.
2018 год для псковской культуры прошел под знаком возрождения любви к классической музыке и репертуарному театру. Самые смелые проекты, заслужившие признание, и не только со стороны псковского зрителя, были реализованы как в Псковском драмтеатре, так и в областной филармонии. За последние полтора года театр представил 12 новых постановок, сыграл более 350 спектаклей не только в Пскове, но и на ведущих площадках по всей России. Мечта о том, что Псковский драмтеатр займет свое значимое место в театральной жизни страны, наконец-то стала реальностью.
Последние годы Псковский драмтеатр сотрясает масса разных событий. После глобальной реконструкции труппу театра пришлось собирать буквально по крупицам, как и весь репертуар. Не обошлось без промахов, без взлетов и падений. Ошибки, допущенные некогда худруком Василием Сениным, который, с одной стороны, показал возможности псковской труппы, но, с другой, отпугнул псковскую публику рискованными экспериментами и возвел театр в ранг некоего искусства для избранных, вызвался исправлять режиссер Александр Кладько. Зритель доверился ему, но Кладько, к сожалению, не смог до конца оправдать его ожидания. И тем не менее, именно он заложил начало тому, что в Псковский драмтеатр стал возвращаться зритель, а на премьерах - собираться аншлаги. Но обмануть псковичей не вышло - слишком остро мы чувствует подвох, потому ремейки его прошлых постановок вызывали скорее снисхождение, чем подлинный интерес и восторг.
Ситуация поменялась с приходом в театр тандема Дмитрий Месхиев - Андрей Пронин. Неслучайно, в непростые для псковской культуры времена - времена смены власти в Псковской области - именитые, заслуженные актеры просили оставить в театре именно эту пару, потому что нуждались в них, как в глотке свежего воздуха.
Худрук театра, известный кинорежиссер Дмитрий Месхиев и театральный критик Андрей Пронин четко поняли свою задачу - чтобы вернуть псковичей в театр, нужно сделать так, чтобы он удовлетворял вкусы самых разных зрителей. Театр должен быть разным - казалось бы, очевидная, банальная вещь, понять которую прежние руководители так и не сумели. Не нужно крайностей, нужно просто прислушиваться к тому, чего не хватает псковичам. Возможно, сыграло еще и то, что ни Месхиеву, ни Пронину не нужно было работать на свое имя, они делали то, что у них получается лучше всего - просто творили.
Существенную роль в таком резком подъеме в псковской театральной жизни сыграла и поддержка со стороны областных властей. Тогда еще губернатор Псковской области Андрей Турчак, в своей семье вырастивший театральную актрису, понимал потребность псковичей в прекрасном, всячески поддерживал начинания Театрально-концертной дирекции, и даже сам стал одним из авторов очень успешного проекта ТКД - фестиваля Сергея Довлатова «Заповедник», которому, к сожалению, уготован был короткий век. Андрей Турчак лично принимал участие в разрешении конфликтов в Псковском драмтеатре, без которых при такой частой смене руководства, конечно, не обошлось, бывал на многих премьерах, водил в Псковский драмтеатр свою семью и даже не гнушался рекламировать события Театрально-концертной дирекции в своем Instagram.
Чего, кстати, не скажешь об областном комитете по культуре. Нынешний руководитель ведомства (экс-директор Великолукского драматического театра, на минуточку) Жанна Малышева, в отличие от Александра Голышева, по наблюдениям самих театральных деятелей и Дмитрия Месхиева, ни на одной премьере не была и понятия не имеет, чем живет псковский театр. Худрук неоднократно высказывал критику в отношении комитета по культуре в публичном пространстве и свое личное мнение, мол, «рыба гниет с головы»...
Итак, в 2018 году в Псковский драмтеатр приходят самые разные режиссеры - именитые и только начинающие, лауреаты всевозможных премий и те, что делают лишь первые шаги в своей фестивальной карьере.
2018-й по традиции начинается с Пушкинского театрального фестиваля, который впервые за долгие годы открывает наша, псковская, постановка. Компанию ей составили спектакли Театра Наций, новосибирского театра «Красный факел», Электротеатра Станиславский, Театра.doc и других не менее известных труп. Пушкинский театральный громко, на всю Россию, заявляет о себе, на его спектакли съезжаются именитые столичные критики и с восторгом рассказывают о нем своим читателям как о большом событии в театральной жизни страны.
Псковская премьера фестиваля - «Каштанка» Юлии Пересильд удивляет и оставляет неоднозначные отзывы со стороны самых взыскательных критиков - зрителей, но псковичи к актрисе, а теперь еще и режиссеру, гораздо более снисходительны, чем она к ним (чего только стоят ее замечания по отношению к земляками в интервью Первому каналу), поэтому спектакль пользуется популярностью, билеты раскупаются. «Каштанка» гастролирует по столице и участвует в различных театральных фестивалях, ищет свое место в репертуаре Псковского драмтеатра и в фестивальной повестке года.
А лучшим спектаклем Псковского драмтеатра в минувшем сезоне, по версии членов регионального отделения Союза театральных деятелей России, признаны «Таланты и поклонники» по пьесе А. Н. Островского в постановке Владимира Золотаря. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» сделал ставку на молодых актеров - обворожительную Ксению Тишкову и харизматичного Евгения Терских и не прогадал. Кстати, последний, судя по всему, претендует на звание нового секс-символа в Псковском драмтеатре - ни одна громкая премьера теперь не обходится без его участия, а зрители, в особенности, зрительницы, с удовольствием разбирают билеты на спектакли с ним. Он же удостоен театральной премии «Признание» за лучшую мужскую роль в спектакле «Таланты и поклонники». Пожалуй, труппе Псковского драмтеатра не хватало такой бешеной энергетики и даже легкой бесноватости.
Чего стоит, например, Отелло в исполнении все того же Терских в одноименном спектакле по Уильяму Шекспиру режиссера Даниила Безносова. Дебют актера из Карелии на псковской сцене, и сразу в «десятку». Классика в самом лучшем ее проявлении. Спустя 53 года «Отелло» вновь на большой сцене Псковского драмтеатра, вновь восторг со стороны зрителей, аплодисменты и крики «Браво!». В этой же постановке псковский зритель смог наблюдать еще одну новую звезду псковской сцены - Дарью Чураеву, ранее замеченную как раз на довлатовском фестивале в Пушкинских Горах. В аннотации к спектаклю нам обещали брутальную, «солдатскую» историю, а вышла все та же известная большинству неравнодушных к классике история любви, страсти и предательства. Лучший подарок женщинам в канун 8 марта (премьера «Отелло» на псковской сцене состоялась 6 марта 2018 года).
Март был особенно ярок на премьеры - 23-го числа молодой, но небезызвестный режиссер Сергей Чехов выпускает на малой сцене «Реку Потудань» по повести Андрея Платонова. Спектакль-прорыв для Псковского драмтеатра, эксперимент, который будут обсуждать не только в Пскове, но и далеко за его пределами. 1,5 часа напряжения, волнения, недоумения, восхищения и удивления. Спектакль вызывает разные эмоции. Премьера прошла с успехом, хотя сам режиссер был готов к разному повороту событий.
Абсолютно фестивальный проект, который по достоинству был оценен театральными критиками - 6 номинаций Национальной театральной премии «Золотая маска», в том числе «Лучший драматический спектакль малой формы» и «Лучший режиссер». «Река Потудань» - непростой спектакль, требующий внимания к тексту, к деталям, к актерам, к самим себе. Невероятно красивая постановка преимущественно благодаря пластике Илоны Гончар, за что актриса-хореограф была удостоена премии «Признание» в номинации «Необычный ракурс сезона 2017-2018». Еще одна покоренная ступень - участие спектакля «Река Потудань» в IX Платоновском фестивале искусств в Воронеже - одном из лучших театральных фестивалей России и Восточной Европы в целом. Между тем, псковская публика в своих мнениях по поводу постановки разделилась - на показах все еще присутствуют зрители, демонстративно вскакивающие со своих мест в середине или даже начале 1,5-часового спектакля со словами: «Показывают одно - говорят другое...» и покидающие зал малой сцены. Даже завораживающая красота главной героини не останавливает их перед таким шагом...
В летний отпуск театр уходит после майской премьеры очень необычной постановки - бэби-спектакля для зрителей от 1,5 лет. Актеры Псковского драмтеатра Дарья Чураева и Камиль Хардин пробуют себя в совершенно новом жанре и вместе с молодым режиссером Александрой Ловянниковой ставят, казалось бы, невыполнимую задачу - привить любовь к театру с пеленок. На 100% семейный спектакль, который возвращает в театр мам и пап с очень маленькими детьми. Первый и вполне успешный опыт Псковского драмтеатра, который, не исключено, что получит свое развитие.
Новый сезон в сентябре 2018 года Псковский драмтеатр встречает премьерой спектакля «Ревизор» по Николаю Гоголю в постановке прославленного режиссера Петра Шерешевского, главную роль в котором все так же блестяще сыграл дебютант прошлого сезона Евгений Терских. Многие зрители с удивлением отмечали, что городничий в его исполнении вызывает не столько отвращение, сколько жалость. Абсолютно новое и неожиданное прочтение Гоголя, спектакль оставляет больше вопросов, чем ответов. И некоторые эти вопросы псковские зрители решили задать напрямую вице-губернатору Псковской области Вере Емельяновой на сайте ведерников.рф:
«Вера Васильевна! Объясните, почему никто не проверил, какие фантазии будет ставить режиссер Шерешевский на сцене Псковского драматического театра. 7 октября вы ушли со второй части спектакля, а ведь там была самая «клубничка» (голая задница и постельная сцена). Мы от такой постановки «Ревизора» немного опешили. Не готовы еще мы к таким реалистичным сценам. Если нет внутренней цензуры у артистов, то цензура должна быть со стороны чиновников от культуры. «Спасибо» вам за наше окультуривание», - написал один из зрителей свой отзыв.
За «голую задницу» вступился арт-директор Псковского драмтеатра Андрей Пронин.
И, тем не менее, Андрей Пронин, как и Дмитрий Месхиев, продолжает рассчитывать на дополнительную поддержку и покровительство со стороны нынешнего руководителя Псковской области Михаила Ведерникова, потому что иначе грандиозным планам, заявленным в преддверии открытия нового сезона 2018-2019 не суждено будет сбыться. Уже сейчас понятно, что от некоторых заявленных ранее постановок из-за отсутствия должного финансирования придется отказаться или отложить их до лучших времен. Сможет ли удивить нас XXVI Пушкинский театральный фестиваль - тоже пока вопрос, полная программа пока не представлена. И тем не менее, катастрофы, как, например, в случае с фестивалем «Заповедник» или Crescendo, удалось избежать - фестивалю быть и быть именно в феврале. Программа, отмечает Андрей Пронин, будет скромнее, чем в предыдущие годы, из-за недостатка финансирования, но насыщенная лекционная часть должна несколько исправить положение.
#сюрпризыбудут - с таким хештэгом в ноябре 2017 года в будни Большого концертного зала филармонии вошла новый руководитель - Елизавета Барышникова. Молодой девушке понадобилось всего несколько месяцев для того, чтобы скептические и снисходительные улыбки всех сопричастных сменились удивлением и даже восхищением. То, что произошло в филармонии за последний год, можно без преувеличения назвать революцией. Революцией жанра, репертуара, масштабов, пиара и лиц.
Сейчас уже кажется, что непопулярность концертов классической музыки в Пскове и полупустой зал филармонии - при переполненности во время выступлений каких-нибудь звезд на грани фола - это прошлый век. На самом деле это было недавно, еще пару лет назад. За кажущейся естественностью того, что сейчас филармония действительно становится центром культурной жизни псковичей (и не только: на концерты в БКЗ приезжают из Петербурга, Новгорода), - скрывается большая планомерная работа, своего рода пропаганда. Начали с понятного и актуального нынче посыла «классика - это модно», медленно, но верно разворачивая его к осознанию того, что «классика - это интересно», «классика - это для души».
Скидки на концерты, активное участие в массовых проектах («Ночь искусства», «Черная пятница»), живое общение с псковичами в соцсетях (с начала 2018 года количество подписчиков в группе БКЗ во ВКонтакте выросло с 300 до 6200!), необычные инсталляции и фотозоны, стильные поражающие воображение афиши Александра Стройло - все это «заманило» обычного зрителя, подняло его в пятницу с дивана и бережно вынесло в мир искусства.
Зал наполнился людьми. Раньше на концертах можно было увидеть разве что знакомых журналистов, их бабушек и преподавателей музыкальных образовательных учреждений Пскова, теперь здесь действительно можно встретить одноклассницу, которую не видел лет -дцать, начальника, которого видел час назад при верстке бюджета на будущий год и даже соседа по дому - наконец-то мы познакомились!
Если сложности с привлечением в зал новой аудитории решили, прибегнув к необычному маркетингу, то другая проблема - финансирования - в течение всего года остро напоминала о себе. Дополнительная занятость музыкантов (увы, на одну оркестровую зарплату не проживешь), проблемы с духовой секцией, отсутствие арфы – инструмента классического для симфонического оркестра, нестабильность репетиций (их частота страдает из-за необходимости уступить место антрепризам и приезжим звездам) - все это не может не отразиться на общем уровне исполнительского мастерства псковского оркестра. Неминуемо возникает необходимость привлечения к серьезным концертам в Псковскую филармонию музыкантов и солистов из других оркестров страны.
Недофинансирование стало, вероятно, и главной причиной отмены музыкального фестиваля Crescendo. Тревожные «звоночки» прозвенели еще в июне этого года: Михаил Ведерников, на тот момент еще врио губернатора области, предложил определить 10 якорных мероприятий не местного уровня, после чего рекомендовал провести Crescendo «поскромнее», а в 2019 году - «приурочить к Ганзе» (читай - к «ярмарке выходного дня»). В итоге - жители области остались без события, за многие годы ставшего неотъемлемой частью культурной жизни региона. Каких бы то ни было внятных комментариев со стороны чиновников, в том числе от комитета по культуре, не последовало. Собственно, итак всем все понятно.
Еще одним важным испытанием для филармонии и ее ведущего коллектива - Псковского симфонического оркестра - в уходящем году стала смена главного дирижера.
Подобные события всегда оцениваются неоднозначно творческими коллективами: нечто подобное происходило и в декабре 2006-го, когда за дирижерский пульт вместо Аркадия Галковского встал Геннадий Чернов, и в 2012-м, когда Чернова сменил Эдуард Банько. В мае этого года поползли слухи о том, что контракт Банько не продлят, а оркестр попросту развалят, оставив псковских музыкантов без работы, а горожан – «без божества и вдохновения». Но, как показало время, Эдуард Банько продолжил работу в оркестре, который не только не развалился, но обрел «второе дыхание» с появлением нового главного дирижера - Николая Хондзинского.
Привыкать к другому руководителю оркестру не пришлось: у музыкантов уже был опыт сыгранности с Николаем. Февраль - совместный проект «Звук создан Богом», март - концерт «Времена года» (оба - с участием всемирно известной скрипачки Аяко Танабе), май - успешная «Музыка в ночи».
Эти концертные программы раскрыли в оркестре новый потенциал, а с приходом Николая Хондзинского на постоянное место работы в должности главного дирижера интенсивность творческой жизни оркестра лишь усилилась: музыканты получили уникальную возможность набирать новый опыт и репертуар, расширился состав исполнителей и инструментов (появилась даже арфа).
Как результат: в июле в Пскове только и разговоров было, что о «Лавандовой ночи», в августе – о «Золоте Вены», а 11 сентября филармония начала новый, юбилейный 75-й сезон дерзким и невероятным по красоте и зрелищности концертом. Объединившись, симфонический оркестр Псковской области и Имперский Русский Балет представили зрителям две колоритных балетных постановки: «Болеро» и «Шехеразада». Также в исполнении оркестра прозвучал знаменитый «Танец семи вуалей».
Сюрприз приготовили и для любителей неклассической музыки: 13 сентября в рамках фестиваля «Воздух Джаз» на сцене комплекса «Двор Подзноева» состоялось первое выступление эстрадно-джазового оркестра Псковской филармонии.
А пока все думали, что Елизавета Барышникова устремила все свои таланты в обучение игре на скрипке, на самом деле в это время велись переговоры с руководством Мариинки о перспективах сотрудничества и подготовка к концерту абонемента «Звук создан Богом», в котором прозвучали Чайковский и впервые на псковской сцене - Вагнер.
В ноябре зрители БКЗ рукоплескали концерту «Игры классиков», а на декабрьском концерте сопереживали неземной трагедийности моцартовского «Реквиема» и Концертом для виолончели с оркестром Элгара.
Вместе с тем в течение года БКЗ не прекращал функционировать и как концертная площадка, сохраняя традицию приглашения в Псков знаковых звезд российской эстрады, рок-музыки, известных актеров и театральных трупп. Не прервалась и традиция концертов для детской аудитории. Более того - дирекция БКЗ активно включилась в спор псковских культурных кругов с чиновниками о том, нужна ли классика подрастающим псковичам и можно ли упростить диалог между артистами и руководством детских садов города. На фоне этих споров стало особенно ясно, насколько важной стала музыкальная составляющая в культурной жизни Пскова: осознав это, «подсев» на классику, псковичи поняли, что приобщать к ней надо и юношество.
В одном из своих интервью Николай Хондзинский сказал знаковые слова:
Так что кто знает - может, интенсивность отличных концертов приведет к тому, что в городе станет чище, а в общественном транспорте пассажиры начнут выяснять не только отношения, но и обсуждать проблемы интерпретации «чужого слова» в музыке Моцарта. А уж если на концерты чаще будут заглядывать еще и чиновники всех уровней - то дороги станут лучше, зарплаты - выше, а в псковской глубинке вновь запульсирует жизнь. Там, глядишь, и до возвращения Crescendo недалеко.
Как сложится жизнь Псковского драмтеатра, филармонии и всей Театрально-концертной дирекции в 2019 году, покажет время. Из последних сил ТКД ищет пути и средства для того, чтобы воплотить все задуманное в жизнь. Планов, идей и задумок много, один проект смелее и современнее другого, но для их реализации нужны не только пытливые умы и талантливые исполнители, но и банально деньги. За плечами у ТКД большое количество фестивалей, которые уже стали брендом Псковской области - Crescendo, «Другое искусство», Пушкинский театральный, Фестиваль русской музыки, впереди - гастроли и конкурсные испытания, возможность заявить о себе не только на всю Россию, но и на постсоветское пространство. Упустить такой шанс - непростительная глупость.
Светлана Аванесова, Елена Никитина, фото редакции и ТКД