До выборов главы Псковской области остается немногим более суток. Накануне дня голосования 9 сентября Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию обзорную статью в рамках информационно-аналитического проекта «Губернатор-2018». Напомним, что на протяжении многих месяцев мы внимательно следили за развитием событий, тщательно анализировали ход кампании и постоянно держали читателей в курсе происходящего.
Да, на этапе выдвижения партиями кандидатов и прохождения ими муниципального фильтра не обошлось без мини-сенсаций, а ближе к финишу начали разгораться страсти — к поиску незаконных агитматериалов даже подключилась полиция, однако общих оценок это не меняет.
Спринт с барьерами
Начиная итоговый материал, следует напомнить, что губернаторские выборы 9 сентября — досрочные. По графику они должны были проходить только через год, в сентябре 2019-го, когда истекал срок полномочий избранного в 2014-м на пять лет главы региона Андрея Турчака. Однако 12 октября прошлого года Турчак ушел в отставку, после чего уехал в столицу, где получил руководящие посты в Генсовете «Единой России» и Совете Федерации. Временно исполняющим обязанности псковского губернатора президент Владимир Путин назначил Михаила Ведерникова, ранее являвшегося заместителем полномочного представителя президента на Северо-Западе России, а до этого занимавшего аналогичную должность на Северном Кавказе.
Соответственно, возникла необходимость в проведении выборов. Вопреки надеждам, которые испытывали представители оппозиции и многие избиратели, муниципальный фильтр не отменили и не сделали его планку ниже. В силу чего всем выдвиженцам от партий (а самовыдвижение не предусмотрено избирательным законодательством) пришлось собирать более ста подписей муниципальных глав и депутатов в поддержку своего выдвижения. Кроме «Единой России», ни одна другая партия необходимого количества депутатов и глав не имеет и пройти муниципальный фильтр самостоятельно не могла. Руководство регионального отделения ЕР в лице руководителя организации, председателя областного Собрания депутатов Александра Котова выражало готовность помочь всем, кто об этом попросит, объясняя подобную щедрость заинтересованностью в проведении открытых и конкурентных выборов.
При том, что поначалу партиями были выдвинуты девять человек, зарегистрированными кандидатами оказались всего пятеро. Это врио губернатора Михаил Ведерников («Единая Россия»), региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Аркадий Мурылев (КПРФ), депутат областного Собрания Антон Минаков (ЛДПР), руководитель коммерческой компании Игорь Романов («Партия Роста») и индивидуальный предприниматель Сергей Кулаков («Партия пенсионеров России»). Количественно и по партийной принадлежности кандидатов выборы-2018 весьма напоминают предыдущую, четырехлетней давности, губернаторскую кампанию. Тогда претендентов также было пятеро, в том числе кандидаты от ведущих парламентских партий — ЕР, КПРФ и ЛДПР (при этом состав участников полностью поменялся — партии те же, но кандидаты другие).
Впрочем, есть и заметные отличия. Если состав основных участников кампании-2014 был очевиден задолго до ее старта, то в этот раз всё было куда более непредсказуемо.
Из тех, кто ныне являются кандидатами, год назад разве что Антон Минаков мог рассматриваться в качестве потенциального претендента на губернаторский пост (на том основании, что раз он руководитель областного отделения партии — то, вероятно, будет ее представлять; хотя и тут были возможны варианты - например, выдвижение от ЛДПР депутата Госдумы, партийного куратора Псковской области Антона Морозова или регионального парламентария Сергея Литвиненко). Угадать же с прогнозом относительно участия представителей других партий всего год назад, в сентябре 2017-го, было практически невозможно. Кандидат от ЕР — путинский назначенец определился в октябре. КПРФ долго не могла принять решение относительно формата собственного участия в выборах (озвучивались варианты как выдвижения своего кандидата, так и поддержки представителя другой партии — чаще других называлась фамилия руководителя регионального отделения «Справедливой России» Олега Брячака, выступавшего в союзе с КПРФ на прошлогодних выборах депутатов Псковской гордумы). В результате уже на старте официальной кампании, в июне, коммунисты объявили о выдвижении Мурылева, в прошлом — депутата областного Собрания, имеющего успешный опыт участия в выборах в Великих Луках, но при этом все последние годы не ведущего публичной политической деятельности. Брячак же баллотироваться не стал и поддержал врио губернатора Михаила Ведерникова. Руководитель областного отделения партии «Яблоко» Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) , пытавшийся принять участие в губернаторских выборах-2014 и достаточно долго заявлявший о своих планах относительно участия в кампании-2018, в итоге весьма неожиданно отправил на выборы главу Плюсского района Виталия Аршинова. Впрочем, собрать необходимое количество подписей районных глав и депутатов ему не удалось, претендент сошел с дистанции, в результате чего партия оказалась без кандидата. Про представителей непарламентских партий вовсе умолчу: тут в принципе невозможно было предсказать, какая из них пойдет (или — кого отправят) на выборы, не то что назвать имя никому неизвестного кандидата.
Выборы главы государства состоялись в марте, и до их окончания все силы основных политических сил были сосредоточены именно на этом марафоне, имевшем большое значение и для команды Михаила Ведерникова, и для руководителей региональных отделений ведущих российских партий. Таким образом, неофициальная губернаторская кампания началась фактически только в апреле, менее чем за полгода до дня голосования, и это принципиально отличает выборы-2018 от предыдущих: все они начинались значительно раньше.
Три этажа выборов-2018
Еще одной особенностью завершающейся кампании стало то, что она проходила, образно говоря, на трех уровнях. На самом верхнем, недосягаемом для прочих участников, этаже предвыборной пирамиды вел кампанию врио губернатора и его команда. О намерении участвовать в выборах Михаил Ведерников объявил в начале апреля. Свою кампанию глава области провел весьма уверенно, развивая очевидные стартовые преимущества. О деятельности врио губернатора — будь то решение многочисленных региональных проблем, рабочие поездки в федеральный центр, встречи с президентом Владимиром Путиным, премьер-министром Дмитрием Медведевым, прием в регионе полпреда президента Александра Беглова и ряда министров — сообщали практически все региональные СМИ. По мнению наблюдателей, такой подход - «Путин-стайл» (присутствие в информационном пространстве благодаря текущей деятельности и демонстрация ее результатов) является лучшей стратегией в агитационно-пропагандистской работе. Таким образом, с одной стороны, на протяжении нескольких месяцев шло детальное информирование населения Псковской области о текущей деятельности врио губернатора в режиме 24/7, ставке на поиск новых решений и инициативу общественников (проект «Команда 2018»). С другой стороны, на заключительном этапе значительными тиражами выпускались агитационно-пропагандистские материалы под слоганом «Сильный губернатор — сильная область» (как продолжение путинской кампании «Сильный президент — сильная Россия») и звучали слова поддержки врио губернатора из уст лидеров общественного мнения. Обе эти линии команда Михаила Ведерникова выдержала до конца. И в этом смысле подходящий к завершению избирательный забег прошел у нас так, как проходит большинство выборов в современной России.
При этом на губернаторскую наложились параллельно идущие кампании в районах: тут, в целом, всё было в соответствии с написанным в Доме Советов сценарием. Впрочем, на муниципальных выборах не обошлось без неожиданностей: особо отмечу скандал с подкупом выборщиков на праймериз ЕР в Псковском районе и решения судов о снятии с дистанции кандидатов от «Яблока» (по заявлениям представителей «Партии Роста»), в связи с чем у наблюдателей появились основания говорить о «зачистке» предвыборной поляны и наступлении новой политической реальности.
Однако вернемся к разговору о трех уровнях кампании. «Этажом» ниже вели борьбу кандидаты от парламентских партий КПРФ и ЛДПР. Псковские коммунисты подошли к выборам фактически без кандидата. Имя представителя партии было названо только в июне. Этому предшествовала безуспешная попытка создать тактический предвыборный альянс с широким кругом оппозиционных объединений и провести праймериз по определению единого кандидата. Как и следовало предполагать, попытка ни к чему не привела: никакой широкой коалиции не появилось, праймериз не провели, выдвинули бизнес-омбудсмена Аркадия Мурылева - «кандидата мира» (был другой вариант — более боевитый второй секретарь обкома партии, депутат Псковской гордумы Дмитрий Михайлов).
Аркадий Мурылев (слева) на мастер-классе легендарного бойца смешанных единоборств Федора Емельяненко
Весь ход кампании подтвердил сложность положения кандидата от КПРФ: Ведерникова он жестко не критиковал, появлялся с ним на различных мероприятиях, потрясти устои и «раскачать лодку» даже не пытался. Главная задача — сохранить за КПРФ второе место и получить поддержку, которая сохраняла бы за Мурылевым статус наиболее перспективного кандидата от КПРФ на региональных выборах.
ЛДПР на выборах представил депутат областного Собрания Антон Минаков. В партии сделали ставку на руководителя ее областного отделения, при котором «соколы Жириновского» в Псковской области показывают на выборах последних лет положительную динамику. Если и были тут опасения относительно того, что региональный координатор ЛДПР будет слабо мотивирован на борьбу, они не оправдались. Антон Минаков провел достаточно яркую кампанию, был активен и всячески демонстрировал заряженность на борьбу - по крайней мере, за итоговое второе место. Насколько оправданы эти надежды либерал-демократа, покажет день голосования. Однако следует понимать, что в этой борьбе с представителем КПРФ за «серебро» господину Минакову придется непросто — электорат коммунистов дисциплинирован, всегда ходит на выборы и в этом отношении у представителя КПРФ всегда есть фора.
Антон Минаков на фоне партийной эмблемы ЛДПР
То обстоятельство, что с главным результатом кампании всё давно понятно, вовсе не означает, что изначально не претендующие на успех кандидаты отбывали номер и выступали в роли статистов — на самом деле перед каждым из них стоят определенные цели и задачи. Очевидно, что в условиях даже крайне предсказуемой кампании у каждого из них на выборах своя цель, своя роль, свое предвыборное «кино» - каждый в этом предвыборном сериале гонится за своим «Оскаром». Даже новички с самого нижнего «этажа» выборов-2018, которых относили к аутсайдерам забега, «карнавалили» и пытались запомниться избирателям. Они могут быть признаны победителями в условных номинациях — скажем, Сергей Кулаков за «Лучший предвыборный саундтрек», имеем в виду тут музыкальное сопровождение кампании — те самые пенсионные частушки».
Кандидат Игорь Романов перед началом радиодебатов
Другой кандидат — Игорь Романов («Партия Роста») - заслуживает небольшого «Оскара» за «лучшие спецэффекты и трюки». Напомним, представитель «Партии Роста» аки Д`Артаньян скакал на лошади, затем выставлял свою ростовую фигуру на всеобщее обозрение. Но центральным событием в кампании кандидата следует признать, конечно же, поездку в самопровозглашенную Донецкую республику. По словам господина Романова, он попал под начинающийся обстрел — отчего особо впечатлительные могли представить, как на фоне взрывов и трассеров пуль кандидат подписывает соглашение о сотрудничестве между Псковщиной и ДНР.
«Крестовый поход»
Обзор событий и явлений избирательной кампании был бы неполным без упоминания линий поведения оппозиционных политиков, оставшихся за бортом губернаторского забега, но при этом пытавшихся оказывать влияние на ход процессов. В первую очередь тут следует упомянуть руководителя регионального отделения партии «Яблоко» Льва Шлосберга. Псковские яблочники в этот раз вполне заслужили награду в номинации «Самый непредсказуемый сценарий». Кто-то с этим конечно не согласится, и скажет: дескать, нашли кого отмечать - «Яблоко», которое пролетело мимо выборов и оказалось у разбитого корыта. Скажут, если и присуждать им премию — то какую-нибудь «Серебряную калошу» за самые сомнительные достижения. С чем-то из сказанного можно согласиться, но — будем справедливы: по части нестандартных ходов Шлосберг и Ко в этот раз оставили позади всех. Это был очень необычный сценарий. Во-первых, неожиданным стало решение отправить на выборы не звезду и любимца либеральной публики Шлосберга, а внешне неприметного и мало известного в масштабах области Виталия Аршинова. Во-вторых, нетривиально выглядел его сход с дистанции: в то время как сам несостоявшийся кандидат объяснял свое решение невозможностью пройти муниципальный фильтр и найденным взаимопониманием в губернской властью, Лев Шлосберг заявлял, что на яблочного кандидата, де, оказывалось криминальное давление и, несмотря на принятое им решение, он остается членом команды псковского «Яблока» (как тут не напомнить, что несколько дней назад господин Аршинов был замечен на предвыборном форуме «Единой России»). В-третьих, неожиданным стала судебная хроника (вначале не по воле яблочников — а потом они сами продолжили этот сюжет). Наконец, в четвертых, весьма нетривиальным оказались последние сцены — призывы Льва Шлосберга принять участие в голосовании, но ставить кресты напротив фамилий всех пяти кандидатов, то есть делать бюллетени недействительными. По мнению экспертов, это решение яблочников оказалось на руку команде Ведерникова, для которой вопрос явки на выборах (читай, их легитимности) является сейчас главным - даже более важным, чем процент голосов за победителя. Операция «Пять крестов», в рамках которой распространяются листовки, привела к подаче жалоб кандидатов в избирком, приходу полиции в офис «Яблока» и возбуждению прокуратурой уголовного дела.
Лев Шлосберг и Виталий Аршинов
Особо следует отметить, что региональная власть, не оказав яблочникам поддержки при прохождении их кандидатом мунфильтра, сделала достаточно рискованный шаг. Необходимо понимать, что никакой угрозы участие Виталия Аршинова (как, впрочем, и Льва Шлосберга) для партии власти не представляло. Опираясь на результаты выборов последних лет (хоть президентских, хоть парламентских, хоть депутатов областного Собрания), можно утверждать: кандидат от «Яблока» получил бы в Псковской области несколько процентов голосов и уж точно не являлся бы конкурентом фавориту кампании. Спрашивается, зачем надо было идти на обострение ситуации и определенные риски? Искать ответ на этот вопрос в плоскости электоральных задач бессмысленно — его там нет. Очевидно, что такой шаг региональной власти — это демонстрация того, что будет с теми, кто не хочет действовать по установленным ею, властью, правилам игры. Иначе говоря, яблочникам указали на их место, уж точно не исходя из вопроса электоральных перспектив кандидатов. Конечно, и раньше с оппозицией особо не церемонились, но сейчас это было продемонстрировано крайне наглядно — чтоб уж ни у кого не осталось никаких сомнений. Между тем сам господин Шлосберг, объявляя свой «Крестовый поход», пытается повлиять на общественное мнение и представить ситуацию так, что в Доме Советов испугались кандидата от «Яблока», который якобы представлял серьезную угрозу. Разумеется, каждому, кто хоть немного интересуется региональной политикой и знает результаты яблочных кандидатов на выборах, слышать подобные утверждения смешно. Забавнее этого только пророчества господина Шлосберга о вероятности второго тура на губернаторских выборах, к чему приведет массовое (порядка 20%) голосование «пятью крестами».
Побочный сюжет
Вопреки прогнозам ряда наблюдателей, в Псковской области так и не стал серьезным фактором выборов вопрос пенсионной реформы. При этом следует отметить, что целый ряд общественно-политических объединений, в том числе КПРФ, ЛДПР и другие, проводили публичные акции протеста против повышения пенсионного возраста. Данная тема так или иначе прозвучала в выступлениях практически всех кандидатов (у представителя «Партии пенсионеров России» Сергея Кулакова она и вовсе была центральной, можно сказать, проходила красной нитью через всю его кампанию).
Сергей Кулаков проводит одиночный пикет у здания областного отделения Пенсионного фонда России
Попытка некоторых политиков (в частности, лидера регионального отделения партии «Родина» Константина Вилкова) разыграть эту карту и придать региональным выборам характер референдума по отношению к пенсионной реформе ни к чему не привела. Более того — для Константина Вилкова это обернулось потерей позиций. Напомним, что поначалу «родинец», планировавший побороться на выборах 9 сентября за пост главы Опочецкого района, подавал недвусмысленные сигналы о поддержке курса врио губернатора Михаила Ведерникова. Однако после того, как несколько наиболее перспективных кандидатов от «Родины» сошли с предвыборной дистанции в районах и на довыборах депутата областного Собрания по округу №12, позиция партии изменилась. «Родина» во главе с господином Вилковым выступила в поддержку кандидата в губернаторы от КПРФ.
Развязка наступила достаточно быстро: Константин Вилков был снят с должности руководителя ассоциации «Псковский лес» с формулировкой «в связи с утратой доверия за использование своего служебного положения в личных политических целях». При этом недавние коллеги по ассоциации особо подчеркнули, что «все дальнейшие попытки Константина Вилкова связать себя с ассоциацией будут восприняты как мошенничество, и компетентными органами будут сделаны соответствующие выводы». Ассоциация же поддержала на выборах действующего главу региона.
Любой, кто мог преследовать такие цели, отсеивается уже на этапе прохождения муниципального фильтра и других предвыборных барьеров. В главном с губернаторскими выборами всё уже давно понятно, и обозреватели могут писать заготовки текстов об итогах голосования, оставляя прочерки только для конкретных процентов, которые поздним вечером воскресенья, 9 сентября, объявит облизбирком.
Александр Савенко