Реплика Константина Калиниченко: Довмонт ли это?

09.08.2023 15:17|ПсковКомментариев: 21

Сегодня в Пскове состоялась так называемая примерка памятника Довмонту. Проект реализуется по личной инициативе автора, скульптора Андрея Мартьянова. Вроде бы нужно порадоваться, как удачно все сходится: и памятник Довмонту, который давно назрел в Пскове, да еще и ни копейки государственных денег не потребовалось. Красота? Черта с два.

 

Буквально неделю назад я писал о том, что малые архитектурные формы в Пскове - это одна большая проблема. Потому что ставятся без внятной концепции пространственного развития города, от случая к случаю. Где место нашлось, там и воткнем. И очень часто город вынужден что-то устанавливать потому, что «это подарили», от подарка отказаться, вроде как, неудобно. Нельзя так делать, не нужно превращать город в безумный лабиринт архитектурных компромиссов.

Прежде всего, место для памятника выбрано категорически неудачное, в сквере около Золотой набережной. У этого сквера и названия-то нормального нет. В свое время там планировали установить памятник солдату Первой мировой, даже основание подготовили, но потом концепция судорожно поменялась, «солдат» этот стоит между двумя вокзалами в Пскове. А оставшийся постамент в народе окрестили «Памятником железному стержню». Вот на этот стержень и планируется насадить Довмонта.

Почему на этом месте? Бог его знает. Видимо потому, что тут есть железный стержень. Ну и центр города близко. Другой логики я, честно говоря, не вижу. А логично было бы установить Довмонта или на центральной площади, если оттуда когда-нибудь уберут вождя мирового пролетариата, или при входе в Довмонтов город. А тут выглядит так, будто этого Довмонта выставили за ворота, причем с черного хода, и вот он стоит там в растерянности, озирается по сторонам.

Что касается самого памятника, то я, конечно, не специалист, смотрю на него взглядом жителя Пскова. Задаю себе вопрос, хотел бы я, как житель Пскова, такой памятник Довмонту? Увы, должен признаться, не хочу. Объясню, почему.

Во-первых, памятник не соответствует масштабу личности. Довмонт - главный князь в псковской истории. Его значение многократно выше, чем, например, Александра Невского. При этом Невский удостоен у нас двух мощнейших памятников, а Довмонт будет вот таким щуплым старичком в полтора человеческих роста?

Модель памятника князю Довмонту скульптора А. Мартьянова

Во-вторых, есть вопросы к внешнему облику. Первая мысль, которая приходит в голову - перед нами, мягко говоря, не герой. И даже не полководец. Довмонт 33 года правил Псковом и, кажется, это рекорд по продолжительности правления. При этом регулярно и успешно воевал до последних дней. Но этот памятник изображает не героического средневекового князя-воина, а, простите, какого-то ветерана на распутье. Не могу сказать, похож ли он на Дон Кихота, но, по-моему, персонажу на постаменте остро не хватает брутализма и харизмы исторической личности.

Если по мелочам, то можно и к пальцам рук придраться. Какой-то скульптурный парадокс в Пскове намечается - у княгини Ольги в исполнении Церетели руки такие, будто она всю жизнь работала кузнечным молотом или боксировала против Джо Луиса. А у Довмонта наоборот, руки, как у, простите, пианиста-эстета.

Ну и главное, повторюсь - нам снова предлагают поставить такой памятник потому, что это подарок, а дареному коню в зубы не смотрят. Дарят - берите и не рассуждайте. И поставьте уже где-нибудь, где место найдется, раз уж все нормальные места заняты.

Я с большим уважением отношусь к скульптору Андрею Мартьянову, видел его работы - это, поверьте, очень хороший скульптор, с хорошей рукой. Но мне кажется, и сам автор, и псковичи должны на ситуацию посмотреть шире. Хороший памятник, только это не Довмонт. Если Пскову нужен памятник главному князю в псковской истории - этот памятник должен быть другой, соответствующий масштабу личности и деяниям персонажа.

Опрос в Telegram-канале «Псковская Лента Новостей»

И последнее. Я тут высказал свое субъективное мнение, которое может не совпадать с мнением большинства. Но посмотрел результаты опроса - псковичи голосуют, в основном, против такого варианта памятника Довмонту. Думаю, власти должны прислушаться к мнению псковичей. И, наконец, серьезно задуматься о пространственном развитии Пскова, чтобы каждый раз установка малой архитектурной формы не превращалась в форс-мажор.

Константин Калиниченко

опрос
Надо ли сокращать школьные летние каникулы?
В опросе приняло участие 193 человека
ПравилаКомментарии 21
Михаил Лукин 09.08.2023 15:28
Гражданин Калиниченко, нехорошо чертыхаться в присутствии святых. Лично мне в целом понравилось, место хорошее. Да и пора Довмонта в Пскове увидеть.
46
Василий Иванович 09.08.2023 16:05
Дельная статья, что редко бывает у данного автора. Жаль, что всё уже решено, и на мнение псковичей власть внимания обращать не будет. Ещё одним уродом в городе станет больше!
12
id0905 v1945 09.08.2023 16:09
...."руки, как у, простите, пианиста-эстета."
===
Как Вы мастерски, Константин, завуалировали слово "онанист" :)))
15
Андрей Дерягин 09.08.2023 16:48
Позвольте спросить, а когда в Пскове появится памятник святому князю Всеволоду-Гавриилу ракка с мощами которого находится в Троицком соборе? Это ему молились и широко почитали псковичи до революции!
8
Александра Шершеневич 09.08.2023 17:22
Это я тогда в комментариях к статье на плн обозвала эти потуги на Довмонта Дон Кихотом.
Сегодня с интересом смотрела фотографии с "примерки" памятника. Дон Кихот и есть. "Вишенкой на торте" стал мешок на голове: заморенного голодом и заточением воина привезли на казнь, не иначе.
Несуразные пропорции. Тоненькая шея и щупленькое тело, которые бы не выдержали доспехов воина. А ведь еще и оружие предполагается, и не для красоты.
А ведь это на самом деле лучший правитель Пскова за всю его историю. Место, где будет находиться памятник, должно быть достойным. И да, возможно вместо памятника Ленину и предложенному фонтану. Довмонт-Тимофей - не сиюминутный герой. Основой эскиза нормального памятника может служить один из эскизов Василия Верещагина, хранящийся в Вятском художественном музее им. Васнецовых. Кто может лучше прочувствовать и изобразить воина, чем художник-баталист и воин в одном лице? У него на эскизах (к иконе, я так понимаю) не гипертрофированный богатырь из сказки, а нормально сложенный воин, ему было кого с натуры писать.
К слову, Псков в центре города мог бы получить своих Петра и Февронию, раз уж в нашей стране снова взят курс на семейные ценности. Вместе с Довмонтом-Тимофеем прославлена в лике святых его супруга, внучка Александра Невского - Мария Дмитриевна, в иночестве Марфа. По некоторым данным под ее руководством была составлена первая редакция жития Довмонта.

14
Александра Шершеневич 09.08.2023 17:31
Хорош барельеф князя Довмонта и на монументе "Тысячелетие России" в Великом Новгороде. Сравнила "нашего" Довмонта с новгородским - печаль и позор, одним словом.
6
Василий Иванович 09.08.2023 17:39
Нет, это даже не Дон Кихот, это Кощей Бессмертный в его лучшие годы!
8
Александра Шершеневич 09.08.2023 17:57
Андрею Дерягину.
Всеволод-Гавриил при всем к нему уважении был князем-строителем, но совсем не князем-воином. И княжил в Пскове всего ничего, как говорится. Битв за Псков не выигрывал. И его память, без сомнения, тоже должна быть увековечена в памятнике, только сейчас речь о Довмонте.
3
Василий Федоров 09.08.2023 20:58
у нас все происходит по указанию, Князь правил Псковом 33г., отбил с Псковичами несколько осад врага, не прпустив их дальше, Александр Н,разгромил немецких рыцарей на Чудском озере, и сравнив эти события истори, очень уж забыт у нас Князь Довмонт, а предложенное искусство-памятник, не хочу обидеть автора, но действительно "СТАРИЧОК из ополчения,и место Князю у ПОКРОСКОЙ БАШНИ на бастионе, где он с воинами бил врага,он будет виден из далека,
3
Игорь Тезнев 09.08.2023 21:18
В 2016 году шесть коллективов участвовали в создании проекта памятника Довмонта. Где эти проекты?
1
Сергей Козлов 09.08.2023 21:39
Полностью согласен с Калиниченко. Событие не рядовое и надо бы посоветоваться с псковичами и не спешить, иначе будет как с памятником Ленину - придет новый губернатор и породит идею переноса. Поэтому место и внешний облик памятника должно затвердить псковское вече. Беда в том, что чужакам, находящимся у руля области это важное дело "до лампочки."
3
Барак Меркель 09.08.2023 23:02
Хотя "каренной" псковитянин Константин и обвиняет постоянно россиян и псковичей в краже своей национальной скрепы: действо перед смартфоном (Шипенко "Текст"), повергает в свои гастролерские ужасы и комплексы - отсутствие брутальности, харизмы, масштабы личности (???) всё же соглашусь с смартфонистом, незачем перегружать центр истуканами. Есть Петровская 51 (центр европейской мысли), "Империал" центр торговли (европеец Хоронен), Телецентр Рижский (телеЦЕНТР). Там "коренно" со своими можно ставить чего хочешь ходить и постоянно деянно передергивать.
9
Владимир Шуляковский 10.08.2023 12:47
заказуха
9
Людмила Мирова 10.08.2023 16:06
Ну что, все высрались, %#$shники? На себя-то в зеркало посмотрите, с вас-то точно никто не будет памятники ваять, сами потому что уДоды те еще! а звездеть вы все горазды, притом сами не в состоянии сделать нормальный, по вашему мнению памятник, вот и молчите в тряпочку!!
19
Федор Ивано 11.08.2023 09:23
давайте теперь город заставим памятниками
2
Анатолий Рахматуллин 14.08.2023 16:55
Господа- товарищи! Часто читаю, но обычно не лезу в подобные дискуссии, но сегодня наткнулся и не смог сдержаться. Диванные критики, которые сами никогда, ничего не делают, всегда любят покрасоваться и позлословить, особенно, когда остаются недосягаемыми за мониторами своих компьютеров. Попробую быть кратким: Я много лет посвятил изучению документов, связанных с личностью Довмонта. Чего достиг Псков при его княжении даже перечислять не буду. Не было у нас князя достойней и благородней! Справедливей и правдивей! Про его воинские подвиги можно рассказывать не один час. Сейчас, хочу лишь возразить оппонентам, которые так сладко язвят по поводу памятника: Во первых, все хотят видеть могучего богатыря... Вы что, фильмов сказочных насмотрелись? Воин не обязательно должен выглядеть как Шварц. Только жилистый, (не массивный толстяк), выносливый воин, может "махать" мечом не один час. Потому и образ выбран такой. Кроме того, у памятника есть абсолютное внешнее сходство с изображением на иконе. Что, на иконе вы его тоже назовёте Донкихотом? Худой, длинный? Скажите мне, какого роста был А.Невский, который смотрел на всех "поверх голов"? (Кстати - он тоже был худ и высок, и был отличным воином) Не буду вдаваться в подробности, но судя по мощам, Довмонт был на пол головы выше Невского! Не буду врать, я сторонник этого памятника и борюсь уже 15 лет за то, чтобы установить его в нашем городе. Вы даже не представляете, сколько писем написано, сколько обито порогов и сколько проделано разной работы. (кому интересно, сохранил и могу показать, взвесил - 7кг, 580гр бумаги)!.. Скульптор Мартьянов больше десяти лет шел именно к этому образу. "ОБРАЗУ" - понимаете? В этой работе нет ничего лишнего, монументальная, классическая скульптура, работы человека с академическим образованием. Все СПЕЦИАЛИСТЫ, высоко оценили данную работу. Здесь - главное слово - СПЕЦИАЛИСТЫ! Люди разбирающиеся в данном вопросе. Лозунг - Вся власть Советам! -здесь увы, не подходит. Уж очень много хочется всем "критикам" сказать, но... Думаю бесполезно. Большинство таких людей неисправимы, только ещё больше будут поливать грязью, и что самое неприятное - получать от этого удовольствие, обвинять в некомпетентности, даже в коррупции! Вы лучше помогите нам! Вы же хотите, чтобы в городе стоял достойный памятник Довмонту? Предложите сами что нибудь! Еще лучше! Оторвите свои "мягкие места" от диванов и помогите! Сваяйте! Соберите денег хотя -бы на материал, посвятите годы своей жизни этой идее, добейтесь разрешений, согласований - год-полтора уходит на один круг! И.... Думаю достаточно. Люди! Будьте адекватными! Старайтесь верить своим глазам, а не провокаторам и тем продажным журналистам, которые выполняют заказы, пытаясь сформировать общественное мнение! (Выставленные фото, очень сильно искажают действительность)
8
Анатолий Рахматуллин 14.08.2023 16:55
Господа- товарищи! Часто читаю, но обычно не лезу в подобные дискуссии, но сегодня наткнулся и не смог сдержаться. Диванные критики, которые сами никогда, ничего не делают, всегда любят покрасоваться и позлословить, особенно, когда остаются недосягаемыми за мониторами своих компьютеров. Попробую быть кратким: Я много лет посвятил изучению документов, связанных с личностью Довмонта. Чего достиг Псков при его княжении даже перечислять не буду. Не было у нас князя достойней и благородней! Справедливей и правдивей! Про его воинские подвиги можно рассказывать не один час. Сейчас, хочу лишь возразить оппонентам, которые так сладко язвят по поводу памятника: Во первых, все хотят видеть могучего богатыря... Вы что, фильмов сказочных насмотрелись? Воин не обязательно должен выглядеть как Шварц. Только жилистый, (не массивный толстяк), выносливый воин, может "махать" мечом не один час. Потому и образ выбран такой. Кроме того, у памятника есть абсолютное внешнее сходство с изображением на иконе. Что, на иконе вы его тоже назовёте Донкихотом? Худой, длинный? Скажите мне, какого роста был А.Невский, который смотрел на всех "поверх голов"? (Кстати - он тоже был худ и высок, и был отличным воином) Не буду вдаваться в подробности, но судя по мощам, Довмонт был на пол головы выше Невского! Не буду врать, я сторонник этого памятника и борюсь уже 15 лет за то, чтобы установить его в нашем городе. Вы даже не представляете, сколько писем написано, сколько обито порогов и сколько проделано разной работы. (кому интересно, сохранил и могу показать, взвесил - 7кг, 580гр бумаги)!.. Скульптор Мартьянов больше десяти лет шел именно к этому образу. "ОБРАЗУ" - понимаете? В этой работе нет ничего лишнего, монументальная, классическая скульптура, работы человека с академическим образованием. Все СПЕЦИАЛИСТЫ, высоко оценили данную работу. Здесь - главное слово - СПЕЦИАЛИСТЫ! Люди разбирающиеся в данном вопросе. Лозунг - Вся власть Советам! -здесь увы, не подходит. Уж очень много хочется всем "критикам" сказать, но... Думаю бесполезно. Большинство таких людей неисправимы, только ещё больше будут поливать грязью, и что самое неприятное - получать от этого удовольствие, обвинять в некомпетентности, даже в коррупции! Вы лучше помогите нам! Вы же хотите, чтобы в городе стоял достойный памятник Довмонту? Предложите сами что нибудь! Еще лучше! Оторвите свои "мягкие места" от диванов и помогите! Сваяйте! Соберите денег хотя -бы на материал, посвятите годы своей жизни этой идее, добейтесь разрешений, согласований - год-полтора уходит на один круг! И.... Думаю достаточно. Люди! Будьте адекватными! Старайтесь верить своим глазам, а не провокаторам и тем продажным журналистам, которые выполняют заказы, пытаясь сформировать общественное мнение! (Выставленные фото, очень сильно искажают действительность)
9
Анатолий Рахматуллин 14.08.2023 17:18
Да, и на эмоциях забыл сказать... Помните, что князь Довмонт был не только воином и защитником. Он был строителем, созидателем и наконец Святым. Потому и образ созданный Андреем Мартьяновым, отображает князя уверенного, спокойного, человека сделавшего своё дело... Ведь не зря латиняне приняли на сейме в Дерпте закон - "Пока жив Довмонт - на Русь не ходить..."
9
Андрей Бениаминов 16.08.2023 00:22
Главный лозунг обсуждения - надо было посоветоваться с Псковичами.
Так ведь советовались, посмотрите ту же ПЛН от 10.12.2021 16:09, от 24.01.2022 15:25, или 16.04.2022 19:30.
Скажем, я лично был в феврале 2022 года на «Смоляная вода» где был представлен макет памятника Довмонту. Интересный момент, ни одной отрицательной реплики не услышал. Только положительные отзывы.
Стоит напомнить, что это памятник не просто псковскому князю, но Святому благоверному князю Довмонту-Тимофею. Я не специалист, но,мне видится, что памятник близок к по стилистике к манере русской иконописи, которой свойственны утончённые черты лица и фигуры, длинные пальцы рук. Я откровенно не понимаю, почему автор статьи и ряд дискутирующих хотят на постаменте видеть "святого амбала" в латах. Впрочем, если вернуться к отклонённым моделям памятников, то ясно почему, именно такие "амбалы в латах" и были отклонены...
Позабавил опрос в ПЛН Телеграмм (ещё бы в Твиттере провели). Опрос претенциозен. Ответы подспудно подразумевают негатив, направляя опрашиваемых к нужному составителю итогу опроса.
И ещё один момент, значительное число отрицательных реплик под материалами о памятнике (не только под этим, но и другими, опубликованными на ПЛН) сделаны с закрытых либо удалённых аккаунтов, что тоже наводит на размышления. Их авторы чем-то напоминают Гюльчатай из известного советского блокбастера.
В общем, и опрос, и "реплика" и реплики под "репликой", весьма похожи на заказняк.
9
Александра Шершеневич 16.08.2023 17:49
Уважаемые Анатолий и Андрей, речь не идет о том, что памятник князю Довмонту-Тимофею должен напоминать, как Анатолий изящно выразился, "амбала в латах". Он должен напоминать о том, что князь, в первую очередь, был воином, защитником. Я приводила в пример эскизы к иконе Довмонта кисти Василия Верещагина (если его имя, конечно же, вам о чем-то говорит), личности куда более известной на данный момент, чем уважаемый Андрей Мартьянов. Воина к тому же, и с воинами много времени проведшего. Разве там "амбал"? Нет! На памятнике 1000-летию России середины XIX-го века Довмонт разве "амбал"? Тоже нет. Просто эти образы более соответствуют князю-воину, чем представленный. Зачем же несогласных с данным проектом оскорблять?
Нам с мужем очень нравится памятник Мартьянова в парке Строителей. Но, наверное, у всех творцов бывают удачные и неудачные проекты. Об этом речь.
И, кстати, на месте, где собираются поставить памятник Довмонту, логичнее бы, на наш с мужем взгляд, было бы разместить памятник князю-строителю Всеволоду-Гавриилу, смотрящему на на Троицкий собор.
1
Александра Шершеневич 16.08.2023 18:18
"Не буду вдаваться в подробности, но судя по мощам, Довмонт был на пол головы выше Невского! "
Простите, уважаемый Анатолий, можно ли узнать, каким образом вы смогли провести такое сравнение мощей выдающихся святых князей?
0