Продолжим изучение Псковского укрепрайона.
На этот раз обратимся к трехамбразурному ДОТу 3 Логозовичского батальонного района обороны (БРО) постройки 1931 года. Сооружение расположено на небольшой возвышенности справа от дороги, соединяющей Логозовичи и Макарино. ДОТ примечателен двумя моментами.
Как уже отмечалось ранее, сразу после возведения в 1930 году первых трех литерных огневых точек Псковской УП осуществлялся поиск проектировочных решений на продолжение оборонительного строительства, вылившийся в возведение 26 огневых точек в 1931 году. Но это было через год, а пока рассматривались различные варианты.
Заслуживают внимания документы из дела № 3014 Российского государственного военно-исторического архива. Так в одном из них отмечено: «Необходимо еще 12 ОТ. Стоимость каждой оценивается в 14.700 рублей, с помощью наемной силы, красноармейцев и крестьянскими подводами стоимость снижена до 8000 рублей. Исходя из этого стоимость всех сооружений 96.000 рублей. Дальнейшее использование местных денежных ресурсов невозможно» [РГВА, Ф. 31899, Оп. 10, Д. 3014]. Из текста до конца не очевидно, какого типа ОТ планировалось построить, то ли по типу уже построенных литерных, то ли иного.
Эти проектные соображения проиллюстрированы схемой посадки 12-ти огневых точек на топооснове 1927 года.*
Заголовок «Схема Псковского укрепленного района» говорит нам о том, что первоначально все-таки планировалось строительство полноценного укрепрайона, но ресурсов в дальнейшем хватило только на укрепленную позицию. Схема подписана начальником 1-го отдела штаба ЛВО. Подпись не разборчива – «Ре...в». Вероятно, именно его в декабре 1931 года сменил на этой должности Д.Н.Никишов.
Примечательно, что эти работы не пропали даром, и во всех двенадцати выбранных к размещению ОТ мест в 1931 году были посажены огневые точки. Самая правофланговая огневая точка это наш ДОТ 3.
Набивка 26 сооружений в 1931 году была закончена одновременно с Кингисеппской УП к 16 октября 1931 года. Стоимость куба железобетона при строительстве псковских огневых точек в 1931 году составила 102-103 рубля.
В деле содержится отклоненный проект строительства в 1931 году сооружений под Островом, Красным и Себежем. Упоминаются блокгаузы с двойным деревянным срубом, заполненным камнем и железобетонным тюфяком, по сплошному ряду железных балок - всего 15 штук, на 360 кубометра бетона.**
Схема Псковского укрепленного района [РГВА, Ф. 31899, Оп. 10, Д. 3014]. Фрагмент с показанием места посадки проектируемой ДОТ 3.
Упоминание ДОТ 3 Псковского укрепрайона встречается во многих современных текстах о Псковском УРе, в том числе и без ссылки на первоисточник - статью Михаила Свирина «Зачем Сталин уничтожил "Линию Сталина"?». Статья в высшей мере поучительная для любителей всевозможных псевдоисторических измышлений в духе Резуна-Суворова. Цитату привожу полностью, контекст нам тоже важен. Интересующий нас фрагмент выделил жирным шрифтом.
«Несмотря на долгое строительство и дооборудование Псковского и Островского УР, они не могут считаться в настоящее время боеспособными. Из-за неправильно спроектированного и построенного внутреннего оборудования большинства ДОТ они не могут быть заняты войсками... до половины сооружений на 20-40 см заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает... Электрооборудование укрепрайонов отсутствует... В жилых помещениях УР высокая влажность и спертый воздух...
Центры снабжения УР не построены... Продовольственные склады отсутствуют...
Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так местность имеет бугры, овраги и невырубленные леса. ДОС № 3, установлен на склоне оврага и не может быть замаскирован из-за постоянных оползней, а имеющийся в нем орудийный полукапонир бесполезен, так как располагается ниже уровня окружающей местности... Для расширения секторов обстрела необходимо снять около 120 000 кубометров земли, а также вырубить до 300 га леса и кустарника...
Амбразуры ДОТ рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции, ... предназначенными скорее всего для пулемета Гочкиса давно снятого с вооружения. Орудийные полукапониры не оборудованы броневыми заслонками и служат источником проникновения в ДОТ талых вод и осадков...
Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов...
Охрана территории УР не ведется. В ходе работы комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками...»
Цитируемый документ - письмо за подписью Лаврентия Берии на имя НКО СССР товарища Ворошилова от 13 февраля 1939 года. Приведенная цитата достаточно давно кочует по Инету в редакции М.Свирина и не имеет точных выходных данных. Документ весьма странный в силу ряда обстоятельств.
1. Несмотря на дату в нем упоминается Островский УР, строительство ДФС которого началось в 1939 году. На февраль 1939 года еще ни одного сооружения не построено, равно как и в Новопсковском УРе. Из программы 1938-39 годов на 13 февраля 1939 года мы имеем только два недостроенных АПК доусиления Псковской УП под номерами 4 и 6. По крайней мере они были приняты к строительству на 1938 год [РГВА, Ф. 36967, Оп. 1, Д. 18] и упоминаются в Ведомости типов сооружений Псковского УР от 9 марта 1939 года [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 174].
2. Действительно подтопление сооружений, их охрана и заросшие сектора обстрела были постоянной головной болью командиров почти всех советских укрепрайонов.
3. Странное замечание про водопровод, т.к. он предполагался в еще непостроенных сооружениях проекта 1938-39 годов. Напротив же электрооборудование (освещение) в ряде сооружений Псковской УП было в наличии.
4. По поводу неграмотного планирования УР и невозможности вести огонь из-за рельефа местности. Случаи упирания секторов обстрела в рельеф к тому времени могли быть только на сооружениях программы 1938-39 года. На время написания документа они еще не построены. Такой на первый взгляд «ошибке строительства» есть простое технологическое объяснение - складки местности служили маскировкой строительства ДФС. Классический пример - АПК 557 Брестского УРа - так и стоит по сей день, уткнувшийся амбразурами в вал Кобринского укрепления. Немцы были приятно удивлены, поднявшись на вал 22 июня 1941 года и взглянув на него сверху. Можно предположить, что сотрудники ведомства Берии мало понимали в алгоритме строительства и правилах посадки сооружений, претензий к которым в Псковском УРе за предшествующий период практически не было.
5. Цитата про ДОС № 3 на склоне оврага и бесполезный полукапонир - самое загадочное место данного документа. ДОТ № 3 Псковской УП расположен на ровном месте, и это обыкновенная фронтальная огневая точка на 3 пулеметные амбразуры без какого-то артиллерийского вооружения. В составе сооружений 1939 года Островского и Новопсковского УРов отсутствуют ДФС с номером 3 да еще и расположенные на склоне оврага. Если же какие-либо капониры и расположены на склонах холмов, то у них нет проблем с обстрелом окружающей местности.
6. На 1936 год большинство сооружений Псковской УП были оборудованы широко известными пулеметными станками СТАД (Горносталева) под 7,62 мм пулемет системы «Максим». Плюс еще вращающиеся деревянные столы в трех литерных ОТ под пулеметы «Максим» на колесном станке Соколова. Станки неизвестной конструкции могли быть только станками Юшина, но такие в Псковском УРе не встречаются. Обсуждать конструкции станков в сооружения 1939 года проблематично по причине отсутствия таковых на момент написания документа.
7. Орудия образца 1877 года – наверное, что-то музейное.
Все вышеприведенные соображения позволяют сделать вывод, что данная цитата не имеет никакого отношения ни к Псковскому, ни к Островскому укрепрайонам, даже если предположить, что в статье ошибочно указана более ранняя дата документа. Про какой укрепрайон с сооружениями проекта 1938-39 годов идет речь и откуда Михаил Свирин выкопал этот текст, надо спрашивать у него.
Теперь перейдем непосредственно к самому ДОТу 3.
На фрагменте Схемы Логозовичевского бат. района Псковской УП [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 2826, Л. 54 об.], предположительно 1935 года, видно, что ДОТ 3 расположен во второй линии обороны, прикрывая пространство позади огневых точек 1, 2 и 4. Необходимость сокращения количества сооружений и широкого сектора обстрела в этом месте привела к тому, что ДОТ 3 получил три пулеметные амбразуры с общим сектором обстрела в 156 градусов. Крайний левый азимут обстрела 177 градусов, крайний правый - 333 градуса [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 155, Л. 143]. Огневая точка полностью перекрывала огнем дорогу Макарьино-Логозовичи и держала под огнем саму деревню Макарьино, в случае ее захвата противником.
Устройство и планировка ДОТ 3 в общих чертах схожи с планировкой ДОТ 21. Это хорошо видно на исполнительном чертеже 1935 (?) года [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 2831, Л. 80]
Но сходство это только кажущееся. Обратите внимание на то, что вход в ДОТ через сквозник, выполненный в виде небольшого тамбура, значительно короче тыльной стенки каземата. При переходе от сквозника к правой боковой стенке образуется уступ. Все дело в том, что каземат ДОТа 3 намного сильнее вытянут по фронту, чем у ДОТа 21, имеющего форму по внешнему контуру почти правильного пятиугольника. Есть и другие мелкие различия.
Фотографии ДОТ 3 сделаны 5 января 2009 года при наличии снежного покрова и спустя пять лет 5 января 2014 года без такового.
Сначала осмотри сооружение снаружи, обойдя его по часовой стрелке. В тыльной части прослеживаются едва заметные следы сильно заплывшего хода сообщения.
Крайняя левая амбразура.
Левая и центральная амбразуры. В месте перехода стены в покрытие сооружения сохранились металлические кольца для крепления маскировки.
Еще одно фото с другого ракурса.
Крайняя правая амбразура засыпана грунтом.
Теперь войдем вовнутрь. ДОТ производит гнетущее впечатление, практически все элементы его оборудования выломаны вандалами или срезаны в металлолом жителями деревни Макарино. Выбита даже рама крепления противоштурмовой решетки на входе. Здесь видны только остатки валунной консервационной кладки и встречающая посетителей амбразура обороны входа.
В сквознике, помимо уцелевшего чудом противооткола, видны две интересные детали. Это закрытый решеткой продух сквозника и пятно на штукатурке от какого-то оборудования. По логике вещей, в сквознике размещался полевой телефон для связи гарнизона ДОТа с полевым заполнением. Еще в 2007 году в сквознике этого сооружения валялась снятая с петель тяжелая герметичная дверь боевого каземата, изготовленная из дубовых плах, обшитых листовым железом. К 2009-му году дверь исчезла без следа. Кому она понадобилась и с какой целью - загадка. Зайдем внутрь боевого каземата. Его стены черны от копоти.
В период с осени 2007 по январь 2009 года кто-то натаскал в каземат ДОТа покрышки и поджег их. Выгорели все оставшиеся деревянные части, а стены покрылись копотью и сажей. На фото - вход в боевой каземат и крайняя левая амбразура.
Дверной проем. На полу видна проволока от сгоревших покрышек. От дверной коробки не осталось и следа.
Крайняя левая амбразура крупным планом. Из ее конструкции видно, что это не классический амбразурный узел П-31, а некий палеатив, установленный после того, как бетонная коробка ДОТа была уже отлита. Броневая заслонка отсутствует. Слева на скобах удерживающих противооткол закреплены оригинальные крючки для крепления чего-то.
Центральная амбразура с нишей для коробки с лентой пулемета «Максим». Если бы этой ниши не было, то коробка бы упиралась в стену, и пулемет бы не поворачивался влево на требуемый сектор. В некоторых случаях строители забывали про эту особенность пулемета, и ниши выдалбливались уже после отливки сооружения.
Броневая заслонка здесь также давно сдана в металлолом.
Крайняя правая амбразура с нишей для коробки с лентой. Между центральной и правой амбразурами противооткол на стене срезан местным жителем деревни Макарино.
В тыльной стенки ДОТа на высоте меньше метра от пола отверстие в стене амбразуры обороны в хода и два швеллера для крепления амбразурного узла РЗ-31. Заслонка так и не была здесь установлена. Интересна столь низкая посадка отверстия под амбразуру.
Напоследок несколько жизнерадостных фотографий сооружения на январском морозце.
* -копия схемы любезно предоставлена Олегом Тульновым (СПб).
** - выписки из дела 3014 сделаны в 2009 году Олегом Тульновым в рамках проекта «Забытые крепости ХХ века» музея-заповедника Изборск.
Алексей Старков