Вернувшиеся из послевыборных отпусков чиновники администрации Псковской области устроили сегодня встряску региональной политической системы. Кадровые перестановки – славная традиция, уходящая своими корнями в основание вертикали власти. Однако на этот раз ритуал был соблюден не полностью. У экспертов накануне было легкое ожидание серьезных кадровых перемен. А по факту все оказалось перетасовкой одной и той же колоды. Мало того, центральной темой выступления Андрея Турчака на заседании администрации области стали даже не чиновничьи рокировки, а простая мысль: денег на развитие региона - скажем дипломатично - очень и очень мало. Федеральный центр объявил о необходимости секвестра на 26 процентов. Фактически глава области объявил о грядущих сокращениях финансирования по большинству направлений и, что самое показательное, пресловутой «социалки».
Социальную сферу традиционно, и в особенности в период выборов, пестуют как священную корову, обещают всячески холить и лелеять. В угоду ей бюджеты принято называть «социальными»… Но избирательная кампания позади, и, как предсказывали многие эксперты, региональные чиновники практически сразу приступили к «засучиванию рукавов» и «закручиванию гаек». При этом ничего личного – только бизнес. Конъюнктура окружающего мира внесла свои коррективы в административные планы – лишних денег на федеральном уровне нет, и каждый регион выкручивается во время бюджетного процесса как умеет.
Лейтмотивом выступления Андрея Турчака стали слова «объединение», «сокращение» и «филиализация». Но в воздухе витало другое слово - «оптимизация» в исконно псковском, традиционно-историческом его понимании. И хотя само оно не звучало, его тактично заменяли синонимы, направление будущей вынужденной работы региональных властей сомнений не вызывает. При этом губернатор подчеркивал, что на качестве услуг это не должно отразиться.
...плюс филиализация всей страны!
Во-первых, губернатор объявил о том, что начнется объединение муниципальных образований. Притом разговор идет уже не о волостях, а о целых районах. Об этом, кстати, в администрации подумывают уже с десяток лет.
Андрей Турчак, вне сомнения, продемонстрировал глубокое познание настроений на местах: «Я понимаю, что это вызовет пересуды. Но мы не уйдем от вопроса объединения муниципальных районов. У нас 24 района и 2 города. А население сокращается», - посетовал он, признав, что эта мера будет в обществе непопулярной…
Остается только посочувствовать таким районам, как, например, Усвятский или Плюсский, которые в ближайшее время могут стать простым набором волостей. Если взять пример деревни Карамышево Псковского района, которая еще несколько десятков лет назад была центром одноименного муниципалитета, можно предположить, что ожидает нынешние районные центры. Или посмотреть на Середкинскую волость того же Псковского района, которая была объединена в крупное образование, после чего сельские жители получили массу проблем.
Но что такое административная реформа по сравнению с ключевыми решениями в социальной сфере? Здесь вместо слова «оптимизация» глава региона использовал свежий термин - «филиализация». То есть не закрытие учреждений как таковое, а их объединение с одновременным сокращением управленческого аппарата.
«Сетка Мнацаканяна (руководителя областного управления соцзащиты населения — Д.К.) будет подвергнута ревизии. Речь о закрытии никто не ведет, мы говорим о филиализации, - успокаивал собравшихся Андрей Турчак - Пора уже говорить и о создании медицинских округов. Это не говорит о том, что мы закрываем больницы: мы этого не делали и не будем делать. Но когда у нас в каждом учреждении есть заместитель по хозяйственной части, главный бухгалтер... Мы с вами этого не потянем».
Но самые принципиальные выводы были еще впереди: губернатор продолжил говорить о «большом пласте социальных обязательств, который мы на себя приняли». «Мы должны будем трезво на них посмотреть: меры поддержки и помощи должны получать те, кто в них нуждается. Единым чохом - это подход неправильный и нерачительный. Мы должны выработать новую планку и нормативы. Безусловно, есть защищенные статьи, но часть мер социальной поддержки могут быть либо отменены полностью, либо на них может быть введен мораторий на один, два, три года», - с сожалением произнес Турчак.
«Контрольные цифры министерства финансов говорят о том, что расходы на содержание госаппарата должны быть снижены на 5%, по госпрограммам – до 26%. Вы понимаете, что это очень существенное снижение», - заявил губернатор.
Показательно, что госпрограммы урезаются на 26%, а расходы на чиновников - только на 5%. Почему не наоборот? И вообще, если учесть, что сейчас, как выражаются те же чиновники, регион живет по госпрограммам, то можно констатировать, что финансирование всех отраслей, всех ведомств, сфер и направлений будет сокращено более чем на четверть. А ведь есть еще и государственный долг и проценты по нему…
Покончив с «что делать», Андрей Турчак перешел к пункту «кто виноват». Нет, это не правительство России, и не администрация Псковской области, а нефть и та самая внешняя конъюнктура.
Первая почему-то не вовремя подешевела и, как сообщил глава региона, «за месяц преодолела барьер, в рамках которого формировался бюджет 2014 и 2015 годов». В этом, разумеется, тоже никто не виноват, однако показательно, что на протяжении 2009-2011 годов «черное золото» стоило еще дешевле (цена падала до 38 долларов за баррель против нынешних 88), однако таких сокращений бюджета все же не происходило. В период своей избирательной кампании господин губернатор напоминал, что тот даже неустанно рос.
Что касается второй причины, то тут глава Псковской области был суров. «Это не рыночные механизмы, это внешняя угроза, внешние воздействия. Так было и в 90-е, так было и раньше. ...Но мы подходим к ситуации по-другому. Нам есть, чем ответить нашим «доброжелателям», - заверил Андрей Турчак. Призыва ради этого «ответа» «затянуть пояса» напрямую не последовало, но это было и так ясно из первой части выступления.
В общем, ключевым фактором в сложившейся ситуации губернатор назвал проблему во внешнеполитической жизни страны. Шуток про пармезан и хамон от главы области журналисты не дождались. Как, впрочем, и о «законе Ротенберга», на который у России деньги нашлись.
«Плюшками» балуемся
В связи со сложившимися проблемами «во внешнеполитической жизни страны» стоит рассматривать и часть «революционных» назначений в региональной администрации. Честно говоря, при анализе кадровых перестановок правильнее всего было бы вспомнить крыловскую басню «Квартет» - сделать ее эпиграфом сегодняшнего дня.
Во-первых, под раздачу кресел попал ряд депутатов Псковского областного Собрания, и одновременно это означало, что в исполнительную власть пришли представители оппозиции. В частности, областной спорткомитет вместо Андрея Петрова возглавил член фракции коммунистов в региональном парламенте Иван Штылин, а лидера псковских «жириновцев» Сергея Макарченко и вовсе отправили встать у руля Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Псковской области. Говорят и эсерам что-то «перепадет».
Ряд экспертов сразу связали такой шаг с необходимостью сделать кивок в сторону системной оппозиции. Правда, некоторые добавили, что такие должности в условиях вышеозвученного «безнефтяного» бюджета априори становятся практически «расстрельными», поэтому, что называется, - не жалко. Важно и то, что совсем скоро этот бюджет придется принимать в стенах Собрания. И вот здесь могут возникнуть неприятные крики оппозиции. Точнее, могли возникнуть.
Во всяком случае, иным данные назначения объяснить сложно. Если к Андрею Петрову вопросы действительно были, пусть и не такие серьезные, как в свое время к экс-главе комитета по культуре Александру Голышеву, то назначение Сергея Макарченко вызывает вопросы. Показательно, что, судя по прошедшей в СМИ информации, отставленный с поста гендиректора регионального оператора Сергей Корсаков до «часа Ч» о перестановках не знал. Так или иначе, представить либерал-демократа на такой должности пока достаточно сложно, и кто-то ему уже пророчит судьбу Яна Лузина, в свое время также «отправленного» директорствовать в Институт регионального развития. С другой стороны, и общество, и чиновники называют одной из ключевых проблем ЖКХ коррупцию, а Макарченко позиционирует себя именно активным борцом с ней - вот ему и нашли реальный фронт работ.
Кроме того, стало известно об отставке Георгия Лупандина с поста директора ГППО «Псковпассажиравтотранс»: его место, как и предсказывалось, досталось экс-руководителю Псковской ГТС Александру Гизбрехту. Он пока успел пообещать только одно: приватизировано предприятие не будет.
Что касается остальных назначений, то они, скорее, касались внутренней кухни администрации Псковской области, которая, как кажется, мало повлияет на работу отдельных ведомств (тем более, напомним, без нефти и в окружении врагов).
В первую очередь, руководство региона решило навести порядок в своем политическом блоке и примыкающей к нему медиа-системе, убрав лишние ответвления и схему двойного подчинения данного узла управления двум разным вице-губернаторам. В результате Виктор Остренко лишился своей доли в этом блоке, а именно потерял формальное руководство управлениями внутренней и информационной политики.
Эти функции переданы Роману Романову, который «подрос» до заместителя руководителя аппарата.
То есть весь контроль над информацией вновь сосредоточился в руках Максима Жаворонкова. Правда, он его и не терял.
А вот новым главой управления внутренней политики вместо Романа Романова станет Владимир Шураев. Его, припоминая прежние достижения в должности главы Псковского района, не раз «сливали». Однако он усилил свои позиции в администрации, возглавив ведомство, которое поглотило его бывшую структуру - комитет по местному самоуправлению. Есть ощущение, что сфере МСУ этим шагом тоже очень многое было сказано. К тому же если все скоро сольется и объединится, то и комитет, в самом деле, будет не нужен. Но не стоит забывать, что в 2015 году нас ждут очень сложные муниципальные выборы.
Еще один комитет, который был «слит», - это ведомство по молодежной политике. Не успел его руководитель Александр Егоров на «Эхе Москвы в Пскове» понадеяться, что губернатора устроила работа комитета, как сам комитет перестал существовать и был «пристегнут» к управлению образования Псковской области. А ведь это был один из первых воссозданных назначенным губернатором Андреем Турчаком комитетов.
В качестве резюме кадровых перестановок можно отметить тот факт, что ни одного изменения в составе заместителей губернатора не состоялось (несмотря на то, что это предсказывалось). Таким образом, видимо, общий курс развития области главу региона устраивает. Перетасовали только среднее звено исполнителей и то по принципу «из одного кармана в другой». Осталось, стало быть, дождаться, когда подорожает нефть и рассосется внешняя угроза. Вот тогда и заживем.
Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)