«Деточка, нельзя требовать от жизни слишком многого. И бедный может быть счастливым…», - говорит героиня Ларисы Малеванной в фильме «Интердевочка». Сама актриса тоже больше внимания уделяет духовному, нравственному началу, нежели благам материальным. Во всяком случае, такое у меня сложилось впечатление после беседы с народной артисткой России Ларисой Малеванной.
- Думаю, я очень люблю свою страну, гораздо больше, чем те, кто громко кричит: «Ура-ура! Мы - патриоты!» И очень болею за то, что у нас происходит. И всегда в меру своих слабых сил, а мы, актеры, - люди подневольные, я стараюсь сделать хоть что-то, что бы заставило людей задуматься о том, чтобы не только набить брюхо, не только одеться в дорогие вещи - предел мечтаний многих… Как можно воспитать детей и не водить в театр, не читать им Пушкина по вечерам, когда они еще маленькие? Я этого не понимаю. В таком случае можно вырастить только сытых, здоровых, благополучных идиотов, которые потом друг друга в парадных перережут. Что и случается на каждом шагу.
Тема серьезная, совершенно не праздничная, хотя приехала Лариса Ивановна в Псков именно на праздник - на XIV Всероссийский Пушкинский фестиваль, который в течение прошлой недели будоражил умы общественности нашего города. А.С. Пушкин - это, пожалуй, один из немногих поэтов, о котором мы узнаем еще в раннем детстве, с возрастом у каждого складывается свое мнение, а у Ларисы Малеванной оно однозначно.
- Что говорить о вещах очевидных. Кто это сказал «Пушкин - наше все»? Это так и есть. Без него я не мыслю себе жизни нормального человека. Для меня Пушкин - это возможность удерживать себя и других от свинства, от хамства, от погружения в мир недостойный человека - в сугубо материальный мир, который никогда не может быть самоцелью, это только средство; как и собственное тело не может быть предметом любви и обожания - это всего лишь обиталище души. Но это всем известно, я говорю истины прописные. И фестивали нужны. Смысл жизни любого человека, чем бы он ни занимался - творчество, а фестивали - это квинтэссенция творчества, соединение самых разных людей в едином порыве любви к Пушкину, к поэзии. Для меня фестиваль ассоциируется только с одним словом - радость, радость творчества, восторг. Я помню, одна женщина-модельер как-то сказала: «Я сама сочинила ткань, смотрите, какой пиджачок. Эта ткань составлена из сочетания несочетаемого. Здесь кусочек замши, а рядом кусочек льна и еще кожа с заклепками». Казалось бы - несочетаемые вещи. По такому же принципу я пыталась создать свой спектакль «Граф Нулин и другие».
Уточню. Планировалось, что на фестивале Лариса Малеванная представит спектакль «Граф Нулин и другие», соединяющий, как она говорит, несоединимые вещи: поэмы «Братья-разбойники» и «Граф Нулин», но по техническим причинам этого делать не удалось. И ситуация разрешилась следующим образом:
- В конечном итоге меня убедили приехать одной и прочитать эти произведения. Я подумала: «А почему бы и нет?» Ведь «Братья-разбойники» - это поэма, которую наизусть знают только два человека: Александр Сергеевич Пушкин и я. (Смеется, но продолжает абсолютно серьезно.) Никому ведь не приходило в голову учить эту поэму - она такая страшная. Когда я прочитала поэму много лет назад, поразилась - как интересно: в отпетом негодяе проснулась совесть. Стала припоминать нашу сегодняшнюю жизнь, чтобы увидеть что-нибудь подобное. В нашей жизни ТАКОГО не наблюдается…. В них, современных негодяях, совесть не просыпается, а хотелось бы…. Думаю, как же, что же там было?… Может, не до конца задушенная вера в Бога? Может быть, не до конца убитая душа? Это и давало совести такую возможность: вдруг раз и заговорить в совершенно конченом человеке...
А «Граф Нулин» - шутка, замечательная шутка гения, тут и говорить нечего. Только ленивый не читал «Графа Нулина», но все больше мужчины, а женщины не читают. Мужчины все представляют с позиции мужской: «Ай-яй-яй, какая она плохая, она изменила, да еще все выкрутила так, что и все прикрыла». А мы, женщины, говорим о том, что героиня была воспитана в лучших традициях французского высокодуховного воспитания, и трактуем это произведение с той позиции: «А как ей было ему не изменить, да ему обязательно нужно было изменить. Потому что, во-первых, он абсолютный идиот, а, во-вторых, что за жизнь, когда она сидит и наблюдает за «дракой козла с дворовою собакой». Что это за жизнь? Жизнь, лишенная духовности, естественно, чревата изменами, предательством, выгадыванием каких-то своих мелких шкурных интересов. Любовь куда-то девается, так как люди не умеют эту любовь хранить и выращивать. И получается, что «Братья-разбойники» и «Граф Нулин», в общем-то, об одном и том же. Когда нет духовной пищи, душа разлагается, будь это простые парни - как два брата, или будь высоко образованная Наталья Павловна, ее муж или граф Нулин…
Как ни «богат и могуч русский язык» описать актерский талант на листе бумаги или монитора вряд ли возможно. Да что там говорить, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Народная мудрость, как всегда, права. Зато можно изложить свои впечатления от встречи с интересным человеком или попробовать виртуально воссоздать саму встречу. Конечно, помимо фестиваля и всего с ним связанного, Лариса Малеванная рассказала и о себе.
- В северную столицу я приехала с юга, говорила на «гэ», речь была типичная южная, и училась я на режиссерском, а речью с нами занимались чуть-чуть, полгода. А я всегда хотела быть актрисой. Поэтому слушала, как говорят хорошие артисты по телевидению, слушала пластинки, занималась самостоятельно. И сейчас прислушиваюсь к разным советам. Постоянно присутствует понимание того, что артист - вечный ученик. Артист - он всегда в дороге, всегда в пути. И нет такого - вот, достиг, теперь маститый. Сразу чувствуешь себя памятником, железным или чугунным. Если есть ощущение себя вечным учеником - все будет. А кому это не дано, у того быстро охота пропадет, потому что читать стихи - непростая штука, для этого нужна большая любовь.
Да и вообще, к любому делу, которым ты занимаешься, нужна большая любовь. Взять, например, мыльные оперы или сериалы. Разве уважающий себя человек будет в них сниматься?! Не скажите, как говорит Лариса Малеванная: «Можно доотказываться до того, что вообще перестанут приглашать на съемки». А как ни крути, киношные роли зрителям, как правило, намного известнее, нежели роли театральные. Кто, к примеру, знает, что Лариса Ивановна играла Наталью в «Тихом Доне» на сцене БДТ? А кто знает, что она снималась в фильмах «Проводы белых ночей», «В день свадьбы», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!»?
Про свои роли в кино сама актриса говорит так:
- С одной стороны, бывает, что и тошнит о того, что предлагают, а с другой стороны, когда долго не снимают и приходишь на съемочную площадку - сплошной колотун и нервы. И понимаешь, что профессию утрачиваешь, если долго не заниматься. А профессия актера кино отличается от театральной. Там надо бить без промаха - 2-3 дубля и все, в театре - недели, месяцы репетиций, можно поошибаться, поспотыкаться - привыкнуть. Недавно открываю сценарий: «два человека в черных масках мучают третьего, что-то от него требуют, он не признается. Выстрел в грудь, потом контрольный выстрел в голову. Потом показывают женщину, которая долго рассказывает, сидя за столом, об истории своей семьи». Бездарнейший сценарий, и эти киллеры…. Так уже хочется их низвергнуть. И я, естественно, отказываюсь. Но предлагают другой сценарий, открываю: «человек в черных начищенных ботинках, в черном плаще, с винтовкой в руках поднимается на последний этаж какого-то здания». Я думаю: «О, Боже! Тошнит!», - и тут вижу фамилию режиссера «Александр Хван». Читаю до конца и не жалею. Сценарий был замечательный, там как раз про то, что грязь, в которой люди барахтаются, им самим уже надоела, они уже захлебнулись и понимают, что или какой-то конец, или надо выбираться из этой грязищи. И появилось в людях какое-то раскаяние, о котором я мечтала, читая «Братьев-разбойников», совесть проснулась. Прочитала сценарий и вдруг расплакалась. Мне стало радостно за Россию-матушку, если она вот так, наконец, очухается.
И в заключение нашей беседы Лариса Малеванная предложила совет, который ей подсказал томик стихов Николая Огнивцева. А, надо сказать, актеры - суеверные люди и, как призналась сама Лариса Ивановна, она частенько гадает на книгах любимых поэтов. Итак, «Завет»
Будь высоким, краснощеким,
Крепкогрудым, зоркооким,
Как твой предок-зверолов.
К черту хилых и унылых,
В яму дряблых слизняков…
Елена Дягилева