Городская комиссия по безопасности дорожного движения пошла войной на электросамокаты. Но первая битва оказалась неудачной. Член комиссии, депутат Псковской городской Думы Денис Иванов заявляет, что без помощи общества справиться с острой проблемой не получится. Псковская Лента Новостей узнала, как комиссия хочет изменить ситуацию на городских улицах.
Ответ на свое обращение в Следственный комитет получил на днях депутат Псковской городской Думы Денис Иванов. Он был делегирован комиссией по безопасности дорожного движения для общения с правоохранительными органами и просил разобраться следователей в ситуации, сложившейся вокруг электросамокатов, ездящих по тротуарам и набережным Пскова. Пешеходные дорожки, место безопасности для пешеходов, с появлением электросамокатов в раз превратились в место повышенной опасности.
Проблему члены комиссии подняли на заседании в августе. Во время обсуждения стало понятно, что принятые в марте правила для электросамокатчиков исполняются слабо. Изменения в ПДД хоть как-то начали регламентировать передвижение на электросамокатах и прочих «средств индивидуальной мобильности», вроде гироскутеров и моноколес. Часть изменений коснулась разграничения прав двух групп участников дорожного движения.
Правила неидеальные, их принятие сразу же вызвало критику и призывы совсем убрать электросамокаты с пешеходных дорожек. Однако обозначение приоритета пешеходов, скорости и веса устройств — большой шаг по сравнению с тем, что на протяжении десятка лет перемещение по городам на личной электротехнике вообще никак не регулировалось.
Комиссия добивается соблюдения установленных правил. Уходящий теплый сезон показал: работают они слабо. Члены комиссии предлагают начать с пунктов проката, откуда выезжает большинство передвигающихся по Пскову электросамокатов.
«У нас в городе есть пункты, которые осуществляют услуги по прокату больших самокатов, - делится Денис Иванов своими наблюдениями. - Весят они под сотню килограммов. Да еще и двухместные. Если на такой встанут два крупных человека, то по городу поедет махина под триста кило! Такие монстры несутся на людей. Сам видел, как на набережной пара самокатчиков едва не въехала в группу людей».
Формально, запрета на прокат тяжелых самокатов нет. В правилах только прописано, что ездить они не должны по тротуарам. Фактически, как только самокат покидает пункт проката, оказаться он может, где угодно. И оказывается.
Денис Иванов предлагает усилить контроль ГИБДД за соблюдением самокатчиками правил. Он утверждает, что был свидетелем ситуации, когда дорожные полицейские проявили нулевую реакцию на тяжелый самокат, мчащий по тротуару — только провожали его взглядом. Справедливости ради, парламентарий отмечает, что постовые почти ничего не могут поделать. Не сзади же им бежать, размахивая жезлом?
Значит, начать нужно с пунктов проката. То есть в момент, пока электросамокат еще не тронулся с места. Поэтому после обсуждения вопроса на комиссии по БДД, ее члены возложили на Дениса Иванова задачу направить обращение в региональное следственное управление Следственного комитета.
«Действия владельцев компаний, предоставляющих гражданам подобные средства передвижения, - сказано в письме депутата на имя руководителя Управления Петра Крупени, - прямо подпадают под действие статьи 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». Прошу в рамках компетенций Следственного комитета организовать проверку коммерческих организаций, предоставляющих подобные услуги в городе Пскове и при установлении подобных фактов привлечь виновных к ответственности».
Решили писать в Следственный комитет, как в одно из наиболее авторитетных ведомств, занимающихся самыми вопиющими преступлениями. В случае с несоблюдением правил, установленных для электросамокатов, до беды совсем недалеко, говорит депутат. У него, как у отца, кровь стынет в жилах от одной только мысли, что под колесами окажутся дети. Чем выше скорость устройства и чем оно тяжелее — тем непоправимее окажутся последствия. По всей стране колоссальное количество происшествий с электросамокатами. Дети, мамы с колясками, старики — жертвами становятся самые уязвимые, не успевающие заметить несущуюся махину и отскочить с ее пути. В Пскове фатальных случаев пока не было, но происшествия случаются регулярно. Одно из последних произошло в августе, когда 22-летний парень сбил женщину на Рижском проспекте, пострадавшая попала в областную больницу.
Словом, только вопрос времени, когда произойдет настоящая трагедия. И пока есть возможность ее предотвратить — надо ею воспользоваться. Однако ответ, полученный депутатом из следственно отдела по городу Пскову регионального следственного управления Следственного комитета, членов комиссии не порадовал. Оснований для реагирования в ведомстве не усмотрели, так как проведение проверок коммерческих организаций не относится напрямую к его деятельности.
Денис Иванов признает, что, вероятно, постучались не в ту дверь.
Пока что депутат выходит сражаться с самокатчиками в одиночку. Он не против самокатов как таковых. Например, четыре года назад подарил гаджет на колесах воспитаннику интерната в Печорах. Парламентарий сравнивает их с автомобилями: множество ДТП не повод останавливать прогресс.
Но правила должны соблюдаться. Неоднократно он делал на набережной замечания подросткам. Какова их реакция? «Ершатся», - емко отвечает Денис Иванов, и можно представить себе всю гамму эмоций, стоящих за этим словом. Если даже депутат не указ пубертатным юношам, значит, за дело должны приняться люди в погонах.
«Я сам бизнесмен и понимаю, что предприниматели ищут возможность заработать,- говорит он о владельцах пунктов проката. - Но если бизнес оказывает услуги заведомо опасные? Такой бизнес нашему городу не нужен».
Кинутые, где попало, арендные самокаты — еще один аргумент не в их пользу.
Теперь он от имени комиссии собирается писать в прокуратуру. Также в планах инициировать проведение круглого стола с привлечением администрации города, ГИБДД, надзорных ведомств, пунктов проката. Таким способом в комиссии надеются за холодный сезон привести ситуацию к общему пониманию. Потому что, несмотря на принятые правила, вопросов у общества к самокатам на тротуаре накопилось немало.
Проблема приобрела мировой размах. В Париже с 1 сентября вовсе запретили аренду электросамокатов. Власти Петербурга заключили с прокатными конторами соглашение, по которому в определенных зонах СИМы не могут передвигаться или смогут ездить на минимальной скорости, на части улиц запрещена их парковка. Совет Федерации разработал меры по ужесточению системы штрафов для самокатчиков, наступившей осенью она будет рассмотрена в Госдуме. В Telegram-канале ее спикера Вячеслава Володина прямо сейчас проходит опрос, половина принявших в нем участие выступили за полный запрет проката такого транспорта. вторая половина почти целиком - за ужесточение ограничений.
Словом, активность городской комиссии по безопасности дорожного движения в вопросе с самокатами вписывается в общий тренд. Зимой заинтересованным в наведении порядка будет чем заняться, как на федеральном уровне так и на «земле», включая Псков. Чтобы следующее лето стало для пешеходов немного более безопасным.
Юлия Магера