Культура / Краеведение

«Самовар в упряжке» и Великие Луки

18.09.2014 11:43|ПсковКомментариев: 0

В преддверии 850-летия Великих Лук Псковская Лента Новостей совместно с Великолукским городским краеведческим обществом и Общественным Советом при комитете культуры администрации города публикует серию мини-экскурсий с фото «Путешествие в Великие Луки». Сегодня мы публикуем очередную экскурсию.

24 сентября 1901 года в маленьком уездном городке Великих Луках произошло событие, резко изменившее его жизнь. Началось регулярное движение по Московско-Виндаво-Рыбинской (ныне Балтийской) железной дороге и на великолукскую станцию пришел первый поезд. Вот как описывала это знаменательное явление газета того времени: «Кудряво попыхивая белыми факелами, крикливый паровоз будил окрестности. У ворот города настигнутые пешеходы неистово сбегали с тропинок, петлявших у железнодорожной насыпи, и с почтительного расстояния с откровенным удивлением разглядывали «железного коня» с полдюжиной зеленых вагонов, с неожиданными крикливыми гудками.

Паровоз, поблескивая сталью движущего механизма, коротко и голосисто вскрикнул несколько раз и остановился у приземистого рубленого здания вокзала станции Великие Луки».

Строящийся железнодорожный вокзал. Слева на снимке прежнее деревянное здание вокзала. Снимок начала XX века

В 1907 году через наш город прошла еще одна линия, уже не акционерная, как Московско-Виндавская, а казенная, имевшая стратегическое значение Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. И Великие Луки стали крупным железнодорожным узлом, каким являются и поныне. В это время было построено и новое каменное, красивой архитектуры, здание железнодорожного вокзала, в перестроенном виде сохранившееся и сейчас. Прежний деревянный вокзал стал школой для детей железнодорожников. Он сгорел в годы войны.

Мемориальная доска на здании великолукского железнодорожного вокзала. Современное фото.

А начиналось все в 1893 году, когда великолукское земское собрание приняло решение ходатайствовать перед правительством о строительстве через Великие Луки железнодорожной линии. На переговоры о строительстве и изыскании новой трассы ушло пять лет. Не обошлось и без конфликтов связанных с финансовыми проблемами, пришлось, по видимому, раскошелиться на взятку железнодорожному начальству. В самом городе тоже не все были в восторге от прокладки железной дороги. Однако все проблемы в конце концов были улажены. Великолукские власти выплатили стоимость 60 десятин земли для постройки железнодорожных сооружений и в 1898 году на засыпанном Волчьем болоте, за пределами тогдашней городской черты, началось строительство железнодорожного узла.

Главные Великолукские железнодорожные мастерские. Снимок начала XX века

Для ремонта подвижного состава рядом с вокзалом были построены и 10 сентября 1901 года приняты в эксплуатацию Главные железнодорожные мастерские (впоследствии паровозовагоноремонтный – локомотиворемонтный завод). Одно из крупнейших предприятий нашего края, с самым современным для тех лет производством, мастерские располагались на площади в 20 гектаров, имели 7 цехов, собственную электростанцию, водопровод, канализацию и паровое отопление. Работало на них свыше 500 человек.  Некоторые корпуса предприятия, к сожалению, погибшего в 1990-е годы, сохранились до настоящего времени.

Паровозный цех мастерских. Снимок начала XX века

С постройкой через наш город государственной Николаевской железной дороги было введено в эксплуатацию и паровозное депо, в котором трудилось 130 человек. Оно действует и по сей день.

Техническое железнодорожное училище. Снимок начала XX века

Для работы на железной дороге нужны были квалифицированные кадры. В 1902 году в Великих Луках было открыто техническое железнодорожное училище (ныне ж/д техникум), которое в 1906 году вселилось в новое, специально для него построенное здание на Подолешенской (Первомайской) улице, уцелевшее до наших дней.

Учащийся технического железнодорожного училища. Снимок начала XX века

В училище принимались мальчики, имевшие начальное образование, срок обучения был три года и два года практики. Окончившие учебное заведение (первый выпуск состоялся в 1905 году) работали техниками и мастерами на железной дороге и предприятиях с ней связанных. Помощь в открытии технического железнодорожного училища оказал тогдашний министр путей сообщения Сергей Юльевич Витте (будущий премьер-министр России). За это городская Дума присвоила министру звание Почетный гражданин города Великие Луки.

Железнодорожный мост через реку Ловать. ­­ Снимок начала XX века

Железнодорожный мост через реку Лазавицу. Снимок начала XX века

От тех уже далеких времен в нашем городе сохранились также железнодорожные мосты через реки Лазавицу и Ловать, а также две водокачки на берегу Ловати у Казанского кладбища.

Одна из железнодорожных водокачек в Великих Луках. Современное фото.

Прокладка железнодорожных магистралей, связавших Великие Луки с крупными промышленными центрами, имела важное значение для развития промышленности, торговли, социальной структуры, культуры, быта нашего города.

Владимир Орлов, член Союза краеведов России.

Город Великие Луки.                    

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Культура / Краеведение
опрос
Поддерживаете ли вы инициативу о запрете использования пиротехники в период новогодних праздников?
В опросе приняло участие 10 человек