В связи с событиями, связанными с передачей Собора Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря от Псковского музея-заповедника Росимуществу, а затем - представителям религиозной организации монастыря, председатель комитета Псковской области по культуре Александр Голышев выехал в Снетогорский монастырь. Об этом он сообщил корреспонденту Псковской Ленты Новостей.
Подробных комментариев председателя комитета по культуре о его оценке ситуации и о высказываниях экспертов, выразивших удивление и возмущение таким поступком, пока получить не удалось. «Я в монастыре, позвоните позже», - сказал Александр Голышев.
Как сообщалось ранее, в Пскове назревает крупный религиозно-искусствоведческий скандал. Собор Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря, всемирно знаменитый своими уникальными фресками, показывающими становление самобытной псковской изографической школы, практически потерял музейный статус и вскоре должен перейти под полный контроль Русской православной церкви.
В минувший вторник, 17 июля, директор псковского музея-заповедника Юрий Киселев подписал с руководителем территориального управления Росимущества в Псковской области Александром Сребролюбовым соглашение о расторжении охранного договора на безвозмездное пользование памятником истории и культуры «Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря» от 5 ноября 2001 года №207.
Соглашение подписано в соответствии со знаменитым Федеральным Законом от 30 ноября 2011 года №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» на основании заявления местной религиозной организации Снетогорского монастыря Псковской епархии РПЦ и заявления самого музея. Соглашение вступило в силу немедленно, то есть 17 июля.
25 июля директор объединенного Псковского музея-заповедника Юрий Киселев подписал приказ №296 «О передаче ключей от Собора Рождества Богородицы». О каких либо обременениях религиозной организации по пользованию храма в соответствии с требованиями сохранности уникальных фресок редакции неизвестно.
Отметим, фрески Снетогорского монастыря начала XIV века интресны и уникальны тем, что они, по сути, являются первыми именно псковскими фресками - с отходом от канонической византийской традиции. При создании снетогорских фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит. Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их роспись характеризуется очень вольной трактовкой религиозных сюжетов. Пророки, апостолы, святители в них - не просто символы веры, а живые люди с разными характерами и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпадающие с официальным вероучением.