И хотелось бы написать, что публичные слушания по проекту бюджета Псковской области на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы получились интересными, наполненными бурными обсуждениями и непредсказуемыми выступлениями, но, боюсь, что это не так. Особых финансовых сенсаций тоже не наблюдалось, ведь начальник государственного финуправления региона обозначила, что в главном финансовом документе следующего года по сравнению с текущим мало что изменилось. Как был бюджет непростым, дефицитным и откровенно иждивенческим, таким и остался.
Правда, впервые за многие годы мы почти подошли к черте бездефицитности и отучаемся жить в долг. В госдолг. Но ликовать по этому поводу никто не торопится, в том же финуправлении очень сдержанно, но намекают - как бы от всего этого хуже не стало.
Вопросы из зала по большей части оригинальностью тоже не блистали. Нет, их было много, и все они были актуальными, о наболевшем, но вряд ли для кого-то в зале они стали новостью, а поскольку в ответ чиновники постоянно повторяют одну и ту же мантру: «Об этой проблеме знаем, проблема на контроле, ждем федеральных дотаций…», то этот «диалог» общественности и власти невольно удручал. И не только меня. Собравшаяся немногочисленная публика начала скучать уже на исходе первого часа, а к концу второго нет-нет, да и слышались призывы разойтись по домам. Некоторые даже демонстративно покидали зал, недослушав всех желающих вставить в бюджет свои «пять копеек». Ох уж эта добровольно-принудительная неравнодушная общественность…
Цифры и факты
Публичные слушания начались традиционно - с обстоятельного выступления заместителя главы региона, начальника государственного финуправления Псковской области Татьяны Бариновой. К слову, президиум был богат на вице-губернаторов: председательствовала первый зам Вера Емельянова, активно комментировал детали и заместитель губернатора Александр Кузнецов. А вот первое лицо региона, врио губернатора Михаил Ведерников, присутствовать на слушаниях по бюджету не смог - уехал на совещание с Путиным и Минобороны. Также в президиуме сидел председатель областного Собрания депутатов Александр Котов.
Что касается выступления Татьяны Бариновой, то вряд ли имеет смысл детально пересказывать все озвученные ею параметры регионального бюджета. Их легко можно найти в открытом доступе, но, чтобы вам далеко не ходить по гуглам, подсказываю - полюбопытствовать можно здесь.
Остановлюсь, пожалуй, лишь на ключевых моментах. Доходы областного бюджета в следующем году ожидаются в размере чуть больше 24 млрд рублей (в 2019 и 2020 годах - 23,94 млрд и 24,38 млрд рублей соответственно). Кроме того, в бюджете Псковской области запланированы так называемые безвозмездные поступления в сумме более 6,9 млрд рублей из федерального бюджета. Как пояснила Татьяна Баринова, в связи с тем, что первоначально из федерального бюджета распределяется только часть целевых межбюджетных трансфертов - остальные средства будут распределены в следующем году, и ожидается, что сумма увеличится на 3,5 млрд рублей. С нетерпением ждем.
На фото: начальник государственного финуправления Псковской области Татьяна Баринова
«По ряду лет мы сделали анализ, как отличался первоначальный бюджет от окончательного. Мы в течение финансового года получаем до 5 млрд рублей финансовых средств из федерального бюджета на софинансирование федеральных программ и в виде субсидий и дотаций», - уточнила Татьяна Баринова. Хочется добавить - да не оскудеет рука дающего!
Что касается расходов областного бюджета, то в следующем году они ожидаются в размере 24,41 млрд рублей (в 2019 и 2020 годах - 23,7 млрд рублей и 23,87 млрд рублей соответственно). Таким образом дефицит областного бюджета в следующем году составит 2,1% от общего объема доходов бюджета или 365 млн рублей. Для понимания, на 2017 год бюджет был принят с двухмиллиардным дефицитом. Ничего себе подужались! Более того, на данном этапе в бюджет на период 2019-2020 годов заложен профицит!
При этом государственный долг Псковской области будет постепенно сокращаться за счет реструктуризации долговых обязательств и замещения коммерческих кредитов бюджетными, о чем в последнее время так много говорят и пишут. Согласно прогнозам, в первые два года госдолг региона сократится на 5%, а к концу 2020 года - на 10% до 86,3%. Для тех, кто позабыл, напомню - размер госдолга у нашего региона в этом году перевалил за 17 млрд рублей. Соотнесите с нашими доходами и оцените, так сказать, масштаб…
Говоря о структуре областных расходов, главный финансист области отметила, что по ряду направлений, таких как здравоохранение, образование, культура, произойдет снижение в сравнении с прошлым годом, но тут же подчеркнула, что связано это с окончанием строительства крупных инфраструктурных проектов. Как говорится, перинатальный центр не каждый год строится, а в 2017-м на него 1,5 млрд рублей было заложено. Рассчитывать на такие вливания и в 2018-м - недальновидно.
Позитивный негатив
Но в целом же тренды кажутся позитивными? Наконец-то будем учиться жить по средствам! К профицитному бюджету идем - не было же такого уже много лет! Но розовые очки лучше отложить в сторону. По крайней мере, Татьяна Баринова определила бюджет-2018 как «непростой», и как раз в связи с тем, что долговые обязательства будут не увеличиваться, а ежегодно уменьшаться.
«Ситуация сложная. Мы понимаем, что при этих параметрах мы уже не можем принять дефицитный бюджет. Те 10%, что мы с вами всегда закладывали в законе о бюджете, а это от 1,5 до 2 млрд рублей, теперь мы закладывать не сможем на те или иные проекты, которые хотелось бы финансировать. Поэтому отбор по дополнительным капитальным вложениям и по софинансированию будет более жестким», - прокомментировала она.
Правда, тут же, для баланса, назвала и позитивный момент. Псковской области в следующем году придется софинансировать все проекты лишь в объеме 7%. Принесли все-таки пользу многолетние выезды в Москву в кабинеты правительства РФ, Минфина и Госдумы!
Что осталось неизменным, так это структура доходов Псковской области. Однако и тут не обошлось без нюансов. По словам Татьяны Бариновой, по налогам на доходы физлиц уважаемые аналитики из Минфина насчитали нам более чем на миллиард больше, чем псковское финуправление в дуэте с налоговыми органами. В министерстве наивно полагают, что у нас зарплаты растут также интенсивно, как и в целом по Российской Федерации, а это, увы, не так.
«Мы неоднократно предлагали разграничивать субъект РФ по самодостаточности доходных источников. Доноров отнести в одну группу, среднеобеспеченных и малообеспеченных - в другие. Потому рост заработной платы, например, у бюджетников у нас не достигается такой же, как у доноров», - отметила Татьяна Баринова.
Что ж, значит, есть еще зачем ездить и ездить в Москву, надо полагать.
Что интересно общественности?
Когда публика наконец-то получила возможность задавать вопросы на какое-то время даже повисла неловкая пауза. В воздухе почти считывалось: «А может не надо?» Ну действительно, полный зал чиновников, конец рабочего дня, всем хочется домой, зачем обсуждать проект документа, в котором еще многие моменты находятся на согласовании? Что-то еще не подписал врио губернатора, а где-то контрольных цифр от Минфина надо до конца декабря дожидаться. Зачем тратить время на «черновик»?
Но в конце концов желающих высказаться набралось с добрых два десятка. Не то, чтобы кто-то надеялся, что по их просьбе бюджет тут же переверстают. Многим просто хотелось обозначить проблему, ну вдруг кто-то ее не заметил в пылу законотворчества.
Однако по большому счету полусонную атмосферу в зале разогнать никто не смог. Жесткий речей не звучало, а критика власти как-то уж очень хорошо камуфлировалась. Даже известный антагонист областных властей, лидер псковских справедливороссов и депутат гордумы Олег Брячак во время публичных слушаний показался мягким и едва ли не добродушным. И хотя в вопросах ненавязчиво звучали колкости: почему дороги в более-менее приличном состоянии в Псковской области начинают ремонтировать, а находящиеся в плачевном состоянии - не торопятся, зачем «Псковавиа» банкротить и продавать, если конструктивнее его сохранить и развить… А в конце «эсер» и вовсе разразился комплиментами. «Обвинил» власти в искренности и готовности решать проблемы!
На фото: выступление лидера псковских справедливороссов и депутата Гордумы Олега Брячака
«Мы понимаем, в какой сложной ситуации находится администрация, какое непростое наследство получил новый руководитель. Неправильно было бы идти в штыковую атаку. Мы не должны скрывать проблемы, мы должны предлагать пути решения, и тогда постепенны мы выберемся из долговой ямы», - высказался он.
Предположу, что все эти реверансы Олег Брячак выдал администрации авансом. А там уж как сюжет разовьется. Помнится, в 2015 году он тоже очень даже хвалил Андрея Турчака за бюджетную политику, а уже в 2016-м показательно, со скандалом, покидал публичные слушания в знак протеста против неэффективного губернатора.
Кстати, ответы власть имущих, на мой скромный взгляд, к особым восторгам не располагали. По «Псковавиа» ведутся переговоры, будет ли продажа акций предприятия, пока решается, окончательного решения по этому вопросу врио губернатора еще не принял. Александр Кузнецов упомянул, что ведется поиск некого мифического инвестора, который теоретически(!) может пополнить авиапарк и тем самым спасти псковскую авиакомпанию.
«Это хороший звоночек, конструктивный подход», - удовлетворился ответом Олег Брячак.
Конкретика ушла
Невнятный ответ получил и депутат-коммунист Петр Алексеенко. Он поинтересовался, предусмотрена ли в бюджете индексация выплат ветеранам труда или она так и останется на уровне 1100 рублей.
Татьяна Баринова предложила отложить этот вопрос на неделю: «У губернатора все на рассмотрении. Ко второму чтению ответ на данное предложение будет внятный и однозначный». Разумеется, никто не взял на себя смелость утверждать, что ответ этот будет положительным.
Общественник Иван Васильев затронул очень важные проблемы, но после того, как он предложил построить в Пскове второй родильный дом, чтобы «роженица имела право выбора для такой важной государственной функции как роды», боюсь, его всерьез уже никто не воспринимал. Тут перинатальный центр достроить не могут вовремя, какое уж тут «право выбора».
Между тем, он указал на довольно серьезные пробелы в жизни областного центра: вспомнил про недавний скандал в псковском роддоме, про закрытие вытрезвителей, из-за чего всех пьяных неадекватов везут в приемный покой несчастных больниц, про разрушающийся Дом Батова в центре города, в котором нашли приют наркоманы и «прочее отребье».
На фото: общественник Иван Васильев
Вера Емельянова в ответ указала на «общую заинтересованность, чтобы подобных скандалов в роддоме больше не возникало». По ее словам, уже принят ряд мер, которые наверняка почувствуют псковички. Что касается вытрезвителей, то это тема – больная, но денег на нее нет.
«На самом деле мы сегодня двигаемся к созданию МБУ, которые будут оказывать помощь людям, находящимся в нетрезвом состоянии и нуждающимся в изоляции. Вопрос стоит в резерве средств, которые нужно найти. Это сложно, потому что концептуально бюджет находится на уровне прошлого года», - уточнила первый заместитель губернатора.
Ну а для Дома Батова тоже ищут инвесторов, который и в реставрацию вложится, и в приспособление. Как видим, пока даже ни с переменным успехом ищут, а с нулевым.
«А заложены ли в бюджет деньги на перенос свалки и строительство мусороперебатывающего завода?» - поинтересовался Игорь Иванов, который представился общественником-политиком, который тоже как-то неловко попытался поддеть власть ремаркой про постоянно снижающиеся рейтинги Псковской области по состоянию экологии.
«Я думал этот вопрос будет первым», - улыбнулся в ответ Александр Кузнецов и тут же отрезал: «Нет, не предусмотрено». Выдержав паузу, он сообщил, что такие объекты строятся с помощью внебюджетных источников, и пообещал публично, что с 1 января отходы из Пскова не будут доставляться на прежнюю свалку. Но «на самом интересном месте» конкретика снова ушла: «О том, где будет открыт новый полигон, мы поговорим в ближайшее время», - витиевато присовокупил вице-губернатор.
Кадастровый адок
Председатель Псковского областного совета профсоюзов Ульяна Михайлова снова вернулась к непростой теме завышенной кадастровой стоимости земельных участков. По ее словам, жители села массово жалуются на эту проблему. Причем речь идет не только о дачах, садах и огородах, но и пахотных землях, которые выделялись селянам в виде паев, например, под покос. Около 10 га таких участков сегодня оцениваются где-то в 18 млн рублей и более, налог с них получается соответственно - свыше 35 тыс. рублей. «Это крайне тревожная ситуация», - подчеркнула руководитель облсовпрофа.
«В течение 2017 года рассматривался такой вариант - создается бюджетное учреждение, которое перехватит эту проблему и начнет с кадастровой оценки объектов капитального строительства и земельных участков. Так вот сумма, которую запрашивает это заведение за свои услуги из бюджета, – это около 45-46 млн рублей в год, но им могут предоставить лишь 7,5 млн рублей. Это значит, что по факту они не смогут проводить нормальную экспертизу. А в перспективе ситуация ухудшится, к земельным участкам еще добавятся и объекты капитального строительства», - высказалась Ульяна Михайлова.
На фото: первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова
Татьяна Баринова, хоть и признала наличие проблемы, но указала, что это «единичные случаи», с которыми вполне может разобраться БТИ. Правда, его еще сформировать надо, а пока неизвестно, сколько на эту процедуру выделят денег. Совсем неизвестно. Да и на первых порах тут будут набирать и обучать кадры, так что в лучшем случае приступят к своим обязанностям они лишь в 2019 году.
Глава КУГИ Псковской области Лариса Васильева дала и вовсе обескураживающий комментарий: мол, по процедуре кадастровая оценка была выполнена правильно, а то, что она неприменима к землям Псковской области, поскольку сделана организацией из Санкт-Петербурга, так «это рынок, к сожалению, и его проявления, а также издержки 44-го закона».
Вера Емельянова попросила внести вопрос в протокол для проработки. Так что в процессе принятия бюджета этот вопрос, возможно, учтут. Ключевое слово, как вы понимаете, возможно.
Поговорили и… ладно?
Звучали и довольно забавные предложения. Например, Игорь Романов из «Партии Роста» предложил задуматься, а стоит ли выделять 92 млн рублей на капитальный ремонт библиотеки, тогда как на развитие малого и среднего бизнеса – основного налогоплательщика в нашем регионе – выделяется всего 25 млн рублей. Понятно, что вопрос не праздный, но само противопоставление обескуражило.
Указывалось и на очень серьезные проблемы. Например, на адскую загруженность педиатров, которым приходится принимать до 90 детей псковичей в день!
Участники слушаний активно интересовались строительством легкоатлетического манежа в Пскове, продолжением федеральной программы «Культура на селе», реализацией туркластера «Псковский» в следующем году, обеспечением жизненно необходимыми лекарствами, налоговыми льготами, поддержкой коммерческого и некоммерческого секторов… Вопросов было много, но часть из них касалась уж каких-то совсем частностей: отмены надбавок участникам Псковского симфонического оркестра, судьбы областной типографии, восстановления стадиона около ППК или уборки прилегающей территории у памятника Непокоренным.
Многие из этих тем поднимались и раньше, и неоднократно. О них писали в СМИ, в соцсетях и в пространных письмах в «Желтый дом», на тот же сайт turchak.ru… Едва ли власти, депутаты областного Заксобрания и все причастные к составлению бюджета не знают о них. С учетом этого публичные слушания по бюджету напомнили эдакий круглый стол на тему «Поговорим о наболевшем», на котором заодно потратили около 40 минут на озвучивание параметров главного финансового региона области.
Поскольку нет реального понимания, учтут ли пожелания общественности при корректировке бюджета или не учтут, выделят ли по их просьбе деньги, согласует ли этот процесс глава региона… воспринимать этот процесс серьезно сложно. Хотелось бы ошибаться, но напомнило это скорее прием у психолога: «Выговорились? Легче стало? Ну и славно. Всего доброго!».
Алексей Овчинников