В прессе развернулась дискуссия о судьбе одного из объектов кремлевского ансамбля древнего Пскова - о неудовлетворительном настоящем и возможном перспективном использовании здания т.н. Консистории сер. XIX ст.
Этот вопрос, на мой взгляд, только звено в большой цепи проблем достойного завершения многолетней, если не сказать «многодесятилетней» (150 лет!) истории возрождения центрального памятника духовной и политической истории, архитектуры и градостроительства, археологии и художественной культуры земли Псковской - ансамбля Псковского кремля. Можно только приветствовать пожелание Комитета по культуре областной администрации, Псковской епархии и нашего музея-заповедника вновь привлечь внимание общественности к данной проблеме.
Ключи к достойному завершению главного объекта туризма и главного представительского ансамбля в Пскове закопаны не в самом кремле, а в Домантовой стене и на подходах к Крому - центральному ядру древнего архитектурного ансамбля города и, без преувеличения, главному объекту туризма в крае. И здесь проблема распадается на две самостоятельные. Одна - это завершение еще одного, очередного этапа многолетних работ по реставрации и музеефикации объекта культуры федерального значения. Только за последние 15 лет работ в соответствии с известным правительственным постановлением «О комплексной реконструкции и реставрации памятников истории и культуры в Новгороде и Пскове» в этом направлении сделано немало. Псковский Кром выглядит вполне благополучным объектом туристского показа. Впервые выполнены работы по реставрации Троицкого собора и колокольни, работы по вторичной реставрации контура крепостных стен и башен кремля, восстановлены Часовая башня и Троицкие ворота (уже мало кто помнит, что еще не так давно в проходе разрушенных ворот на голову посетителей сыпались камни), проведены локальные работы по благоустройству территории к 1100-летию города. Настроение несколько меняется в Довмонтовом городе. Отреставрированная и музеефицированная Приказная палата, конечно, привлекательна и активно «работает» не только на туристов и посетителей музейных экспозиций и выставок.
Но далее картина постепенно меняется. Музеефикация остатков необыкновенного храмового комплекса Довмонтова города устарела морально и требует обновления (такие проекты есть). Ансамбль неплохо смотрится сверху, но туристам на стены по-прежнему нет доступа, а ресторан во Власьевской башне такую услугу, как подъем на смотровую площадку в смотровой избе и обозрение Довмонтова города с высоты власьевского шатра, специально предусмотренную при реставрации, из своего меню исключил. Да и сам ресторан производит сложное впечатление. Фактура псковской боевой башни и главных европейских ворот не только Пскова, но и всей Московской Руси рестораторов явно не вдохновила. А жаль. По крайней мере туристы, очевидно, такое ожидают увидеть в историческом центре древнего города. Да и псковичи не против местной экзотики. Восточная сторона Довмонтова города просто удручает. Вечный забор, из-за которого выглядывают непонятные руины, никого не радует, даже покрашенный. А ведь за ним скрываются древнейшие, дошедшие до нас без переделок XVIII-XX столетий подлинные псковские «Храмы Рождественской батареи» XIV-XVI вв. Полмира объездили классические псковские фрески из этих храмов, отреставрированные классными специалистами Государственного Эрмитажа. Псковичам они стали временно и очень частично доступны только недавно. А ведь разработан проект восстановления уникального храмового комплекса с размещением в нем давно ожидаемого псковского Музея фрески. Пока об этом приходится только мечтать. Также как о восстановлении древнего исторического прохода в кремль со стороны специально восстановленной для этих целей башни Святых ворот. Без специальной программы - юбилейной или правительственного постановления - Довмонтов город не сдвинуть. Слишком малы разовые финансовые вливания, которые ежегодно выделяет Минкультуры в соответствии с федеральной целевой программой «Культура России» на Псковский кремль.
Но и современное состояние подходов к главному объекту туризма и гордости Пскова остается малопривлекательным. Вход в кремль осуществляется не через главные на сегодня ворота (главные по логике современного ансамбля - под башней Святых ворот). Подъехать к ним сложно, не говоря уже о стихийной парковке. Кремль только издалека выглядит торжественным и грандиозным. На подходах к нему это настроение гаснет и рушится на глазах. Транспортная проблема очевидна. Турист подъезжает к кремлю чаще всего с тыльного и малопривлекательного фасада Дома семьи, к помойке. Потом, с реальным риском, переправляется через самую опасную магистраль главной площади города, пробирается через стихийную парковку автомашин, большая часть которых приехала не в кремль, мимо убогих ларьков, буквально притиснувшихся к зданию бывшей Консистории, и «парковки» нищенствующих. Венчает все это не панорама кремля, который с этой стороны не виден, а свежевыкрашенное здание кинотеатра «Октябрь». Пресловутое здание, приговоренное в последнем Генплане развития города к сносу, в полной мере стало выполнять те задачи, которые были поставлены при его строительстве, - активно прикрывать панораму Крома со стороны главной площади и противостоять главному духовному центру города идеологически. Нет сомнений, что с обеими задачами нынешний «Октябрь» справляется успешно. Здание Консистории освоено преимущественно конторами и фирмами, не имеющими отношения к туризму, но требующими своего транспортного обслуживания. Да и турфирме в этой толчее здесь не место - хватило бы маленького диспетчерского пункта. Притом что в кремле с его богатейшей историей не хватает экспозиционных и выставочных помещений.
Далее, до традиционного начала экскурсии на стрелке кромского мыса туристу нужно пройти весь кремль и Довмонтов город с закрытыми глазами, чтобы не задавать естественных, глупых, но волнующих вопросов, которые будут разрешаться экскурсоводом на обратном пути. Очевидно, здесь что-то не так. И для того, чтобы было как надо, есть соответствующие предложения. Но они также носят программный характер. Для туриста лучше было бы прийти в кремль с Запсковья, со стороны самой замечательной панорамы Крома. А для этого надо восстановить по проекту Нижние решетки в устье Псковы. От бывшей Торговой площади в кремль можно было бы попасть через башню Святых ворот, пройти мимо отреставрированных «Храмов Рождественской батареи», по подлинному древнему пути в Кром. Но для этого надо завершить тридцатилетнюю эпопею исследований, реставрации и музеефикации «Храмов Рождественской батареи». Проще организовать проход в кремль через Рыбники - нижнюю зеленую площадку на берегу Псковы, где раньше существовал рыбный торг, а теперь вполне уместно было бы развернуть сувенирную торговлю. Такой вариант регенерации одного из важных утраченных элементов городского ансамбля при тактичном исполнении был бы вполне уместен. Сюда можно организовать подъезды более удобные, чем нынешние. А непосредственно в Кром можно входить через Малые ворота у Троицкой колокольни, достаточно восстановить бывшую лестницу.
Тему музейного и туристского освоения Псковского кремля можно было бы продолжать и продолжать. Мы поговорили только о некоторых насущных проблемах сегодняшнего ансамбля. Долго можно рассказывать о планах и проектах, еще дольше они реализуются. Но для серьезного решения проблем нужна программа, обеспеченная финансовыми средствами. Иначе, не только уважаемые читатели, но и их внуки не увидят Псковский кремль во всем его великолепии.
И.И.Лагунин
Псковская правда-Вече, 5 октября