Культура / Краеведение

Псковский укрепрайон. ДОТ 9

20.11.2017 12:11|ПсковКомментариев: 4

Большинство ДФС Логозовического батальонного района обороны были построены в 1931 году и выделяются характерными деталями конструкции. В первую очередь это установка импровизированных амбразурных узлов не при отливке бетонного массива, а позже, когда появилась возможность устранить недостатки спешного строительства.

Сооружения постройки 1932 года отличаются большей продуманностью и соблюдением технологии строительства, чему способствовало наличие на складах необходимых комплектующих и материалов.

Рассмотрим одно из таких сооружений, а именно двухамбразурный ДОТ 9, расположенный во второй линии обороны Логозовического БРО.

ДОТ 9 в 1930-е годы располагался посреди пашни и имел своей задачей прикрывать КНП 39 с фронта, перехватывая как рокадную полевую дорогу, идущую от Логозовичей через усадьбу Булаево к перекрестку Рижского шоссе с железной дорогой, так и полевую дорогу, идущую от Поддубья в тыл позиции. Эта дорожная сеть сохранилась и в настоящее время.

На фрагменте Схемы Псковской УП [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 2830, Л. 28]*, предположительно 1935 года, видно, что ДОТ 9 с левого фланга взаимодействует с ДОТ 9а Нееловского БРО, а перед его фронтом находятся огневые точки 5 и 7.

Две пулеметные амбразуры имели общий сектор обстрела в 113 градусов. Крайний левый азимут обстрела 203 градуса в направлении деревни Золотуха, крайний правый - 316 градусов достигал южной окраины усадьбы Булаево [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 155, Л. 143].

Интересно, что на Схеме существующих сооружений и полевого заполнения Псковского УР по состоянию на 1 января 1939 года ДОТ 9 чуть ли не единственный не имеет подведенной линии связи (может быть, просто забыли нарисовать?) [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 174, прил. карта-склейка]. К 1939 году в Псковском укрепрайоне отказались от структуры из пяти батальонных районов, заменив их пятью ротными опорными пунктами, несколько изменив границы зон ответственности с целью усиления правого фланга за счет ослабления центра. Наш ДОТ 9 стал относиться не к крайнему северному ротному опорному пункту, а к более южному, обороняемому 1-ой пулеметной ротой. Это был опорный пункт с наибольшей концентрацией сооружений на единицу площади.

ДОТы Псковской УП принадлежат нескольким основным типам, но, несмотря на кажущееся сходство, почти все они отличаются формой и деталями. Это связано с индивидуальной посадкой каждого сооружения на местность с учетом рельефа, выбором наиболее эффективных секторов обстрела в системе укрепрайона, а также вероятного направления артиллерийского огня противника. Последнее крайне важно для определения конфигурации и толщины бетона.

Для получения общего представления об устройстве огневой точки возьмем исполнительный чертеж ДОТа 1. Несмотря на то, что ДОТ 1 построен на год раньше и на момент составления чертежей не имел амбразурных узлов, чертеж неплохо передает основные особенности конструкции. Скорее всего, исполнительные чертежи по Псковской УП делались постфактум. Эти выполненные цветными чернилами на качественной полупрозрачной бумаге под лен чертежи неплохо сохранились в архиве и представляют собой настоящие произведения чертежного искусства середины 30-х годов прошлого века.

Устройство ДОТ 9 в общих чертах повторяет ДОТ 1 и хорошо видно на его исполнительном чертеже 1935 (?) года [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 2826, Л. 5]

Снарядостойкость сооружения рассчитывалась как обеспеченная от однократного попадания 6" осколочно-фугасного гаубичного снаряда и определялась по тогдашней классификации как М-2. Толщина фронтальных стен составляла  около 1350 мм, а покрытия с противоотколом - 900 мм. На чертежах хорошо видно устройство арматуры, ее характеристики и приемы обвязки. Также даны размеры всех вводов для проводов, кабелей и вентиляции.

Давайте осмотрим огневую точку в натуре, подойдя к ней с тыла.

Сразу бросается в глаза наличие небольшой бетонной пристройки слева от входа в сооружение. С подобной конструкцией мы ранее не встречались в Логозовичевском БРО. Это пристройка для размещения фильтровентиляционной установки, места для которой внутри сооружения не хватило, а «бюджетное» размещение фильтров в ямах в псковском УРе было невозможно по причине высокого уровня грунтовых вод.

За ДОТом виден сектор обстрела. Вдалеке деревня Поддубье и другие огневые точки первой линии.

В период оккупации на этом поле располагался немецкий полевой аэродром, а после войны здесь садилась сельскохозяйственная авиация. По неподтвержденным данным, во время войны в районе деревень Острая Клетка и Золотуха располагались склады с артиллерийскими снарядами и авиабомбами. Находки снарядов в этом районе не редки.

ДОТ 9 с этого же ракурса, но снятый весной после пала травы. Смотрится намного лучше, хоть и не так живописно.

Вдалеке справа виднеется одинокое дерево на месте бывшей усадьбы Булаево.

Пристройка фильтровентиляционной установки.

В Справке по Псковскому укрепрайону от 11 августа 1933 года в Разделе V «Конструктивные и технические недочеты» отмечается, что 26 ОТ (постройки 31 года) при проектировании не предусмотрено противохимическое оборудование и полное охлаждение пулеметов. Необходимо сделать выносные помещения, на постройку которых необходимо 40 000 руб.

В разделе VI «Состояние и недочеты оборудования» отмечается, что фильтров и перископов - нет. Вентиляторы получены полностью[РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 156, Л. 114]. 

Через квадратный проем, когда-то защищенный дверью, заглянем вовнутрь. Внутри уныло и пусто.

Начинаем обходить сооружение по часовой стрелке. С этого ракурса хорошо виден продух сквозника.

Крайняя левая амбразура и продух сквозника.

Вид на ДОт со стороны левой амбразуры.

Зимний вид сооружения со стороны фронта.

Тот же ракурс после пала травы. На бетоне ДОТа видны отметины от стрелкового оружия. Скорее всего, это не боевые повреждения.

Правая амбразура сооружения. Над ней крупные выщербины от пуль.

Завершаем наш обход у входа в сооружение.

Теперь вскарабкаемся на покрытие ДОТа и осмотримся. Вид на пруды бывшей усадьбы Булаево и деревню Поддубье на дальнем плане. Если приглядеться, то перед прудами можно увидеть полевую дорогу, которую своим правым пулеметом перехватывал наш ДОТ.

На покрытии находим обсадную трубу перископа. ДОТы постройки 1932 года все без исключения комплектовались перископами. Броневая крышка отсутствует.

История с маскировкой сооружений Псковской УП длинная и тянулась практически весь период ее бытования.
Первоначально ОТ замаскировали под сараи. Вот что указано в Акте комиссии по приемке Псковского УР от 15 августа 1932 года [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 109, Л. 5]**: «Маскировка в основном под сараи, но они сделаны из досок стандартного типа, не принятого у местного населения». Вообще маскировка поставлена неудовлетворительно.

В Справке по Псковскому укрепрайону от 11 августа 1933 года отмечается, что под холм замаскировано 17 ОТ и еще 33 ОТ замаскированы под сарай. Маскировка плохая. Сараи местами демаскируют. Холмы надо делать положе, под местность и некоторые обсадку. На маскировку необходимо 54 000 р. (переделать под холмы и обсадку 18 ОТ по 3 000 р.) Вместе с тем в разделе «Тактические недочеты» отмечается, что район и точки выбраны и построены грамотно. Планировки не требуется. [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 156, Л. 114]. 

В 1939 году ситуация практически не улучшилась.

В спецсообщении зам. нач. ОО НКВД ЛВО - капитана Госбезопасности Самохвалова от 7 февраля 1939 г. на имя Комкора тов. Хозина отмечается следующее:

10) Большинство долговременных огневых точек находится на открытой местности. Подходы к ДОТам значительно демаскируют их. В мае м-це с.г. по директиве Военного Совета ЛВО, Командование дивизии наметило расположение подходов к ДОТам, но ничего реального в этом отношении не сделано.

11) 12 долговременных огневых точек замаскированы под холмы, которые недостаточны. Так, во время обстрела над амбразурой устанавливаются тяжелые козырьки из 2-х дюймовых досок, которые засыпаются песком толщиной в 25-30 см. В случае, если попадет снаряд в холм, то козырек отвалится и засыплет амбразуру. [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 174, Л. 4-5]. 

Вероятно, результатом этого спецсообщения и последующего «разбора полетов» стало письмо от 2 апреля 1939 года командира в/с 4375 комбрига Евстигнеева в адрес командующего войсками ЛВО командарма 2 ранга тов. Мерецкова. Причем это уже было третье обращение за разъяснениями. В частности в документе в длинном перечне вопросов на первом месте стоят проблемы маскировки и отмечается:

I. В системе Псковского У.Р. имеется 30 ДОТ с маскировкой под строение /сарай/ и 20 ДОТ с маскировкой под холм. Я хочу получить ответ: как поступить на случай военных действий, т.е. разбирать ли маскировку /сарай и холмы/ или оставить так как они есть сейчас.
если всю маскировку /сарай и холмы/ разобрать, то обнаружится вся система ДОТ, которая была скрыта в течение многих лет, если оставить систему маскировки, то возможны случаи завала и загорания от попадания снарядов, в результате чего ДОТ не будет в состоянии работать.

Мое мнение - необходимо систему маскировки разбирать, и все точки в данное время обеспечить маск-сетями. Второй вариант: всю систему маскировки заменить на легкую маскировку, т.е. построить дощатые сараи легкого типа, с таким расчетом, чтобы их можно было легко разобрать, но и в этом случае необходимы масксети. [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 174, Л. 9-10]. 
Покрытие ДОта обсыпано грунтом, который удерживает бетонный бортик. Здесь же валяются фрагменты проволоки растяжки и кол от крепления маскировки сооружения. Что интересно, при обходе сооружения снаружи мы не увидели ни одной торчащей из бетона петли для крепления маскировки. Это тоже особенность сооружений постройки 1932 года или их под корень срезали мародеры?

Пройдем вовнутрь сооружения. Даже отсюда видно, что внутри сохранилась краска двух цветов. Возможно, это уже послевоенное использование сооружения в аэродромном хозяйстве.

Над дверным проемом видны отверстия креплений неизвестного назначения.

Входной проем обычно прикрывался железной противоштурмовой решеткой, через которую можно было стрелять, но нельзя было забросить гранату или взрывчатку. При отсутствии на складах штатных решеток, в псковских ДОТах устанавливали деревянные.
На фото навес для противоштурмовой решетки с почему-то выбитым вокруг бетоном. Или это конструкция от послевоенного использования сооружения. Мне все-таки представляется, что решетка должна открываться в другую сторону.

Деревянная закладная для крепления коробки противоштурмовой решетки. Слева вверху виден фрагмент противооткола сквозника.

Амбразура обороны входа. Здесь она расположена на уровне пояса входящего человека, а не напротив его ног, как было в сооружениях 1931 года.

Заходим в сквозник и оглядываемся.

Интерьеры сквозника. Решетка на продухе отсутствует, так же как и тяжелая герметичная дверь на входе в боевой каземат. Все стены сквозника и противооткол на потолке испещрены отметинами от осколков - результат уничтожения боеприпасов после войны.

Проход в каземат. От дверной коробки практически ничего не осталось.

Вид на проход в каземат изнутри.

Боевой каземат. Вид от входа. Слева виден срезанный мародерами противооткол. На обоих амбразурах отсутствуют броневые заслонки.

Осмотрим левую амбразуру, она отличается от увиденного в других сооружениях своей конструкцией.

Это классический амбразурный узел П-31 заводского производства, закладные части которого устанавливались в ДОТ при отливке. Внизу остатки крепления деревянного пулеметного станка СТАД. Немного непонятно отсутствие щек амбразуры. Если их действительно изначально не было, то вполне возможно, что и этот узел ставили после отливки ДОТа или, может быть, он не комплектный.

Общий вид амбразурного узла П-31, станка СТАД с установленным на нем пулеметом системы «Максим».

На амбразурном узле закреплена рамка герметизирующего пулеметного приспособления (ГПП), обеспечивающего работу расчета внутри ДОТа без противогазов в условиях применения противником отравляющих веществ. Видите выступы в верхних частях боковин? Как раз благодаря им и входящему в комплект амбразурному узлу стального прута сантиметра три толщиной заслонка крепилась в открытом положении. Кроме того, в комплект узла П-31 входили специальные ключи под болты с квадратной головкой крепления боковин. Благодаря этому инструменту можно было изнутри разобрать узел в случае необходимости и воспользоваться пулеметной амбразурой в качестве аварийного выхода.

Ситуация с ГПП в псковском УРе была также неблагополучна.

В спецсообщении зам. нач. ОО НКВД ЛВО - капитана Госбезопасности Самохвалова от 7 февраля 1939 г. на имя комкора тов. Хозина отмечается ряд существенных недочетов:

1) Оборонительные сооружения на 60% не обеспечены от химического нападения из-за отсутствия герметизированных амбразур.

2) На имеющихся двух командных пунктах нет герметизации, нет станков для пулеметов и пушек.
...

5) Из всех имеющихся долговременных огневых точек только на 19 поставлены герметизационные пулеметные приспособления ГПП, остальные точки не защищены от проникновения отравляющих веществ, т.к. в них не однотипные амбразуры и к ним стандартные ГПП не подходят. - В настоящее время делаются планки для возможности применения стандартных ГПП. [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 174, Л. 4]. 
Поняли проблему? Стандартные ГПП не подходили для импровизированных узлов в ДОТах постройки 1931 года. А вот в этот ДОТ подходили и были установлены.

Что касается укомплектованности сооружений Псковской УП оборудованием, то в сравнении с вооружением (где наблюдались даже некоторые излишки) дела тут обстояли не лучшим образом. Так, на 1 января 1938 года в укрепрайоне из 110 ГПП в наличии было только 48, из 6 ГПН не было ни одного. Из 48 положенных по штату перископов для пулеметных точек в наличии было только 10. Не хватало различных вентиляторов, электромоторов их приводов, шлангов системы охлаждения пулеметов, обсадных труб перископов. Зато был переизбыток ФПУ-50 - 318 комплектов против штатных 244. [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 169, Л. 19].

Остатки станка.

Вид на эту же амбразуру в марте 2015 года. К сожалению, очередные мародеры сорвали остатки герметизирующего приспособления.

Вторая амбразура утратила герметизирующее приспособление давно. Обратите внимание на нишу, куда уходила коробка для ленты при стрельбе в крайнем левом положении пулемета. В отличие от огневых точек постройки 1931 года, здесь ниша отлита изначально, а не вырублена впоследствии. Правда, не совсем понятно отсутствие противооткола в ней.

Правый амбразурный узел укрупненно.

Правая стенка сооружения с остатками скамейки и деревянной закладной. Вверху видна обсадная труба перископа.

Остатки откидной скамейки.

Тыльная стенка ДОТа, на которой крепилась система подачи воздуха в сооружения и отсоса пороховых газов. Слева вверху остатки ружейной заслонки обороны входа РЗ-31. Обратите внимание на штатное утолщение фиксатора запора, позволяющее более надежно фиксировать заслонку и избегать ее самопроизвольного открывания при сотрясении.

Обсадная труба перископа с петлей фиксации ручки привода броневой заслонки. Сама ручка отсутствует.

Противооткол каземата также поврежден осколками в процессе уничтожения боеприпасов в послевоенный период.

Подведем итог: ДОТ 9 легко доступен для осмотра и безусловно интересен для любителей военной истории в комплексе с расположенным рядом КНП 39 и остатками усадьбы Булаево. ДОТ представляет собой классический образец когда-то полностью укомплектованной огневой точки постройки 1932 года.
 

* - документ любезно предоставлен Олегом Тульновым (Санкт-Петербург)
** - документ любезно предоставлен Владимиром Каминским (Беларусь)

Алексей Старков

Зимние фото сделаны 8 января 2009 года

Летние фото - 23 мая 2009 года

Весенние фото сделаны 26 марта 2015 года

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Культура / Краеведение
опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 336 человек