Хватит лакировать действительность

22.12.2022 17:32|Псков

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

 

«Нужно слышать тех, кто не замалчивает проблемы»

В.Путин

В среду, 21 декабря, президент России Владимир Путин выступил на коллегии Министерства обороны. Обычно такие мероприятия не затрагивают интересы простых людей, а выступления первых лиц на пленарном заседании отличаются туманными формулировками и высоким градусом официоза. Эксперты не ждали откровений и в этот раз, тем более, что накануне окончательно стало ясно, что в уходящем году не будет послания президента Федеральному собранию, а значит все интересное, неожиданное и важное глава государства отложил на следующий год. Предполагалось, что не в первый раз в 2022 году услышим про Запад, объявивший России экономическую и информационную войну, марионеточный украинский режим, пляшущий под дудку Дяди Сэма, и русофобскую пропаганду. Ну и просчитались эксперты.


Фото: Минобороны России

Прежде всего нужно сказать, что в выступлении президента было сравнительно мало геополитики. В большей степени оно касалось нашей страны и ее граждан, и только во вторую очередь конкретных проблем и задач военного ведомства. Почти не говорилось о победах и достижениях. Практически с первых минут Путин заговорил о проблемах — прямо или косвенно. Например, о том, что добытое в боях оружие стран НАТО надлежит подробно изучить и активно использовать «при строительстве Вооруженных сил России». Да, вот так: нам придется СТРОИТЬ вооруженные силы.

Зашла речь о том, что мобилизация выявила множество системных проблем, в том числе неготовность военкоматов решать поставленные задачи. Практика доказала, что военные комиссариаты, худо-бедно справлявшиеся с задачами мирного времени, оказались морально и технически не готовы к новым жизненным обстоятельствам.

Ну и главное, что сказал президент: «Нужно слышать тех, кто не замалчивает проблемы». Представляю, как эту мысль сейчас пытаются переварить и осмыслить чиновники и пропагандисты разных уровней, от какого-нибудь волостного начальника, который всю свою долгую и однообразную жизнь замалчивает проблемы исключительно из генетического страха «я лучше промолчу, а то как бы чего не вышло», до топовых федеральных пропагандистов, разорявшихся о том, как все хорошо у нас и как все плохо у них, за баснословные гонорары. Я очень надеюсь, что в данном случае слова с делом не разойдутся, поскольку в России так уж повелось, что слова президента Путина являются категорическим императивом и руководством к действию.

Думаю, слова были сказаны не на эмоциях, а по итогу системного анализа сложившейся ситуации. Которая, чего греха таить, очень непростая. И чем дальше она развивается, тем более заметна разница с лубочной лакированной картинкой, которую нам изо дня в день рисует госпропаганда.

Кстати, за день до выступления президента на коллегии Минобороны произошло еще одно событие, которому сначала не придали должного значения. Была создана парламентская координационная группа по вопросам СВО, которую возглавил секретарь Генсовета «Единой России», экс-губернатор Псковской области Андрей Турчак. Многие подумали, что это из серии «рабочих групп для бесконечной проработки вопроса и рисования дорожных карт». Но тут, как говорится, звенья одной цепи. Кто бы в эту группу ни вошел, важно понимать, что не просто так ее возглавил Андрей Турчак — вероятно, самый осведомленный о реальном положении дел в ходе СВО российский политик. Я, разумеется, могу только предполагать, чем руководствовался президент, формируя новый координационный орган. Думаю, что и главе государства стало окончательно ясно, что паркетные доклады о ходе спецоперации сильно лакируют действительность. Кто-то боится говорить правду об истинном положении дел на фронте, кто-то, что называется, не хочет расстраивать. Вот и потребовался критический независимый взгляд и человек, который не станет замалчивать проблемы.

 
Между тем, именно замалчивание проблем и бесконечный «паркет» в 2022 году разрослись до небывалых прежде размеров. Разговор о самой ничтожной проблеме у самых нижних чиновников вызывает органическое отторжение, сопровождаемое картинным закатыванием глаз, канцеляризмами и прочими защитными реакциями. Если тема кажется неудобной и трудно решаемой, чиновник 2022 года тут же пытается тебе объяснить, что сейчас такое время, что не надо бы эту проблему поднимать и шевелить. А то у нас страна сейчас в кольце врагов, не время раскачивать лодку. Стоит только заикнуться, что очереди в поликлинике, к профильному специалисту не записаться, а на дом врачи выезжают только к тем, кто находится уже совсем при смерти, как тут же тебе разъясняют, что весь мир ополчился на православную Рассеюшку, как тут не быть очередям. И не надо бы эту тему лишний раз поднимать — врачей от этого не прибавится, только народ зря баламутить. Или попробуешь пожаловаться, что сделанный пару лет назад капремонт уже начал разваливаться, тут же в ответ услышишь, что проклятущий Запад объявил нам беспрецедентные санкции, посему надо терпеть, не выступать и радоваться тому, что есть.

Уважаемые чиновники, послушайте, пожалуйста, президента и меняйте свое отношение к делу. Перестаньте, во-первых, замалчивать проблемы и изображать «беременную десятиклассницу», которая в задумчивости глядит на растущий живот и надеется, что если никому ничего не говорить, то как-нибудь само рассосется. Не рассосется. Абсолютное большинство проблем имеют разную природу и способы решения. Но их объединяет одно — если проблему не решать и не замечать, то она никуда не исчезнет. Более того, подобно раковой опухоли, она будет разрастаться, поражать все новые участки и, в конечном счете, вырастет до таких размеров, что решить ее можно будет только хирургическим путем.

Источник: babr24.com

Во-вторых, совершенно необходимо перестать видеть врагов и оппозиционеров в тех, кто поднимает и актуализирует проблемы. Человек, который не свалил в какую-нибудь Ригу или Вену, остался в России и находит силы и смелость не слиться с общей массой, а говорить о проблемах — это не враг государства, а гражданин своей страны, желающий ей прежде всего добра. Так уж сложилось, что о проблемах говорить вынуждены отдельные граждане, имеющие доступ к аудитории. Хотя должны бы, по идее, специально созданные бесчисленные структуры, начиная от Общероссийского народного фронта, который формировали, как я отчетливо помню, из критически настроенных общественников, не понаслышке знакомых с положением дел в реальном секторе. Сегодня этих критичных общественников нет — одни, как основатель «Убитых дорог Пскова», стали депутатами, чиновниками, присосались к кормушке и обуржуазились. Другие просто плюнули и отошли, поняв, что их привлекли с единственной целью — чтобы были под контролем и не слишком громко говорили о проблемах. У нас несколько общественных палат, целая куча общественных советов и комиссий, но давно вы слышали, чтобы эти органы поднимали актуальные темы? Одни молчат, потому что боятся: станешь критиковать чуть громче, чем шепотом — скажут, что в неподходящий момент (а в этом смысле в России момент всегда неподходящий, это вечное агрегатное состояние) раскачиваешь лодку, мигом запишут в махровые оппозиционеры, а там, чего доброго, наградят статусом иноагента и врага народа. Другие — потому, что команды не поступило. Без санкции свыше рта разинуть не смеют. Третьи — потому что из породы прикормленных общественников, которые видят свое призвание в держании носа по ветру и поддакивании власти. Третий сектор в России распух так, что плюнуть нельзя, чтобы не попасть в какого-нибудь общественника. Все они, по логике, должны помогать власти находить и решать проблемы. У нас же все с ног на голову поставили: стоит только заявить о проблеме, как тут же нам подбрасывают какого-то, извиняюсь, «подментованного» псевдоактивиста, который расскажет, что все не так однозначно и обязательно раз десять вспомнит давно набившее оскомину раскачивание лодки.

Зато, когда случаются проблемы, которые не замолчать, тут у ответственных товарищей руки опускаются, на лице непередаваемая грусть, потому как нужно что-то делать, а жизнь к этому не готовила. По всей стране которую неделю полыхают торговые центры — все обсуждают, но почему горят и как сделать, чтобы не горели, никто не знает, и только картинно разводят руками. Говорят, проверок нужно больше, но почему-то никто не задается вопросом, кто дает разрешение на ввод в строй общественных зданий, которые потом горят так, будто это не торговый центр, а склад нефтепродуктов. Или вот наша история с вырубкой здоровых сосен в Корытовском лесопарке. Проблема, благодаря СМИ, всплыла на поверхность и что же? Органы власти в растерянности, перебрасывают друг на друга ответственность, прокуратура собирается провести проверку, вот только владельцу участка пофигу — он как рубил сосны до реакции чиновников, так и продолжил рубить. И в этой истории, как море в капле воды, отражается общая беда. Дело в том, что за годы бесконечной лакировки действительности ответственные чиновники и общество в целом разучились правильно реагировать на проблемы. В здоровом обществе проблемы существуют, чтобы их решать. У нас, к сожалению, чтобы замалчивать.

 
Но вот тут, совершенно неожиданно, ситуация может развернуться на 180 градусов. Президент не просто разрешил, а дал указание перестать замалчивать проблемы, прекратить травить тех, кто эти проблемы вытаскивает из-под сукна чиновничьих столов, отскабливает от бесчисленных слоев лака и делает публичными. Думаю, что эту цитату каждый чиновник должен распечатать крупными буквами, поместить в рамку и повесить в своем рабочем кабинете — можно прямо под портретом президента, поскольку в кабинете каждого чиновника есть портрет президента.

Наверно, это очень своевременно. Давайте признаем, что по многим вопросам и направлениям нам нужно посмотреть правде в глаза. И честно сказать, что у нас проблемы. Это как в медицине — признание проблемы есть первый и главный шаг к выздоровлению. Возможно, этот шаг нужно было сделать намного раньше, но упущенного времени не вернешь. Так давайте не будем его терять дальше и начнем называть вещи своими именами.

Константин Калиниченко

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 300 человек