До 2 декабря, когда российский народ выразит доверие или недоверие нынешнему курсу развития страны, осталось всего 6 дней. За это время едва ли произойдут какие-то значительные события, которые смогут повлиять на сложившуюся расстановку партийных сил.
Как и всякие другие, выборы в Госдуму являются очередным этапом своего рода естественного отбора наиболее востребованных в данный момент обществом сил. Текущая избирательная кампания не стала исключением и в полной мере демонстрирует с одной стороны эволюционность политического развития России, а с другой - знакомый всем еще со школы принцип: выживают сильнейшие.
Избирательная кампания уже показала, а точнее подтвердила, что 11 партий, участвующие в выборах в Госдуму, имеют разный политический вес, разное влияние и, соответственно, кто-то из них может рассчитывать на получение мандатов в Госдуме нового созыва, а кто-то продолжает оставаться политическим статистом или переходит в ряд таковых – с дальнейшим вероятным выбыванием с политического партийного поля.
По прогнозам политологов и опросам общественного мнения в Госдуму попадет не более 4-5 партий.
Под барьером или рядом с ним
История новейших выборов в Госдуму демонстрирует постепенное снижение числа парламентских партий. Как уже отмечалось, в пятую Думу пройдут не больше 5 партий. Это значит, что больше половины из участвующих в выборах партий в парламент не пройдут. Часть из них приблизится к проходному 7-процентному барьеру, а часть – едва ли сможет сделать и это.
Словосочетание «Демократическая партия России» знакомо многим и на протяжении довольно длительного периода времени: партии уже 17 лет. Однако за свою историю демпартия успела сменить столько первых партийных лиц, что, как в калейдоскопе, понять, что же это за партия, простому избирателю трудно. Название партии гремело 16 лет назад, в горячем 1991 году, с тех пор, несмотря на многие попытки реанимации, демократы остались на периферии политической жизни страны.
Сами демпартийцы позиционируют себя как европейская консервативная партия. Позиция, больше понятная жителям Евросоюза, нежели россиянам.
В качестве своего основного «акцента» на текущих выборах Демпартия избрала перспективу вступления России в Евросоюз. Желание похвальное, но в ближайшую перспективу малореализуемое. Предвыборная кампания Демпартии (ограничивающаяся в основном бесплатными эфирами), явно не находит отклика у простых россиян, которым гораздо ближе, когда им предлагают решение насущных жизненных проблема, а не манят синезвездным флагом.
Партию социальной справедливости также можно причислить к числу политических карликов. Партия возглавляется Алексеем Подберезкиным. Отметим, что в 1996 он работал в избирательном штабе лидера КПРФ Геннадия Зюганова, а в 1999 году возглавил на выборах в Госдуму движение «Духовное наследие», позже преобразованное в Социалистическую единую партию России, где он занял пост с громким названием Генеральный секретарь. На президентских выборах в 2000-м Подберезкин набрал 0,13% голосов. От партии ждать большего тоже не приходится.
Партия напоминает скорее клуб единомышленников Подберезкина, не обладает значимым политическим влиянием. На сайте Партии социальной справедливости привлекает баннер с заголовком «Партия Совести против СПС», под которым содержится текст с нелестными эпитетами в адрес Союза правых сил. В частности, Бориса Немцова называют «плейбоем и бонвиваном», руководителей и членов СПС – «лакеями Запада», «иудами». Таких «титулов» ПСС удостоила правых за политику правых в 1990 гг.: «Народ России и вместе с ним Партия социальной справедливости - партия СОВЕСТИ ждут этого суда уже 15 лет, начиная с того момента, когда душегуб Егор Гайдар в угоду Западу разом обесценил все накопления россиян в Сбербанке». Это не единственная публикация на сайте ПСС, направленная против СПС.
Таким образом, ПСС примерила на себя и роль политического киллера.
По данным соцопросов, партия также является аутсайдером электоральных предпочтений избирателей и не попадет в Госдуму. Хотя, судя по опросу на сайте партии, ПСС как раз лидирует, а «Единая Россия» занимает только второе место.
«Гражданская сила» появилась на политическом небосклоне страны недавно, около года назад. Лидеры партии заявили, что ГС – это право-либеральная партия и ориентирована на интересы среднего класса.
Фактически речь идет о замещении на предвыборном поле другой правой силы – Союза правых сил, который, начав на региональных выборах скатываться в популизм и радикализм, скатывание продолжил и на выборах в Госдуму. Это – еще одни «новые»: новые правые и новые либералы.
Партия ориентирована на избирателей, заинтересованных в укреплении среднего класса и, следовательно, экономики России, но не желающих, чтобы это укрепление происходило на баррикадах и маршах.
«Гражданская сила» пока обладает слабой электоральной поддержкой, прежде всего из-за крайне слабой региональной сети. Можно предположить, что выборы в Госдуму-2007 - это лишь начало пути этой партии, которая претендует занять нишу правее «Единой России» и заместить собой умирающий СПС.
Аграрная партия Россия относится к партиям, уходящим с политической арены России. Восстающие для жизни аккурат перед выборами, аграрии пытаются работать со своим потенциальным электоратом: селянами и работниками аграрного сектора, как правило, левоориентированными.
Однако здесь Аграрная партия вступает в «конфликт» с КПРФ, значительная часть избирателей которой тоже живет на селе. При этом перевес на стороне последней: более внятная идеология, помноженная на силу коммунистического бренда КПРФ, в этой конкурентной борьбе не оставляет аграриям шанса пройти в Госдуму.
Отметим, что и лидер аграриев Владимир Плотников не является узнаваемой и харизматичной персоной, что для любой партии очень важно, особенно во время выборов.
На прошедших в октябре 2006 года и марте 2007 года выборах в региональные законодательные органы власти особый интерес представлял вопрос: как выступят «Патриоты России». Этот партийный проект активно поддерживался как своего рода альтернатива КПРФ. Напомним, что лидер ПР Геннадий Семигин в свое время был членом Компартии, но затем после конфликта с Г. Зюгановым из партии вышел.
На последних региональных выборах «Патриоты России» выступили еще и в качестве альтернативы «Справедливой России». Последняя активно использовала риторику и предвыборные приемы «Патриотов».
Надо признать, что текущие выборы в Госдуму могут стать для «Патриотов» не только первой, но и последней кампанией федерального уровня. Новыми левыми они стать не сумели, а на фоне идущего образования двух-трехпартийной системы и все большей партийной поляризации вокруг нескольких идеологических центров – например, «Единой России», КПРФ, «Патриоты» «выпадают» из политического контекста.
Союз правых сил подошел к выборам в самом «разобранном» виде. На региональных выборах 2006-2007 гг. СПС активно использовал левую популистскую риторику, чем им вкупе с использованием некорректных избирательных технологий удалось привлечь значительную часть избирателей. Но вместе с этим правые пожали бурю в своих рядах. Из партий начался массовый отток членов, несогласных с тем, что партия превратилась в технологическую машину и далеко отошла от своей первоначально либеральной правой основы.
Новая предвыборная программа по «достройке России» очень напоминает отповедь руководства партии за то, что оно, руководство, будучи у власти в 1990-е гг. натворило в стране: начиная от «шоковой терапии», заканчивая ваучеризацией.
Системный кризис, охвативший правых, привел к тому, что руководители СПС принимают решение о крайней радикализации партии и встраиваются в один ряд с внесистемной радикальной оппозицией в лице НБП, ОГФ и «Другой России». Правые фактически вышли за пределы легитимного политического поля. Ошибка следовала за ошибкой и закреплялось еще одной ошибкой.
Поражение на выборах в Госдуму для правых означает окончательный провал выбранной стратегии и быстрое забвение с одной стороны и окончательную маргинализацию партии – с другой.
В отличие от своих бьющихся в истерике кризиса коллег по переговорам об объединении в единую демократическую силу партия «Яблоко», оставаясь прозападноориентированной силой, методично продолжает доказывать на российском политическом рынке свою состоятельность – если не в качестве парламентской партии, то хотя бы клуба экспертов, не скрывающих своего неприятия к Президенту Владимиру Путину. Активность «яблочников» на этих выборах близка к нулю, прежде всего из-за нехватки финансовых средств. Да образ вождя партии Григория Явлинского давно не отвечает современным реалиям. В этом смысле «Яблоко» - крайне консервативная партия и так и не научилась гибко реагировать на вызовы и изменения политситуации.
Прыжки на месте
Еще несколько партий могут попасть в Госдуму, а могут и не попасть. Позиции их находятся рядом с проходным барьером, но четко сказать «перепрыгнут» они 7% или нет, сказать невозможно.
К числу таких относят «Справедливую Россию».
Эсеры, возглавляемые председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, окрыленные несколькими победами на региональных выборах накануне избирательной кампании в Госдуму, неоднократно заявляли, что намерены бороться в Госдуме за второе место, где они «создадут вторую по величине фракцию». Однако после того, как Владимир Путин возглавил список «Единой России», позиции СР пошатнулись настолько, что теперь речь идет о простом прохождении 7-процентного барьера, но никак не о большой фракции в парламенте.
Идеологический курс эсеров до сих пор невнятен. То они говорили о себе, как о «новых левых». То пытались позиционировать себя как вторая партия власти, партия Путина. Но после однозначного ответа на этот вопрос, от этой стратегии они отказались.
Заявив о себе как о социалистах и о дальнейшем преобразовании партии в Соцпартию России и построении в стране «социализма v.3», мироновцы пытаются расширить свою нишу не за счет своих прямых конкурентов – КПРФ, а за счет консервативной «Единой России». Основная методика на выборах: критика власти и единороссов. При этом альтернативной программы действий они не предлагают: очевидно, что им гораздо выгоднее критиковать и заниматься популизмом.
Проект «Справедливой России», задуманный ее создателями как «левая» альтернатива КПРФ, не удался. Поэтому вполне вероятно, что в случае неудачи 2 декабря существование этой партии будет поставлено под вопрос и ей будет грозить медленное умирание.
Старейшая российская партия ЛДПР остается, пожалуй, единственной легитимной и общепризнанной партией-носителем националистической и проимперской идеологии. При этом в качестве основных антагонистов либерал-демократы выбрали коммунистов, что четко прослеживается в политических выступлениях лидеров ЛДПР, прежде всего Владимира Жириновского.
ЛДПР остается крайне правой и консервативной партией и в этом отчасти смыкается с «Единой Россией». Но в отличие от последней либерал-демократы могут позволить себе большую свободу высказываний. ЛДПР – это своего рода шлюз, через который идет апробация в общественном мнении спорных и не всегда здравых идей. Поэтому В. Жириновский часто говорит о том, что все, что он предлагал «еще 5 (10) лет назад, теперь реализуется властью».
К выборам в Госдуму либерал-демократы подошли «подуставшими». Запас прочности партии на исходе, миссия ЛДПР заканчивается, время радикальных высказываний и эпатажа уходит. В текущей кампании либерал-демократы фактически отошли на второй план, играя роль поддержки «Единой России».
Между прошлым и будущим
Коммунистическая партия России имела представительство во всех Госдумах, начиная с 1993 года. Пятая Дума не станет исключением. КПРФ является носителем внятной идеологии. Наряду с этим у коммунистов самый убежденный и крепкий, «нерастаскиваемый» избиратель. При этом, как это не печально звучит, электорат компартии более других подвергнут естественной убыли.
Возникает вопрос, на сколько еще лет КПРФ сможет продлить свое существование, базируясь только на своих старых сторонниках. Ничего нового коммунисты не предлагают на протяжении многих лет, за исключением разве что более современных подходов к способам агитации. Но надо признать, что желания взять реванш в российском общество было всегда сильно. А чем дальше от нас времена Советского Союза, тем чаще о нем будут говорить, как о «золотом веке». Проверено историей.
Лидер избирательной кампании в Госдуму – «Единая Россия». Это признается не только политологами, но и остальными участниками выборов.
Капитализация этой партии – электоральная, лидерская, кадровая, идеологическая – на порядок выше, чем у остальных. «Единая Россия» отождествляется с проводимым в стране внутренним и внешним политическим курсом, что с одной стороны является для единороссов несомненным плюсом, но с другой имеет и минусы. Один из них – повышенная степень ответственности за проводимую политику.
Взяв на себя ответственность за осуществление Плана Путина – так единороссы называют курс развития страны на ближайшую и среднесрочную перспективу, «Единая Россия» становится и главной мишенью для критиков власти. Поэтому «Единая Россия» в полном праве говорить о том, что выборы-2007 года – это не просто формирование нового состава российского парламента, а референдум о доверии осуществляемому курсу на стабильное развитие России. Решая для себя этот вопрос, россияне сделают выбор на голосовании 2 декабря.
Избирательная кампания по выборам депутатов Госдумы подходит к концу. Уже сейчас понятно, что большинство россиян согласны с тем, что Россия и дальше должна развиваться в выбранном направлении, по Плану Путину. Это согласие, выраженное в итогах голосования, приведет к коррекции политической системы страны, которая неизбежно произойдет после 2 декабря. В результате очередного этапа политического естественного отбора в небытие уйдут несколько политических партий, еще больше кристаллизуются идеологические позиции прошедших через горнило выборов партий.
Александр Машкарин