Здоровье / Интервью

«Особое мнение» Виктора Антонова на здравоохранение в Псковской области

05.02.2014 19:30|ПсковКомментариев: 22

Нужен ли нам медицинский факультет? Когда завершится строительство регионального онкологического центра? «Особое мнение» по этим и другим вопросам высказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в Пскове заместитель председателя Псковского областного Собрания депутатов Виктор Антонов.

- Сегодня у нас в гостях заместитель председателя областного Собрания депутатов, глава комитета по труду и социальной политике, а также заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в областном Собрании депутатов Виктор Васильевич Антонов. Давайте остановимся чуть подробнее на онкологическом диспансере. Известно, что федеральная власть на его финансирование выделила 400 млн рублей. Когда они придут к нам в область,  когда начнётся активное строительство центра и когда он будет сдан?

- Я был там в декабре и видел, что здание, где будут располагаться томографы, другое очень сложное, тяжёлое оборудование, тяжёлое в смысле эксплуатации, в том числе по радиоактивности (это оборудование будет располагаться в здании, так называемый каньон), практически готово, и вот-вот в нём начнётся или уже начался монтаж оборудования. Само здание, где будут палаты, кабинеты, приёмы, тоже полным ходом ремонтируется. Денег, в принципе, хватает, но их, как всегда, хотелось бы больше. И я просто уверен, что к сентябрю, к следующему новому году там всё будет в порядке.

Специалисты тоже есть, их готовят. Надо только их готовить на современном уровне, надо их стажировать в хороших клиниках. Я думаю, сдвинемся с мёртвой точки. И те показатели, которые мы имеем сегодня по онкологии, а заболеваемость по области очень высокая – этим обеспокоены не только мы, высокие показатели на всем Северо-Западе, а вот причины этого… учёные до сих пор спорят, почему так происходит. Что касается ранней выявляемости, профилактики рака, об этом мы тоже должны говорить. Здоровье, в первую очередь, зависит от нас самих. В прошлом году очень много говорили о том, что у людей появилась уникальная возможность, впервые в мире, совсем недавно, была изобретена вакцина. Если привить девочку, то она уже в своей будущей жизни не заболеет раком шейки матки. Таких болячек и таких больных у нас в области достаточное количество, и есть смертность. Эту проблему можно решать, правда, вакцина дорогая. В этом году мы эту программу продвигали у себя в регионе, были слушания с присутствием специалистов. Пришли к выводу, что в нашей области действительно это важно, нужно. Я думаю, что в этом году эта тема сдвинется.

- Виктор Васильевич, более 2 миллиардов могла получить наша область в 2013 году на строительство нового перинатального центра, но для этого чиновники должны были предусмотреть возможность софинансирования, выделения земли. По нашей информации, ничего этого сделано не было. При этом, состояние нашего перинатального центра оставляет желать лучшего, и не секрет, что всё больше и больше псковичек предпочитают рожать в других регионах, в том числе в Белоруссии, в Эстонии. Можно ли что-то сделать, чтобы вернуться в эту программу, или шанс упущен?

- Наш родильный дом был построен лет 20 назад. Я помню, как автоматчики перегородили улицу Коммунальную, собаки, забор шестиметровый, и зэки строили перинатальный центр, который мы сейчас имеем. Как они построили, как они его сделали, до сих пор не разобраться, до сих пор там бесконечные ремонты вентиляции, отопления. Горе великое. Это отношение тех людей, которые когда-то были так озабочены нашим с вами здоровьем, здоровьем поколений. Это прошлое, это уже политика, наверное. А сегодня что… я с Вами не согласен. Я знаю, что процесс идёт, и наша область не называлась в списке тех, кто не готов это делать. Я вчера разговаривал с главным врачом перинатального центра, я вижу, что он «заряжен», и у нас обязательно будет новый перинатальный центр в 2015 году.

- Виктор Васильевич, но, помимо технического оснащения, помимо оборудования медицинского, ещё очень важную, порой даже более важную роль играет психологический, человеческий фактор. Многие жалуются на отношение врачей, на отношение специалистов, на отношение среднего медицинского персонала к женщинам, которые находятся в самом прекрасном состоянии в своей жизни. Что можно изменить, что можно сделать в это направлении?

- Это проблема не медицины, не родильного дома, это наша общая проблема. Это проблема и депутатская в том числе, как мы общаемся друг с другом. Вы присутствуете, видите наши отношения, как мы выражаем эти отношения друг к другу, как мы ездим в автобусах и разговариваем друг с другом, как в школах нас воспитывают… Это общество, это наше общество, которое очень много потеряло за эти революционные годы. Не нашло, а потеряло, в плане воспитания. Нравственность, мораль, патриотизм – все эти чувства настолько принижены или размыты, что порой общество теряется, норма это или нет. Вот говорят последнее время о ваших коллегах с радиостанции «Дождь». Для некоторых это тема: ну а что случилось, что это, как это… Это плохо, когда нет границ. Может быть чересчур границы не нужно устанавливать: чёрное и белое. Но и размывать устои государства, размывать вечное, размывать то, что определяет человека, его качества, терять этого нельзя. Отсюда и то, о чём вы спрашиваете. И в наших лечебных учреждениях тоже самое. Как справляться с этим? Для этого, кстати, и вы тоже. Чем больше вы будете поднимать эту тему, чем больше вы будете говорить всем, что там хамство, тем больше шансов, что его не будет. Надо всё это выставлять на вид, я не думаю, что это людям безразлично, даже хаму последнему. Мне очень жаль, что у нас в области слабо развито правозащитное движение пациентов (я вот так это назвал). Есть общественная организация, которая даёт оценку, в том числе и действиям врачей, медицинских сестёр, вообще всего сословия, которое лечит, и в том числе понятиям деонтологии, лечения, качества. Почему-то у нас этого нет. У нас есть солдатские матери, у нас есть защитники чего-то ещё, а вот здесь слабо. А надо бы.

- Виктор Васильевич, недавно в беседе с ректором Псковского государственного университета Юрием Анатольевичем Демьяненко, мы говорили о развитии в псковском университете медицинского отделения. И теперь планируется, что будут готовить медицинских психологов. Может быть, эти специалисты смогут каким-то образом эту ситуацию нивелировать, т.е. может этот мостик между пациентом и врачом будет более человечным.

- Нет, конечно. Нет, ни в коем случае. Видите ли, врача очень долго учат, в том числе существует такая наука – деонтология, которая означает отношение врача и пациента. Т.е. всё это давно прописано, всё это давно было, и ни в коем случае никакой психолог не поможет в этом плане, чтобы обуздать хамство, чтобы как-то настроить врача. Это неправильно, это уже заложено в тех программах, которые есть в медицинских институтах. А медицинский факультет, который есть у нас в университете… я бы это название просто постеснялся вслух говорить, потому что в нашем университете медицинского факультета быть по природе не должно. Что такое медицинский факультет? Чрезвычайно сложная вещь – подготовить врача. Это, во-первых, материальная база. Это не кунсткамера, которую изобрёл и сделал Пётр I в качестве музея. Это морги, это анатомические театры, где должны учиться будущие врачи анатомии, это крупные лечебные учреждения, в которых они должны проходить практику, чтобы видеть хотя бы болезни, которые есть у нас сегодня. Ведь в Псковской области и в Пскове нет возможности лечить очень многие болезни, и мы отправляем больных в Питер, в Москву, мы и увидеть этого даже не можем. А самое главное, зачем? Есть прекрасные институты, есть выпускники этих институтов. Надо задаваться, наверное, вопросом, почему они к нам не едут. Вот это самый главный вопрос. Причём подготовленные, качественные доктора, которые заканчивают столичные вузы, в том числе и жители нашей Псковской области. А мы что подготовим, они все останутся? Нет, конечно. Это коммерческий проект, который есть сегодня, я так считаю, не более того. Время покажет, но я бы очень не хотел лечиться или проходить диагностические исследования у тех, кто учится в нашем университете, потому что в нашем университете подготовить полноценных диагностов невозможно, просто невозможно. Хотя бы поговорим о преподавателях: кто они, откуда они взялись? У нас таких проектов в Пскове и вообще по России сколько хотите.

- Я поняла Вашу точку зрения. Виктор Васильевич, как Вы относитесь к тому, что медицинское образование всё больше становится платным?

- Очень плохо. Есть депутат Селезнёв от ЛДПР в Государственной Думе, он инвалид, очень много общался с медициной, с врачами. Его предложения очень часто хорошие. Одно из предложений, которое мы поддержали нашим региональным парламентом, – запретить обучать людей платно на факультетах, которые готовят врачей и лечебников. Врач – это призвание. Врач – это должен быть конкурс, туда нужно отбирать лучших не по принципу, где дешевле, на какой факультет пойти, а это должно быть желание, прежде всего, и, если хотите, душа у человека должна лежать к этому. Помню, когда некоторые мои коллеги поступали в медицинский институт, проходя огромный конкурс по 5 раз, по 4 раза – имея искреннее желание стать врачом. А когда заплатил и выучился… и ещё заплатил, а потом приходит и говорит, вы мне тут оценки какие-то ставите, а я же заплатил. А мы видим, кстати, у нас соседи новгородцы открыли медицинский факультет, гордятся очень этим, мы видим качество подготовки врачей, которые приходят оттуда. В советское время ещё было заведено: нет ни одного медицинского вуза, где бы готовили врачей заочно, вечерним способом. Только дневной факультет, только 6 лет плюс интернатура или ординатура, т.е. десяток лет. Зачем открывать Америку?

- Виктор Васильевич, но проблема на лицо, потому что в области не хватает порядка 1600 специалистов, и это действительно серьёзная проблема. Как её решить? На Ваш взгляд, что можно сделать в этой ситуации?

- Надо выстраивать систему, которая стимулировала бы, прежде всего, прибытие врачей к нам в область. Это было в прошлые времена, когда выпускник приезжал, и ему говорили, поработай в районе; надо говорить ему, что он за это получит: квартиру, социальные блага, зарплата (причём о ней и говорят сегодня интерны). Я сегодня разговаривал с одним и спросил, поехал ли бы он, допустим, в Новоржев. Он ответил, что с удовольствием, но зарплата 2,5 тыс. долларов. А почему? А он уже посчитал, т.е. он готовит себя на будущее, как это было и в те годы, когда была другая система здравоохранения: три года отработал, потом куда-то едет. Если он качественный доктор, если он подходит, его направляли в ординатуру, он получал специализацию, но ему всегда говорили: после ординатуры мы возьмём тебя в другое, более квалифицированное учреждение, это онкологический диспансер, это областная больница, городская больница, т.е. плановая работа. А сегодня этого нет. Далее, говорят, поедешь в деревню – мы тебе миллион дадим. Интерн сидит, считает и говорит: а что такое миллион? Это 18 тысяч в месяц на 5 лет. Вот и всё, меня это не устраивает. Да, сегодня они вот такие, это наши дети. Говорят, что их это не устраивает, дайте возможность роста. Вы знаете, что некоторые врачи со скорой помощи ездят на дежурства в Питер на скорую помощь. Есть такие или были. Т.е. отдежурил здесь на ставку сколько-то дежурств и едет в Питер тоже дежурит, там платят гораздо больше. А некоторые питерские врачи, я знаю, особенно в отпускной летний период, едут ещё дальше на север, Ханты, ещё куда-то, где платят совершенно другие деньги.

Дефицит медицинских кадров - это беда, её нужно решать комплексно. За счёт белорусов, которые сегодня приехали к нам, мы её не решим. У нас очень много достойных ребят, которые качественно подготовлены и которые учатся. Вот с ними нужно работать. И, конечно, они поедут сюда только на определённых условиях. Да, может быть, это низко для врача, который должен «светя другим сгорать сам» - как говорится в известной поговорке. Всё-таки материальные нормы сегодня на первом месте.

- Ваша точка зрения по поводу платного медицинского образования понятна. А вот насчёт платной медицины, последнее время в регионе появляются коммерческие медицинские учреждения, одно из них нефрологический центр, его открытия ждали пациенты и врачи. Насколько остра проблема проведения гемодиализа для жителей Псковской области?

- Это не совсем коммерческое предприятие. А если уж говорить о коммерции: я пришёл, я заплатил, я получил медицинскую услугу и ушёл – это коммерция. А то, что происходит у нас с нефрологическими центрами, кстати, появился центр и в Великих Луках, это вообще замечательное явление современности. Да, частные лица сделали такой прекрасный центр, но оплату за диализ производит не пациент, а оплату производит фонд обязательного медицинского страхования. И принцип такого сотрудничества частного бизнеса с государством – это сегодня не то что модно, но это и нужно делать, и хотелось бы, чтобы этого было как можно больше у нас в области. Я знаю, что у нас много ходоков, предложений, причём хороших, по централизации, например, лабораторий. Тоже оплата из фонда обязательного медицинского страхования, стоимость анализа известна, понятна. Анализ будет для государства, для области, для фонда стоить даже меньше на сколько-то процентов. Доступность, качество… и самое главное - часть своих забот наша медицина с себя снимет, я имею ввиду государственная, а это тоже хорошо. Что касается частного здравоохранения, я считаю, что у нас в Пскове есть замечательные учреждения, кстати, туда даже очередь, только нужно управлять этим процессом. Сегодня 140 с чем-то у нас различных кабинетов, отделений, учреждений, которые занимаются лечением больных. Я однажды, будучи депутатом Госдумы, пригласил их всех, собрал от операций и до пиявок. Но это надо всё выстроить в систему какую-то определённую. Этим занимается комитет здравоохранения, но у них проблем очень много, насколько это эффективно, трудно сказать.

Что касается гемодиализа, я считаю, что самая большая проблема сегодня – это пересадка органов и тканей для этих больных, для этих несчастных, которые вынуждены по три раза в неделю приходить на эти прекрасные аппараты, в эти прекрасные коллективы, по несколько часов находится там, сеанс гемодиализа проводить, как в народе говорят, очистку крови. Многим из них показана пересадка почки - уже теперь обыденное дело, понятная всем процедура и операция тоже, давным-давно освоенная. И я считаю и знаю прекрасно, что уже в наших клиниках, в той же областной больнице, такие операции можно и могут наши хирурги проводить при определённых условиях. Первое, это донорский орган, это лаборатории, какая-то подготовка. Но это не столь сложно для тех профессионалов, которые есть. Хотя начинать сегодня можно было бы и с другого. Кстати, научные центры Питера предлагали присылать пациентов, они буду оперировать, пересаживать печень, пересаживать почки за счёт квот пациентам бесплатно. Но пока никак. Думаю, что это задача, которую должен в обязательном порядке решить комитет здравоохранения, и причём в ближайшее время, иначе будет просто беда. Беда, и в финансовом плане, да и потом, что же обездоливать тех людей, которые могут получить совершенно другое лечение. Ведь сегодня что делается? Ни для кого уже теперь не секрет, наши люди, которые на искусственной почке, на диализе, едут в Питер или едут в Москву, там прописываются, естественно не бесплатно, платят, причём большие деньги, для того, чтобы сделать пересадку. А Питер предлагает: давайте органы, организовывайте, а мы будем делать вашим больным пересадки. Эту проблему должен и обязан решить комитет здравоохранения Псковской области, в первую очередь, конечно, Потапов и главный врач областной больницы. Это их необходимость, крайняя необходимость.

- Нужны законодательные какие-то инициативы?

- Законодательная база для этого полностью существует, посмелей просто нужно.

- Спасибо, Виктор Васильевич, что нашли время и пришли в студию к нам в «Эхо Москвы» в Пскове. Я напомню, что сегодня у нас был заместитель председателя областного Собрания депутатов, глава комитета по труду и социальной политике, а также заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в областном Собрании депутатов Виктор Васильевич Антонов.

- Всего вам хорошего и будьте здоровы!

Беседовала Лариса Захарова

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Здоровье / Интервью
опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 151 человек