Накануне в Пскове прошли общественные слушания, посвященные областному бюджету. Ну, опять же, как «общественные»? У нас такие публичные встречи - это экстренная мобилизация чиновников и политиков всех мастей для придания массовости важному мероприятию. Такому, как например, обсуждение Устава Пскова (здесь вообще не оказалась ни одного человека со стороны) или, скажем, того же бюджета.
При этом можно ли ожидать от подобных инициатив чего-то принципиально иного? Вряд ли. Кинь сейчас на улицах клич - мол, приходи честной народ, бюджет будем обсуждать: скорее всего, не откликнется никто. А если и придет какой-то сторонний гражданин выразить свое мнение о проекте финансового документа, то его непременно сочтут сумасшедшим. Самое печальное, что периодически это предположение будет иметь под собой почву.
Поэтому можно смело любое собрание называть «общественными слушаниями», и почти никогда это не принесет организаторам каких-либо проблем. Вот и на сей раз получилось практически то же самое. Хотя нет, наверное, не совсем. Около часа в зале находились какие-то малоизвестные люди, которые повскакивали с мест и убежали, когда их позвал депутат областного Собрания, справедливоросс Олег Брячак.
«Как область будет жить с таким госдолгом? Для меня это предельно непонятно. Андрей Анатольевич, ваше пребывание на территории нашего региона обходится нам колоссально дорого! Это недопустимо. Я не готов участвовать в убийстве региона», - обратился публично Брячак-младший к губернатору Андрею Турчаку и пообещал уйти при любом ответе главы региона.
Тот дал оппоненту длинную отповедь с цифрами и доказательствами, что все не так страшно и что, де, администрация области с честью выходит из финансовых проблем: и с мазутной иглы слезла, и сумму в три миллиарда смогла перекредитовать. Правда, фраза о том, что долг области не превышает собственных доходов, прозвучала как-то не очень убедительно. «Мы стараемся не перейти эту планку и остаемся на уровне 99%», - заявил Турчак.
В завершении ответа Брячаку, губернатор рассказал, что у него нет вопросов по поводу развития Псковской области и что скидывать на кого-то ответственность он не пытается. «Я это на ваш возраст отношу», - поставил «диагноз» выступлению 33-летнего Брячака повидавший виды 37-летний Андрей Турчак.
В литературе есть бальзаковский возраст, а с легкой руки псковского губернатора в псковской политике может появиться термин «брячаковский возраст». Кстати, многие покидавшие вместе с эсером зал люди были младше и значительно младше брячаковского возраста. Что они делали на слушаниях по бюджету - можно только догадываться. В целом демарш выглядел достаточно забавно.
Впрочем, у кого-то сложилось впечатление, что в режиссировании демарша участвовали обе стороны диалога. Например, лидер коммунистов Александр Рогов попал, похоже, в точку, полушутливо спросив Турчака, почему он дал первым слово именно Брячаку. Да и сам губернатор, известный своими агрессивными отповедями конкурентам, был для себя слишком, как бы это сказать… Обходителен и вежлив, что ли.
Кстати, Рогов и еще один потенциальный участник губернаторских выборов Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) были достаточно учтивы, несмотря на то, что у них в «прямом эфире» отнимали проценты протестного электората (по крайней мере, пытались это делать). Коммунист допрашивал администрацию по поводу роста зарплат бюджетникам, роста тарифов ЖКХ и про субсидии сельхозпроизводителям (в народ тема пошла как «вопрос про яйца»), и к чести чиновников, без ответа не остался ни по одной из тем. Правда, в своем выступлении Александр Рогов назвал предложенный документ бюджетом стагнации. С другой стороны, еще несколько дней назад он называл его бюджетом катастрофы.
Лев Шлосберг тоже не пытался всё сжечь, и, кажется, манера двух оппозиционеров быть мягче, чем обычно, выбиралась сознательно. Да и критиковал лидер «Яблока» даже не столько региональные власти, сколько федеральный центр. «Экономика региона стоит на месте. Даже официальный анализ администрации Псковской области говорит, что наша экономика является стагнирующей. Мы получили бюджет принуждения, навязанный регионам правительством России», - заявил лидер «Яблока» и предположил, что главной причиной такого «счастья» стали майские указы президента. Шлосберг, как и Рогов, на удивление не стал «мочить» областную власть главным ее слабым местом – госдолгом (к 1 января 2015 года он составит чуть ли не 14 млрд. рублей), видимо, посчитав, что Брячака было сегодня достаточно.
Андрей Турчак слушал Шлосберга спокойно, без привычного скрежета зубов. Расфокусированный взгляд в сторону говорил, что он думал о чем-то своем, «бюджетном», и, казалось, при словах о майских указах даже готов сдержанно закивать. Но не закивал. Правда, и нравоучительных комментариев после выступления яблочника, от которых губернатору обычно трудно удержаться, он тоже давать не стал.
Еще одним рупором гласности стал председатель комитета Собрания по бюджету, налогам и финансовой политике Борис Полозов, который в нынешнем составе фракции «Единой России» чуть ли не единственный способен выдать критику - публично, во всяком случае. Полозова удивили «минус миллиард» в ЖКХ и «минус 300 миллионов» в культуре на 2014 год. Впрочем, не преминул Борис Геннадьевич и заступиться за областных чиновников: «Я - первый, кто поднял вопрос о росте долгов. И я хочу рассказать вам: мы с Анатолием Копосовым были на заседании Совета Федерации, который рассматривал бюджет на 2014 год. Так вот, 75% субъектов РФ имеют госдолг, равный или превышающий собственные доходы, это сейчас экономическая реальность. Минфину было поручено разработать законопроект, где будет введена ответственность субъекта федерации по госдолгу. В случае превышения суммы собственных доходов вводится внешнее управление Минфина, предлагается губернатору… это самое… Ну, представление и так далее», - рассказал Полозов.
Андрей Турчак заверил старейшину псковской политики, что сокращение финансирования на культуру есть не что иное, как уход из бюджета объектов капитального строительства, а по ЖКХ, по словам губернатора, где-то к марту могут поступить еще 1,5 миллиарда рублей. «Это не попытка переложить эту сумму на Регионального оператора, который будет собирать их с людей, как вы говорите», - улыбаясь, обратился к Рогову Турчак. «И будем говорить!» - пообещал ему Рогов.
Еще одна деталь, в которой губернатор и оппозиция – ну, та, которая не ушла – по сути, сошлись во мнениях, касалась методов работы с государственными программами. «В этом году надо читать два документа: бюджет и госпрограммы. В течение двух месяцев 2014 года мы должны будем привести бюджет с этими программами», - не очень жизнерадостно заявил Турчак, а Шлосберг заметил, что бюджет и программы полностью не совпадают финансово и даже пожалел администрацию – мол, ей пришлось работать в новых и практически форс-мажорных обстоятельствах.
Кстати, на контрасте с Роговым, который большую часть отведенного времени ругал ГТРК «Псков» за сервильность и искажение действительности, лидер «Яблока» в свое трехминутное выступление успел сделать и программное заявление. Его губернатор, к сожалению, не прокомментировал, но за время работы согласительной комиссии еще наверняка успеет это сделать. «Я считаю, что в муниципалитеты должна зачисляться доля налога на прибыль: для Пскова и Великих Лук это могут быть 5% от налогов, для остальных муниципалитетов – 10%. Это всего 320-350 миллионов, но они позволят стимулировать муниципалитеты к развитию бизнеса. Кроме того, нам пора пересмотреть пороговую планку приоритетных проектов (она составляет 100 млн. рублей – авт.) и привлекать более широкий спектр инвесторов», - предположил Шлосберг.
Андрей Турчак возражать (как и поддерживать) не стал. Вообще, губернатор выглядел несколько уставшим. Тем не менее, ему и его коллегам удалось сделать парадоксальную вещь: представить весьма печальный бюджет так, что администрацию захотелось пожалеть. За то, что влезли в долги, слезая с «мазутной иглы», вкладывая деньги в промышленность и сельское хозяйство, непрерывно повышая зарплаты бюджетникам и особенно педагогам. При этом принципиально, на мой взгляд, что предыдущие пару лет Андрей Турчак всегда уверенно заверял, что знает, как рассчитаться с долгами и кредитами. В этот раз он сказал, что у него нет вопросов по поводу развития Псковской области. Понятно, что представить, как рассчитаться с 5 миллиардами, было проще, чем с 14 миллиардами. Тем более, при 800 миллионах рублей в виде процентов за кредиты, о которых напомнил Рогов. Как Псковская область с таким темпом нарастания долгов удержится в рамках требований Минфина, пока сложно представить, но жить все-таки как-то придется. Ну, если что – введут внешнее управление и… это самое.
Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)