Файтинги, шутеры, стратегии, квесты, стелс-экшены… Если эти слова вам ни о чем не говорят, значит вы никогда не получали удовольствия от компьютерных и видеоигр. Возможно зря, ведь они стали не только серьезной ветвью индустрии развлечений (а многие поговаривают, что и частью современной культуры), но и поводом для проведения настоящих турниров и даже мировых чемпионатов, на которых профессиональные игроки зарабатывают немалые деньги.
История компьютерных игр охватывает ни много ни мало пять десятилетий. За это время индустрия прошла путь от примитивных аркад и головоломок до высокобюджетных монстров с кинематографической графикой и многомиллионной аудиторией. Сегодня в игры вкладывают не меньше денег, чем в блокбастеры, а доходы от продаж порой превышают бюджеты небольших государств.
Геймеры (так называют поклонников видеоигр) объединяются в сообщества, устраивают словесные войны на форумах, выясняя, что лучше - ПК или приставки, какая MMORPG самая играбельная или видеокарта какой фирмы круче. И, конечно, играют.
Подробнее об истории компьютерных игр и игровом сообществе, а также о том, насколько мощной должны быть «машина» для комфортной игры мы ПЛН попросила рассказать специалиста магазина «Компьютер Плаза» Андрея Егорова.
От Пакмана до GTA 5
Первые компьютерные игры появились еще в 70-х гг., а к 1983 году на рынке первых игровых консолей и домашних компьютеров уже успел сложиться серьезный кризис. Рынок наводнили как десятки различных приставок, так и тысячи игр, многие из которых были посредственного качества. В результате и те, и другие пользовались все меньшим спросом. Кризис почти уничтожил индустрию, в то время находящуюся еще на этапе становления, и повлек банкротство нескольких компаний-производителей домашних компьютеров и игровых приставок.
В конце 80-х годов в широкое использование вошли персональные компьютеры IBM PC. На ПК-играх, как на индустрии в то время ни студии-разработчики, ни производители компьютеров по большому счету не зарабатывали. Многие вещи делались на чистом энтузиазме.
Технологии тогда только развивались, но, несмотря на довольно слабое железо, многие студии добивались фантастического на тот момент качества графики или играбельности, или сочетания этих факторов. К сожалению, что тогда, что в наши дни потрясающая графика с реалистичным моделированием различных спецэффектов, света и отражений или убедительная физика движка не всегда являются залогом успеха проекта.
«Если в игре нет души, нет интересного геймплея, играть в нее ради графических наворотов никто не будет», - подчеркнул Андрей.
С начала до середины 90-х гг. очень жесткую конкуренцию ПК составили консоли пятого поколения. Они могли соперничать не только в качестве «играбельности», но и по уровню графики. Первая 32-битная консоль Panasonic 3DO, в которой использовалась очень мощная на тот период времени железная «начинка», уложила IBM-совместимые компьютеры на лопатки. В качестве носителей в этой приставке использовались оптические CD-диски объемом 600 Мб. На них можно было разместить не только движок и реалистичную графику, но и видеоролики с разрешением вплоть до 640х480 рх. По тем временам – прекрасное качество.
Примерно через год вышли Sega Saturn, Sony PlayStation и еще несколько проектов, достойных внимания. Они также составили ПК огромную конкуренцию в плане завоевания аудитории.
«В 90-е годы многие игры представляли из себя хорошие играбельные проекты. И ПК серьезно отставал от консолей по графике. Неслучайно всем известная серия аркадного гоночного автосимулятора Need For Speed была выпущена впервые на консоли Panasonic 3DO, которая смогла на тот момент полностью раскрыть идейный замысел разработчиков. Лишь через год он был портирован на ПК», - вспомнил Андрей Егоров.
Как способ зарабатывания игровая индустрия активно использовала также игровые автоматы. В Японии до сих пор есть целые клубы, где люди встречаются не для того, чтобы потанцевать или попить саке, а для того, чтобы поиграть в такие автоматы.
В конце XX века вышло следующее поколения консолей: Nintendo 64, Sony PS2 со 128-битной архитектурой и Microsoft Xbox, которые еще больше укрепили позиции приставок на рынке. Тем не менее ПК-сегмент не сдавался.
«Настоящим прорывом в плане игр стал выход легендарного Quake. Это была настоящая 3D-графика, в которой использовались полностью движущиеся 3D-объекты, а на стенах - объемные текстуры с дырами, сквозь которые можно было стрелять. При этом этот проект имел очень хорошую играбельность», - рассказал Андрей Егоров.
По Quake проводились первые чемпионаты мира, такие как Dreamhack, на которых формировались как дуэльные дисциплины, так и командные соревнования. Очень популярным дополнением к игре стала написанная группой энтузиастов Team Fortress. К слову, впоследствии эту игру выкупила известная большинству геймеров фирма Valve. Team Fortress 2 является одним из самых популярных проектов в системе Steam.
С тех пор игры вышли на новый - соревновательный уровень. Появилась новая, практически спортивная дисциплина – киберспорт. Самым важным критерием здесь был не физический движок, не навороты графики, а геймплей и возможность соревноваться по уровню игры между игроками.
Основную популярность киберспорт приобрел после выхода Quake 3, UnrealTournament и легендарного StarCraft, в который до сих пор играет более миллиона человек. Не стоит забывать и про командный шутер Counter Strike, который до сих пор пользуется бешенной популярностью.
В 2002 году сборная России по киберспорту на чемпионате мира в Южной Корее по количеству наград заняла первое место. Российская команда победила в дисциплине Counter Strike и взяла золото в дуэлях Quake 3.
Сегодня игровая индустрия достигла своего «золотого века». Ее общий оборот в год составляет около $70 млрд. По прогнозу DFC, в 2014 году индустрия видеоигр по всему миру доберется до показателя в $77 млрд, уверенно наступая на пятки обороту такого монстра как киноиндустрия.
Нельзя забывать и про сегмент современных консолей. Простой пример - GTA 5, которая вышла эксклюзивно только на консолях предыдущего поколения (Xbox 360, PS3 - на ПК разработчик игру, похоже, портировать не собирается – не выгодно), преодолела за 24 часа продаж сумму в $800 млн, а за неделю, согласно данным VG Chartz, выручка составила свыше $1 млрд. Таким образом GTA5 стала самой продаваемой игрой в мире – на конец прошлого года продано свыше 32,5 млн копий игры.
При этом конечный бюджет игры составил 270 млн долл. США, говорится в Wikipedia, что не только стало рекордом в игровой индустрии, но и превысило бюджет большинства блокбастеров (дороже стоили только съемки «Пиратов Карибского моря 3» — 300 млн долларов, для сравнения — бюджет «Аватара» составил 237 млн.).
На сегодняшний день огромную популярность набирают две соперничающие консоли новейшего поколения – Sony PlayStation 4 и XboxOne, уже обладающие даже на уровне недавнего старта большим количеством проектов.
Андрей Егоров уверен, что рынок игр в целом будет расти. По его мнению основной рост придется на сегмент мобильных игр, на втором месте – игровые консоли различных поколений, меньше всего рост будет на ПК.
Казуалы и хардкорщики
Андрей Егоров разделил современных геймеров на несколько типов. К первому и самому многочисленному он отнес казуальных игроков.
«Они играют в игры по несколько часов в неделю или месяц просто для удовольствия. Проекты, которым они посвящают свое свободное время могут быть совершенно разными: гонки, шутеры, пазлы, квесты, либо проекты уровня ААА (самые дорогие ультрасовременные проекты, максимально выжимающие способности игровых платформ)», - пояснил он.
Играют они и на ПК, и на консолях, и на мобильных устройствах. Причем рынки игр на всех видах платформ с каждым годом увеличиваются.
«Неказуальные игроки играют в онлайн и оффлайн игры в среднем по 6-8 часов в неделю. Проходят понравившиеся им проекты, играют обычно сразу в несколько видов самых разных игровых жанров. Это могут быть и шутеры, и MMORPG-проекты, такие как World of Tanks. Люди не на профессиональном уровне, а в удовольствие соревнуются друг с другом», - добавил Андрей.
Еще один вид игроков - профессионалы. По мнению нашего эксперта, самыми востребованными проектами у них сегодня являются World of Tanks (WoT) и игры-клоны DotA.
В мире существует несколько десятков высокопрофессиональных команд WoT. При этом проект не выделяется среди конкурентов ни современной графикой, ни физикой движка, но это не помешало ему стать абсолютным лидером по игровой и соревновательной аудиториям и соответственно по окупаемости. По данным Wikipedia, число аккаунтов перешагнуло отметку в 75 млн, а пиковая оналайн нагрузка составила более 1 млн чел.
Первая DotA (Defense of the Ancients) появилась в 2003 году, как адд-онн к сверхпопулярной игре World of Warcraft 3 и быстро завоевала популярность во всем мире. На данный момент самые популярные ее клоны – это HoN (Heroes of Newerth), LoL (League of Legends) и Dota 2. Общая аудитория этих игр составляет более 100 млн чел. Популярность этих игр также объясняется не столько графической составляющей, сколько соревновательным духом.
«Основным критерием, почему человек тратит время на эти игры, является возможность личностного, умственного и игрового роста, а также проверки своих навыков и умений против таких же живых людей. Все эти игры являются командными. Благодаря этому люди знакомятся в интернете, общаются даже вне игрового процесса, многие списываются и после этого начинают дружить. У меня есть такие и личные примеры», - отметил Андрей Егоров.
Кстати, профессиональный игрок – это не только тот, кто играет с высоким уровнем мастерства на международных турнирах, но и тот, кто получает за это зарплату.
Профессиональные игроки есть и в Пскове. Особенно популярно это направление было в 2001-2004 годах. Псковские команды даже ездили в крупные города на соревнования по Counter Strike, Quake 3, Warcraft 3, Unreal tournament 2003-2004 и даже призовые места занимали. Сейчас их остались единицы.
Следует отметить, что в эти DotA-подобных играх достаточно высокий порог вхождения. Нужно обладать высокими навыками, чтобы играть против других людей. От 3 месяцев до полугода может уйти на то, чтобы «набить руку». В WoT войти гораздо проще, любой новичок за несколько недель разберется в большинстве тонкостей и нюансов.
В отдельную нишу Андрей Егоров выделил игроков, которые играют в шутеры типа Battlefield и Call of Duty. Эти игры также имеют многомиллионную армию поклонников. Они сочетают в себе и качественную графику с физикой (это значит, что для того чтобы насладиться этими играми в полной мере потребуются серьезные игровые системные блоки с достаточно мощной производительностью) и командно-соревновательный дух.
Вооружаемся
Компьютерные игры нужно на чем-то запускать. Для большинства мобильных игр подойдет более-менее производительный смартфон или планшет. Однако если хочется насладиться высокой производительностью даже в трехмерный играх, то стоит присмотреться к Prestigio Multi Pad 4 Quantum за 8800 руб.
Для тех, кто привык играть с помощью клавиатуры и мышки, и кому при этом безразличны навороченные шутеры, ресурсоемкие ролевые игры или навороченные гоночные симуляторы, подойдет бюджетная модель ПК. На нем легко запустятся головоломки, пазлы, карточные игры и большинство старых добрых игр, многие из которых не утратили былого обаяния и по сей день. Например, армия поклонников старого доброго Counter Strike и CS Source гораздо больше, чем у его обновленной версии CS GO.
Такой компьютер можно собрать на основе такой конфигурации: Intel G645/4Gb/1 TbHDD/HD7750/DVD-RW и уложиться в 14 300 руб.
Для запуска современных проектов потребуется компьютер помощнее, и чем больше вы захотите получить от графических возможностей игры, чем больше вы будете «накручивать» настройки игры, тем выше окажутся ее требования к оборудованию, тем дороже будет комплектация вашего игрового ПК.
На средних настройках игры без проблем запустятся на следующей комплектации Intel G645/4Gb/1 TbHDD/HD7750/DVD-RW, цена 19 900 руб.
На максимальных настройках игры становятся гораздо прожорливее, но и качество картинки заметно улучшается. Для большинства игр для «полного фарша» будет достаточно Intel Core i5-4670K/8Gb/1 TbHDD+60 GbSSD/R9 270X/DVD-RW. Цена проворной машины, на которую, кстати, в «Компьютер Плаза» дают трехлетнюю гарантию, - 34 490 руб.
Максималисты, которые не привыкли размениваться на полумеры и знают – то, что круто сегодня, завтра уже «вчерашний день», обычно покупают компьютеры «на вырост». На них запустятся по максимуму даже последние игровые новинки с приличным количеством кадров в секунду и плавным отображением. Таким придется раскошелиться на следующий ПК: Intel i7 Extreme 4960X/32 Gb/3 Tb+240 GbSSD/3xGTX 780 Ti/BD-RW/CardReader. Цена - 202 000 руб. (Windows 8.1 Proв комплекте).
Не хотите мучиться с апгрейдами? Гадать, запустится – не запустится, сомневаться, подойдет ли драйвер, окажется ли совместим с игрой джойстик? Да играть вам хочется не на мониторе за столом, а в гостиной за большой ТВ-панелью. Тогда ваш выбор – игровые консоли. Модели нового поколения на российском рынке найти пока очень сложно, да и стоят они довольно дорого. Поэтому оптимальным выбором станут еще не устаревшие Xbox 360 и PlayStation 3, библиотека игр которых насчитывает тысячи различных игр.
«Неплохо показала себя система интерактивных игр, они завоевали популярность у большой части консольщиков. Людям стало интересно не сидеть за монитором, а двигаться. Это дает ощущение более глубокого погружения в игру, к тому же ты находишься в хорошей физической форме. Отчасти это даже полезно для здоровья. Некоторые игры содержат в себе целые фитнесс-программы, рассчитанные на различные возраст, вес и физическую подготовку. Можно худеть или наоборот наращивать мышечную массу без помощи инструктора», - заметил Андрей Егоров.
Где игры брать?
С «железом» определились – самое время отправится за покупкой игр. Не торопитесь собираться в магазин. Все можно сделать не выходя из дома. В приставки уже встроены игровые магазины, позволяющие купить все, что пожелается онлайн с доставкой прямо на жесткий диск консоли. Для ПК существует несколько систем вроде Steam, Origin или Uplay. Они выполняют функции не только электронного магазина, но и общеигрового портала, и социальной сети.
Удачной и приятной игры!
Напомним, «Компьютер Плаза» начала свою работу в 2003 году и вот уже 10 лет предлагает псковичам свои товары и услуги. Магазин, расположенный на площади Победы (ул. Советская, 53/15), наверняка, знаком многим жителям Пскова. Здесь можно приобрести стационарные компьютеры, ноутбуки, планшеты, мониторы, принтеры, сканеры, компьютерные комплектующие, видеорегистраторы, навигаторы, спутниковые и эфирные цифровые приставки, акустические системы, электронные книги и многие другие цифровые товары. В широком ассортименте также представлены расходные материалы.
Гордость компании - наличие своего производства. Инженеры организации не только занимаются сборкой компьютеров, но и их проектированием. Помимо сборочной линии продукция в обязательном порядке проходит линию контроля качества. Гарантийная работа с клиентами ведется очень оперативно, ведь не требуется длительных отправок в сервисные центры, решение принимается на месте, а ремонт в случае необходимости осуществляется быстро.
Адрес магазина: г. Псков, ул. Советская , 53/15 (пл. Победы),
тел.: (8112) 72-87-87, 66-57-99, 72-06-90.
Часы работы:
пн-пт: с 10:00 до 19:00
сб-вс: с 11:00 до 17:00
http://plaza-pskov.ru