Вступил в силу закон об уголовной ответственности за сокрытие второго гражданства. Жителям некоторых приграничных районов Псковской области, имеющим второе гражданство, нужно будет поспешить сообщить о себе в Федеральную миграционную службу.
Никакого ущемления законных прав и свобод в этом решении нет. В соответствии со статьей 62 нашей Конституции, гражданин может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Принципы современного российского законодательства таковы, что у каждого есть свобода иметь двойное гражданство. Эти принципы были в свое время оправданы тем, что после распада Советского Союза у многих наших граждан родственники оказались в республиках, которые стали зарубежьем. Однако свобода двойного гражданства повлекла массовую добычу иностранных паспортов по совершенно другим, разным причинам и поводам. В Псковской области, особенно в приграничных районах, большое количество жителей обзавелись «синими» паспортами. И значительная часть бипатридов отдала «руку и сердце» соседнему государству из сугубо корыстных соображений.
Как бы то ни было, в глубине души мы все понимаем, что гражданство, гражданственность – это не простая формальность. И какие бы ни были корыстные мотивы у наших граждан, нельзя игнорировать понятия национальной идентичности, народного суверенитета и вообще системы координат, в которой имеет смысл все-таки находиться человеку, если у него есть какое-то чувство ответственности за судьбу детей, внуков, их потомков.
Российское законодательство сегодня дает много свободы. Если в советское время гражданственность понималась как «постоянная правовая принадлежность лица к данному государству», то теперь гражданство – это «устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии права, обязанностей и ответственности». Чувствуете разницу? Никто никого теперь не присваивает, но есть взаимные права, обязанности, ответственность.
Еще Аристотель связывал понятие гражданства с участием в государственном общении ради общей для всех пользы. Порожденные тысячелетиями научных исканий современные представления о взаимоотношениях личности и государства таковы, что статус гражданина немыслим без потенциальной возможности участия в публичной деятельности. Если фактически нет такого участия, если конкретный гражданин не использует эту потенциальную возможность, то государство в этом не виновато, это вопрос его гражданской культуры и цивилизованности, и это никоим образом не снимает с него ответственности за общее благо, которое призвано создавать и охранять государство. И естественно, что сам гражданин в любом случае продолжает рассчитывать на защиту со стороны государства.
Гражданство предполагает чувство человека, что он является частью народа, приобщенность к народу, к национальной культуре, которая во многом предопределяет формирование личности. А народ – это фундамент государственного суверенитета.
Как, исходя из всего этого, понимать наличие у человека двойного гражданства? Он что – чувствует себя одновременно частью еще и другого народа? Он что – приобщен и к другой нации, и к ее культуре тоже? И принимает на себя часть ответственности за общее благо также и в той стране, где он получил второе гражданство?
Пожалуй, чтобы так сидеть на двух табуретках, одна нога тут, другая – там, это в морально-этическом смысле надо все-таки быть двуликим Янусом.
Если же кто-то скажет, что «ласковое теля двух маток сосет», то тем более при чем тут соображения общественной пользы, без которой не мыслится статус гражданина, - не значит ли это, что фактически возникает вообще отказ от гражданственности, от какой-либо идентичности?
И тем более немыслимо такое «раздвоение», когда бипатриды обманным путем проникают в партийные организации и даже органы власти. Обманным – потому что они скрывают свое второе гражданство. Именно этим гражданам российские законодатели по сути указали на выход – из публичной деятельности, из организаций и органов, призванных влиять на судьбу России.
Наверное, этически это правильно. Тем более, что, например, Эстония сегодня демонстративно призывает ЕС вводить антироссийские санкции.
Почему мы должны верить, что лица, которые чувствуют себя частью народа этого государства, ведут у нас деятельность в интересах российского народа, его суверенитета?
Такого рода лицемерие нужно разоблачать, и это в наших общих, народных, интересах.
А бипатридам, которые скрыли свои вторые паспорта, стоит проявить уважение к соотечественникам хотя бы добровольным отказом от публичных статусов, то есть выходом из партийных структур и органов власти и местного самоуправления. Это будет с их стороны достойным решением в сегодняшней ситуации.
Максим Жаворонков, заместитель губернатора Псковской области