! Второй показ «Графа Нулина» состоится 7 мая! Не 8 мая - в этот день в театре будет праздник для, вы не поверите, ветеранов. Что касается «Графа», то очень хочется надеяться, что билеты в свободной продаже будут: не только петербуржцы и москвичи хотят увидеть, что там за ужас - псковичи его тоже не видели.
Мавр и дело
Люди хотят видеть спектакли, хорошие и разные. Артисты хотят работать - очень. Губернатор хочет, чтоб тишина была в библиотеке, то есть в театре. Худрук хочет только того, что (и кого - не поймите превратно) хочет он. Декоративная попытка выйти из клинча - еще раз продекларированная «открытость для инициатив».
Хорошо, давайте застолбим: заслуженный артист Виктор Яковлев предложил своему театру своих «Солдатиков». Он готов к неделе интенсивных репетиций с актерами, готов к генеральному прогону - в присутствии Андрея Турчака и нового председателя комитета по культуре Жанны Малышевой, которая на встрече присутствовала, но промолчала. Такой весьма своеобразный худсовет (при том, что худрук открыто и темпераментно выступает против всяческих худсоветов). Будем следить за судьбой этого предложения: когда начнутся репетиции, вернут ли Яковлеву уволенного актера, что состоится в итоге...
Но с уверенностью можно сказать одно: на этой встрече господин Турчак подтвердил, что выдал господину Сенину карт-бланш. Или огромный аванс, на отработку которого продолжает рассчитывать. И соскочить не даст - это он тоже очень четко дал понять, когда худрук, возмущенный публично проявленным недовольством артистов, заявил, что может и уйти, как тот мавр, что сделал свое дело. Про мавра и дело - это не про душителя Дездемоны, если что... Это про другого мавра, который дело действительно сделал. У нашего - всё еще в планах. Это понимает и врио губернатора.
«Вас никто не отпускает», - с улыбкой, почти не сходившей с его уст даже в самые драматические моменты встречи, заметил Андрей Турчак. И напомнил, что «мы не разбирали персональное дело Василия Сенина: он работал, работает и, даст бог, будет работать в театре».
Звучит немного по-кержаковски: бил, бью и буду бить. По чьим воротам и с каким успехом - время покажет. Если бог даст.
Елена Ширяева
Фото Артема Аванесова и пресс-службы администрации Псковской области