Очень часто родители хотят, чтобы их ребенок вырос успешным и финансово независимым. Детский психолог, сказкотерапевт
Ирина Прокофьева советует обратиться к вечерней сказке.
«Сказкотерапия – это прикладное направление психологии, её эффективность научно доказана. Звучит сказочно, но через сказки, действительно, можно заложить в детское мышление «миллионерские» привычки».
Конечно, после одной истории малыш не проснется с акциями в портфеле – но через годы это может стать фундаментом его успеха.
Детское мышление – как губка. В возрасте 3-7 лет мозг активно формирует установки – те самые «программы», которые определяют, как ребенок будет относиться к деньгам, рискам, своим талантам и даже к самой идее успеха. Сказки здесь идеальны: они говорят на языке эмоций и образов, а не сухих фактов. Через героев дети «проживают» ситуации, учатся без давления, без скучных лекций.
«Вспомните: в классических сказках богатые часто – злодеи (вроде Кощея с его сундуками, жадного купца или злой мачехи), а бедные – добрые герои, ждущие чуда (Иванушка-дурачок, Золушка). Ирония в том, что это формирует подсознательную установку «деньги = зло» или «богатство приходит только по волшебству», и взрослый человек подсознательно избегает успеха, чтобы остаться «хорошим» или пассивно ждет волшебную щуку или принца на белом коне. А теперь представьте сказки, где герой развивает талант, инвестирует «волшебные монеты» в свое дело и строит своё королевство шаг за шагом. Вот где начинается настоящая магия», — объяснила эксперт.
«Когда я говорю о «миллионерском» мышлении, я имею в виду не сумму на банковском счёте, а гораздо больше».
- Уверенность в себе и своих силах: знание, что я могу, я справлюсь, мои идеи ценны.
- Любознательность и смелость пробовать новое: готовность учиться, исследовать, не бояться ошибок.
- Умение ставить цели и идти к ним: понимание, что успех – это результат маленьких, но последовательных шагов.
- Осознание и развитие своих талантов: понимание, что твой талант является для других ценностью, за которую они готовы платить.
- Базовое понимание денег и финансовая грамотность: позитивные установки о богатстве и навыки правильного управления деньгами.
Сказки активируют зеркальные нейроны – ребёнок «примеряет» на себя поведение героя, формируя нейронные связи. Если герой смело проявляет талант и получает награду, это становится паттерном: талант + действие = успех. Если герой учится копить, чтобы купить мечту, ребенок учится терпению и планированию.
Позитивное подкрепление (в сказке это финал, где герой добивается своей цели и получает награду,) закрепляет новый образ действий. Чем больше таких историй – тем прочнее будет новый образ мышления, тем скорее ребёнок начнёт переводить эти паттерны на уровень действий, закрепляя привычку ещё сильнее.
Большое преимущество сказкотерапии – это контекст истории. Если сказки интересные и увлекательные – они удерживают внимание, они лучше запоминаются, ребёнок мысленно возвращается к ним снова и снова, вместе с тем закрепляя и новый образ действий, пишет runews24.ru.
«Родители часто указывают на то, что ребёнок будто «зациклился» на одной сказке и просит читать её снова и снова – это совершенно нормально. Идёт процесс осознания, осмысления и интеграции смыслов».
К сожалению, книг, которые целенаправленно и системно работают со сказкотерапией для формирования «богатого» мышления и финансовой грамотности с детства, пока очень мало. Это достаточно новая, но невероятно важная ниша.
1. Прямое попадание: Сборники «Сказки для богатых детей»
«Здесь каждая история – терапевтическая сказка, которая формирует позитивные установки о деньгах, учит финансовой грамотности, учит верить в себя, проявлять таланты, мечтать и идти к своей мечте маленькими шагами. Они созданы именно для этой цели – мягко и эффективно перепрограммировать детское мышление».
2. Книги, которые создают хороший фундамент (плюс-минус подходящие):
Хотя они не фокусируются напрямую на деньгах, они развивают качества, необходимые для успешного человека:
- Истории о героях, которые что-то создают – например, серия про умного мышонка Невио или две книги про Отто и Дюбеля.
- Книги о творчестве и осознании своих талантов – «Твои суперспособности» Сусанны Исерн, «Эффект Матильды» отЭлли Ирвинг или книги Торбена Кульманна про мышонка-путешественника.
- Сказки, где герои решают проблемы - любые истории, где персонажи не ждут чуда, а активно ищут выход из ситуации, проявляют смекалку и упорство. Например, «Пойдём ловить чудовище» Аси Плошкиной.
После прочтения сказки можно задать ребёнку вопросы, которые выходят за пределы сюжета в «денежную» или «бизнесовую» плоскость:
- А если бы джинн не подарил герою богатство, как он сам мог бы его заработать? Какие его способности могли бы помочь?
- Как герою управлять своим королевством, чтобы оно всегда процветало?
- Какие таланты были у каждого из героев сказки?
- Как мог бы развиваться сюжет, если бы Золушка больше верила в себя?
и так далее.
«В итоге, сделать себя успешным человеком ребёнок сможет только сам, но сказкотерапия поможет заложить для этого хороший фундамент. Читайте перед сном истории, которые вдохновляют, а не ограничивают. Пусть ребенок засыпает с мыслями о своих безграничных возможностях – и кто знает, может, однажды он сам напишет сказку о своем невероятном успехе. Ведь все великие люди когда-то были детьми, слушавшими истории», - резюмировала эксперт.