Здоровье / Интервью

Главный врач Невельской РБ: Наступит время, и будем вспоминать госзаказы и стандарты лечения как что-то странное

03.04.2013 16:34|ПсковКомментариев: 38

Тема здравоохранения всегда волнует людей. Вот и перемены, произошедшие в руководстве Невельской районной больницы, вызвали повышенный интерес у жителей района. 4 февраля этого года на должность главного врача заступил Валерий Василевский. Вся его трудовая биография связана с Невелем. После окончания Смоленского медицинского института В. Василевский с 1983 по 1986 годы был преподавателем Невельского медучилища, затем в течение двенадцати лет работал врачом-хирургом, а с 2004 года – заведующим хирургическим отделением районной больницы. В декабре 2011 года невельчане избрали Василевского депутатом областного Собрания. Интервью с новым главным врачом Невельской РБ публикует районная газета «Невельский вестник».

- Валерий Михайлович, наверное, чтобы войти в курс дела, на первых порах рабочий день выходил за рамки обычного и приходилось подолгу задерживаться на работе?

- Чтобы вникнуть во все тонкости организационной работы, не только 10-15 часов в день, но и пятнадцати месяцев будет мало. Первые месяцы, да и последующие, останутся довольно-таки сложными и напряженными и, не побоюсь этого слова, трудными для меня, потому что окунулся в сферу деятельности, к которой был мало готов. Это в корне отличается от лечебного процесса. Хотя я по должности главный врач, но на лечебную сферу, оказание помощи больным в этом качестве можно влиять только организационными решениями, а не личным своим участием. Верхушка айсберга, может, и вырисовывается, но основная его часть остается пока под водой. Специфику этой работы, наверное, можно познавать и изучать долгие годы и, пожалуй, нет такого главного врача, который, отработав большую часть своей жизни руководителем, сказал: «Я знаю все трещины, все впадины подводной части этого айсберга». Жизнь постоянно вносит свои коррективы: что было актуально вчера, сегодня меняется, появляется что-то новое, и к этому надо приспосабливаться, изучать, чтобы организовать жизнь такого большого коллектива как районная больница. На сегодняшний день у нас работают 402 человека.

- Поясните, пожалуйста, какие изменения произошли в системе оплаты труда медработников?

- Заработная плата сейчас не назначается, а ее надо заработать. До больницы доводится определенный объем государственного заказа для оказания медицинской помощи. Это значит, что необходимо определенному количеству больных оказать стационарную, амбулаторную помощь, осуществить столько-то выездов «скорой помощи» и так далее. Все это регламентировано цифрами. Не выполнить этот заказ - значит, недополучить предусмотренные под заказ государственные деньги. Перевыполнение заказа тоже не очень хорошо, так как не заложены дополнительные средства на оплату медицинских услуг, оказанных свыше нормы.

Нужно организовать работу так, чтобы каждый специалист на своем месте знал точно свои обязанности, объем своей работы и старался ее выполнить. Отделения стационара по такой программе работают уже несколько лет, а вот поликлиника перешла на эту систему только в этом году. Естественно, надо было время, чтобы все врачи вникли в суть новаций и поняли, что если они не выполнят госзаказ, то останутся на одном окладе и не получат стимулирующих выплат. Причем нагрузка на врачей остается очень высокой, а заработная плата в разы меньше, чем в крупных городах, не говоря уже о мегаполисах.

- Наверное, это играет решающую роль в том, что районная больница испытывает дефицит  врачебных кадров?

- Да, одна проблема влечет за собой другую. Естественно, выпускники медвузов сюда едут неохотно, потому что в большом городе и зарплата, и инфраструктура на другом уровне, хотя в последние годы государство и стало оказывать социальную поддержку молодых специалистов, приезжающих на периферию. Но в этом случае врачи должны быть в возрасте до 35 лет. Но если, к примеру, решится к нам приехать специалист чуть старше по возрасту, на такую помощь он уже не сможет рассчитывать. На мой взгляд, если решили заполнить периферическое здравоохранение кадрами, хотя бы на первом этапе надо было бы государству изыскать резервы, например, поднять возрастной ценз до 45 лет. Что бы ни говорили про высокие технологии в медицине, все равно в основе стоит специалист.

- Тем не менее, мы слышали, что недавно в больнице появились два новых врача, так ли это?

- Да, к нам на работу приехала молодая семья врачей из Таджикистана, мы предоставили им жилье. Он – невропатолог, она – акушер-гинеколог. Но для того чтобы врачи из другой республики смогли начать работать в этом качестве, по российским законам им необходимо сдать экзамен на соответствие специальности и получить сертификат российского образца. На это уйдет сколько-то времени. Если же в дальнейшем (из области фантастики) к нам еще приедут новые врачи, встанет вопрос с жильем. Радует то, что глава района Александр Юрьевич Ващенков высказался за готовность принять участие в решении этой проблемы.

На сегодняшний день районной больнице необходимы 26 врачей, включая врачей «скорой помощи» и офисной практики. Сейчас работает 48 врачей, из них пенсионеров по возрасту 22 человека. А ведь для того чтобы выпускник мединститута стал настоящим специалистом, требуются годы. Вспоминаю, как я, отработав год или два, спросил у Анатолия Васильевича Киселева (на тот момент он был главным врачом ЦРБ), получится ли из меня хирург. Он ухмыльнулся и сказал: «Знаешь, Валера, чтобы понять, что из тебя получится, надо еще лет восемь отработать».

Конечно, другие специальности требуют меньшей подготовки, тем не менее, это так. Сейчас в медицине нас подводят под стандарты, но это противоречит здравому смыслу. Думаю, наступит время, и будем вспоминать госзаказы и стандарты лечения как что-то странное. Развалить старую систему можно быстро, а построить что-то новое, - на это нужны годы и годы. Надо отдать должное системе советского здравоохранения: она была жизнеспособна, и на ней во многом основывается российское здравоохранение. К примеру, Куба сохранила советскую систему здравоохранения, при этом применив новые технологии, и доказала, что эта система - одна из лучших в мире.

- И все-таки, есть потенциал у нашей больницы?

- Врачи, которые у нас остались, все высококлассные специалисты. Самому молодому из них, Ольге Александровне Голубевой (врач-терапевт сельского участка), чуть больше тридцати лет. Остальным около 50 или немногим больше. Считаю, это возраст расцвета профессиональной состоятельности, поэтому потенциал, конечно, есть. И технически мы оснащены довольно-таки неплохо. В больнице хороший диагностический центр с современным оборудованием, есть отличный рентгеновский аппарат «Сименс», у которого высокая разрешающая способность в цифровом исполнении. Практически завершена компьютеризация больницы. Кстати, в одной из первых среди районных. Сначала все это шло с трудом, а теперь понимаешь, как это облегчает работу с документами, экономит время. У нас, единственных из районных больниц, есть лапароскопическая стойка.

- Шли разговоры о ремонте старого корпуса. Он начнется?

- Ремонт планируем. Здание построено в начале прошлого века, капитального ремонта не было и нуждается в реконструкции. Она пройдет в несколько этапов. Объем работ - больше 80 миллионов рублей. Деньги областного бюджета. Первый этап – около 40 миллионов. Но есть одна трудность. Здание является памятником архитектуры, поэтому вносить какие-то капитальные изменения запрещено. В то же время, если оставить все как есть, помещения не подойдут под новые СанПиНы (санитарные правила и нормы). Надо будет найти такое решение, чтобы и корпус сохранить как памятник архитектуры, и чтобы он был удобен для работы и больных. Проектно-сметная документация практически готова, сейчас составляется техническое задание, и мы пытаемся внести определенные коррективы. Возможность перевода отделений в другое место есть. К примеру, хирургическое будет располагаться в новом корпусе на третьем этаже.

В рамках модернизации здравоохранения по «дорожной карте» (программа по защите пострадавших в ДТП) в этом году в нашей больнице на базе приемного покоя будет создана противошоковая палата (по сути, это малая операционная), куда начнут поступать пострадавшие в ДТП. Здесь больной будет получать помощь и минимум исследований, потом на лифте подниматься на третий этаж - в нормальный функциональный блок для дальнейшего лечения.

Следуя здравому смыслу, хотелось бы так оставить, а не возвращать хирургическое отделение на прежнее место. После ремонта в нем на втором этаже разумнее было бы расположить в одном крыле родильное отделение, в другом – детское, а первый этаж сделать административно-хозяйственным. Чтобы осуществить такой вариант, необходим дополнительный вход в здание. Это не испортит фасад исторического здания, лестница будет с задней стороны. Удастся ли? Покажет время.

- Валерий Михайлович, а как обстоят дела со средним медперсоналом?

- Сестринскими кадрами больница пока обеспечена, а с фельдшерами, особенно на ФАПах, - просто беда. На сегодняшний день они работают (и то по совместительству) только в 22 из 28 ФАПов. В этом году будем строить два модульных ФАПа - в Сыроквашине и Кошелеве. Проектно-сметная документация готова и находится на согласовании в комитете здравоохранения области. Встает вопрос: кто там будет работать?

У меня другое видение этой проблемы: создание не модульных, а мобильных ФАПов (по типу армейских), где на базе ГАЗ-66 размещается фельдшерский пункт, где есть полное оснащение, все предусмотрено для нормальной работы, помещение отапливается. Фельдшер вместе с водителем, он же одновременно и санитар, приезжает в населенный пункт и ведет прием больных. Закончив прием в одной деревне, фельдшер едет в другую. При нашей отдаленности деревень, при трудностях, связанных с транспортом, удалось бы решить многие вопросы медицинского обслуживания сельских жителей. При необходимости больного с приема можно привезти в больницу. Считаю, что это обошлось бы дешевле для государства, чем за несколько миллионов строить модульный ФАП, который будет стоять, как памятник, если там некому будет работать.

- Рациональное зерно в этом есть. Свою идею вы уже где-то озвучили?

- Пока только главе района и коллегам по депутатскому корпусу из фракции «Единая Россия» в комитете по труду и социальной политике областного Собрания. Возглавляет комитет Виктор Васильевич Антонов - человек, переживающий за здравоохранение, в недалеком прошлом - главный врач областной больницы. Он с пониманием отнесся к этому предложению.

- И последний вопрос. Какие-либо кадровые перестановки произошли в Вашей команде?

- В моем окружении люди, которые давно работают в организации здравоохранения и, без преувеличения, стали профессионалами с большой буквы. Это заместители главного врача Надежда Михайловна Буйко, Галина Антоновна Медведкова, Татьяна Николаевна Клименко. Им я доверяю, могу на них опереться, у них учусь и никаких.

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Здоровье / Интервью
опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 253 человека